Местообитания и внешнее строение млекопитающих
Задачи урока
- Образовательная: создать условия для усвоения знаний особенностей строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов животных.
- Развивающая: продолжить формирование информационных навыков учащихся, коммуникативных – работе в паре, группе, творческих.
- Воспитательная: способствовать формированию понимания бережного отношения к живой природе.
Оборудование:
- мультимедиа проектор,
- презентация Power Point,
- дидактические карточки,
- листок учета личных достижений.
Ход урока
I. Мотивация
Легенда о Будде (приложение 1)
(приложение презентация Power Point слайд 1)
18 февраля по восточному календарю наступил год кабана (свиньи). (Примечание: в зависимости от года название животного может меняться)
В календаре Будды 12 животных:
- две рептилии – змея, дракон
- одна птица – петух
- девять млекопитающих – бык, крыса, тигр, кот, лошадь, коза, обезьяна, собака, кабан.
- К какому типу относятся перечисленные животные?
С многообразием и особенностями строения рептилий и птиц мы познакомились на предыдущих уроках. С этого урока мы начинаем знакомиться с самыми высокоорганизованным классом типа хордовых – млекопитающими. Первый урок изучения любого класса посвящен изучению особенностей внешнего строения и местообитания животных.
Тема урока “Местообитания и внешнее строение млекопитающих”
Сегодня на уроке вы должны познакомиться с особенностями внешнего строения млекопитающих, как высокоорганизованного класса позвоночных животных.
Результаты своей деятельности вы будете фиксировать в “Листке учета личных достижений” (приложение 2). За участие в обсуждение темы вы будете получать жетоны, а в конце урока каждый из вас сможет определить результат своей работы на уроке.
II. Изучение нового материала.
Работа с учебником: характеристика класса млекопитающие.
- Перечислите черты строения, которые характерны для млекопитающих животных.
- Определите систематическое положение символа года – кабана (задание выполняется на отдельных карточках, на которых предварительно записаны систематические категории) (приложение 3).
Кроме кабана и свиньи класс млекопитающих насчитывает 4 тысячи видов.
Попробуйте узнать некоторых из них.
Викторина “Узнай животное” (если учащиеся узнают животное после первого описания, они получаю 3 жетона, после второго – 2 , после третьего – 1) (приложение 4),
Угаданное животное проецируется через мультимедиа проектор (приложение презентация Power Point слайд 2)
- Как можно объяснить различия во внешнем строении млекопитающих?
Биологическая эстафета “Среда обитания” (учащиеся по рядам выполняют задание, победитель определяется по скорости выполнения задания и количеству правильных ответов)
(На доске записаны группы животных, каждый ряд с помощью специальных обозначений отмечает среду обитания животных: волнистая линия – пресноводные, двойная волнистая – морские, пунктирная – воздушное пространство, прямая линия – наземные животные)
альпака афалина бобр белобочка байкальская нерпа викунья выдра выхухоль гризли зебу кабарга калан косатка кожанок манул мангуст ондатра оцелот полосатик подковонос тапир складчатогуб сивуч утконос
*Определите на схеме, где изображены конечности млекопитающих? (приложение презентация Power Point слайд 3)
*Какой можно сделать вывод о способе передвижения млекопитающих?
Самое быстроногое животное среди млекопитающих – азиатский гепард, обитающий на открытых пространствах Восточной Африки, Ирана и Афганистана. Они способны на ровной местности развивать скорость от 96 до 101 км/ч. Самое медлительное животное – трехпалый ленивец, обитающий в Южной Америке. На земле он передвигается со скоростью 1.5-2,4 м/мин. На деревьях скорость возрастает до 3 м, а если мама – ленивец услышит крик своего малыша она “мчится” со скоростью 4 м/мин.
Тело большинства зверей покрыто шерстью – волосяным покровом. Различают три типа волос: ость, подшерсток, длинные жесткие волосы – вибрисы.
- Определите функцию каждого типа волос и выполните задание №1 на карточке (работа с учебником, ученики работают в парах) (приложение 5).
В коже млекопитающих, имеющей сложное, строение кроме волос образуются роговые чешуйки (у крыс и бобров они расположены на хвостах, наиболее они развиты у ящеров – панголин, броненосцев)
К роговым образованиям верхнего слоя кожи относятся когти, ногти, копыта, рога (кроме оленьих).
Волосяной покров периодически меняется. Смена волос (линька), у некоторых животных бывает два раза в год (весной и осенью – белка, лисица, песец). Другие линяют только раз в год: весной у них выпадает старый мех, летом развивается новый, который окончательно созревает к осени (суслик).
Щетина кабана, иглы дикобраза и ежа – видоизменения волос.
- Приведите примеры животных, тело которых не покрыто шерстью. С чем это связано?
В отличие от пресмыкающихся и птиц в коже млекопитающих имеются железы.
- Определите функцию желез и выполните задание №2 на карточке (работа с учебником).
Особенно сильно развиты пахучие железы у американского скунса, запах их выделений настолько силен, что его можно почувствовать за несколько километров, кроме того, он очень стоек. Мускусные железы имеются у кабарги, выхухоли, бобра, ондатры. Секрет желез кабарги используют в парфюмерии и медицине, в IV век в Иране при строительстве “Благоухающей мечети” его добавляли в строительный раствор. Высушенные хвосты выхухоли использовали раньше в купеческих домах в качестве отдушки для предания приятного запаха одежды.
Железы выполняют терморегуляционную, сигнальную, защитную функцию, служат для выкармливания потомства.
- Какие органы чувств развиты у млекопитающих лучше, чем у других позвоночных?
Каковы особенности строения органов слуха? (Работа с учебником).
Предлагаю вам познакомиться с еще одним представителем класса млекопитающих котом Мурлыкой. Он расскажет вам о себе, а вы должны найти ошибки в его рассказе. (приложение презентация Power Point слайд 4).
Рассмотрев только внешнее строение млекопитающих можно сделать вывод. Что они, по сравнению, с другими животными имеют более сложное строение – наличие шерстного покрова, наличие специализированных желез, особое расположение конечностей, высокое развитие органов чувств. Но это только первый шаг на пути познания этих животных.
III. Подведение итогов
Подсчет баллов в “Листке учета личных достижений”
IV. Рефлексия
В русском языке можно встретить “животные синонимы” – храбрый, как лев, гордый, как олень. Сравните свое ощущение на уроке, с каким – либо представителем класса млекопитающих
V. Домашнее задание
Нарисуйте фантастическое животное, которое обитает на планете “Солярис”, которая на 80% покрыта водой, растения на этой планете не имеют хлоропластов, а содержат хромопласты, климат не имеет резких колебаний температуры.