Цели:
- упражнять в распознавании главных и второстепенных членов предложения;
- работать над развитием речи учащихся;
- развивать умение делать выводы;
- оспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: Урок-путешествие.
Оборудование:
- таблица “Кроссворд”,
- карточки,
- картины И. Левитана “Золотая осень”, “Работаем на огороде”
Ход урока
I. Организационная часть.
Сегодня у нас урок-путешествие в лес. (На доске картина леса).
Мы стоим около школы. Чтобы идти в лес сперва надо выполнить задание. Это смогут сделать те, кто красиво и правильно выполнит задание по чистописанию.
II. Чистописание.
Будем писать букву, которая соответствует первому звуку в слове ЛЕС – [Л]
лес лесник лесок лесной
- Что объединяет эти слова? (Корень, общий смысл).
- Какое слово является проверочным для всех слов? (Слово, лес).
- Почему? (В нем ударная гласная).
- Как вы думаете, здесь есть “лишнее” слово?
- Найдите его. (Слово лесной).
- Почему? (Все имена существительные, а это имя прилагательное, отвечает на вопрос какой?)
Вы справились, молодцы!
Сообщение темы и цели урока.
I. Нас ждет первый привал “Словарная”.
1. Здесь ждут наши друзья. Чтобы узнать, вам придется отгадать слова. (Вывешивается кроссворд, или заранее написать на доске).
- Как назвать одним словом? (Животные).
- На какие группы можно разделить? (Птицы и звери, домашние и дикие).
- В каком слове букв меньше, чем звуков? (В слове заяц).
- В каком слове букв больше, чем звуков? (В слове медведь).
- В нашем лесу водятся эти животные? Кто видел?
- Мы сними разговариваем?
2. Мы между собой разговариваем. Какой должна быть наша речь?
(Грамотной, интересной, правильной, живой).
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
- Что такое предложение? (Законченная мысль)
- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).
- А еще из чего состоит предложение? (Из второстепенных).
3. Наблюдение.
Сегодня мы будем находить основу предложения или находить главные члены предложения.- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Картина, где дети работают на огороде).
- Я напишу на доске предложение: Дети работают.
- вам нравится предложение, почему?
- Тогда помогите мне сказать более точно. (Дети предлагают разные варианты, учитель записывает некоторые из них на доске).
Дети работают на огороде.
Взрослые дети работают на пришкольном участке.
- Какие члены предложения помогли более точно ответить на вопрос? (Второстепенные члены).
- Почему второстепенные члены получили такое название? (Они вторые по степени важности).
4. Пишите предложение и найдите его основу. (Дети выполняют задание).
Вывод: Второстепенные члены помогают улучшить предложение. Без них невозможно составить хорошие, красивые предложения.
II. Подходим к привалу “Книжная”
Откройте учебники стр.21 упр.44. (Выполняют упражнение самостоятельно).
III. Физминутка.
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки
Подарки нам с тобой.
IV.А теперь нас ждет привал “Лесная”.
1. Перед нами стоит осенний лес. (Вывешивается картина осени или картина И. Левитана “Золотая осень”).
- Что произошло с деревьями? (Пожелтели, осыпались…)
- Какой наряд надели деревья? Назовите прилагательные.
- Составьте маленький рассказ.(Составляют рассказ).
- Какую пользу приносит лес? (Ответы учащихся)
2. Давайте, пойдемте в лес.
- Что растет в лесу? Кто живет?
- Что нужно делать, чтобы лес радовал? (Беречь его)
V. Итог урока.
1. Вот мы в лесу, а лес хочет проверить, чему вы научились. Я раздам карточки, вы должны определить главные члены предложения.
Карточки:
- Яркое, солнечное утро разбудило ребят.
- Коровы лежали в густой траве.
- Светлана гуляла между домами.
- Дети во дворе играли в футбол.
- Танюша пришла домой с золотым венком на голове.
- Бабушка ходит в лес за грибами.
Молодцы! Лес очень доволен, и ваши друзья (звери и птицы) тоже довольны. Как хорошо в лесу, дышите свежим воздухом. В предложении есть главные и второстепенные члены. Лес тоже главный, без него мы, сельские жители, не можем жить.
Теперь пора домой. Спасибо.