Цель: формировать систему читательских умений, уделив особое внимание умению воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функциями в художественном произведении.
Задачи:
- способствовать полноценному восприятию художественного произведения;
- совершенствовать навык чтения.
Ход урока
1. Стадия вызова.
Учитель предлагает отгадать загадку:
Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (жук)
- Как догадались, что это жук?
- Каких вы знаете жуков?
Послушайте стихотворение А. Барто “Жук” и постарайтесь определить героев этого стихотворения.
2. Первичное восприятие произведения и работа над содержанием.
- Чтение стихотворения учителем.
- Назовите героев этого стихотворения. (девочка, жук)
- Прочитайте стихотворение про себя.
- Расскажите, какой вы представляете себе девочку. Докажите, используя текст.
3. Нахождение связи между звуковым рядом и эмоциональным фоном.
Работа отдельно с каждым четверостишием.
- Кого нашла девочка? (жука)
- Закройте глаза и попробуйте определить какой звук помогает нам представить находку девочки.
Чтение первого четверостишия одним учащимся.
Выделение из текста звуков [ш], [ж].
На доске записаны слова: радость, тревога, печаль.
- Как вы думаете, какое эмоциональное состояние создают эти звуки? Выберите из предложенного, а может захотите добавить своё.
- Прочитайте первое четверостишие, передав это эмоциональное состояние.
Аналогичная работа над вторым и третьим четверостишием.
Вывод: Звуковой ряд в стихотворении помогает определить его эмоциональный фон, что помогает выразительному прочтению.
4. Физминутка.
5. Работа в парах.
У учащихся на парте конверты, в которых лежат иллюстрации разных жуков.
- Найдите и прочитайте описание жука.
- Рассмотрите иллюстрации жуков. Есть ли среди них похожий на находку девочки? Докажите.
- Выпишите из стихотворения слова, которые помогают ответить на вопрос:
1 ряд: Что я вижу в стихотворении?
2 ряд: Что я слышу в стихотворении?
3 ряд: Что я чувствую, читая стихотворение?
По одному человеку от ряда записывают слова на доске после того, как закончили работу в тетради. Благодаря этим записям закрепляются умения: находить героев произведения; составлять эмоциональный фон произведения, опираясь на звуковой ряд.
- Прочитайте стихотворение, передав эмоциональный фон всего стихотворения.
6. Определение цветового фона.
На доске лист бумаги формата А-3, у учащихся небольшой листик белой бумаги (палитра).
- Какую цветовую палитру использует А. Барто в своём стихотворении, чтобы передать свои мысли, чувства, настроение?
Наносим цвета, доказывая выбор. Цвета наносим кисточкой.
- Совпадает ли эмоциональный фон стихотворения с его цветовой палитрой?
- Близко ли вам содержание стихотворения?
- Прочитайте его от своего имени, передав своё настроение.
7. Рисование ромашки и жука.
- Представьте, что это перед вами ромашка, на которой сидит жук. Нарисуйте.
8. Итог урока.
Выставка рисунков.
- Что новое узнали на уроке? (Звуковой и цветовой ряд стихотворения помогают определить его эмоциональный фон.)
Чтение стихотворения хором всеми учащимися.
Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть.