Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся;
- развитие на уроке мышления и умение применять знания на практике (пользоваться приборами);
- развитие самоконтроля у учащихся в процессе деятельности всего урока.
Оборудование и материалы:
- мензурка,
- весы,
- набор гирь,
- термометр,
- динамометр,
- линейка,
- пробирка,
- колба,
- ливер,
- блюдце,
- мыло,
- сосуд с водой,
- сосуд с подкрашенной водой,
- груз,
- три сосуда разной формы,
- монетка в держателе,
- спиртовка,
- деревянный брусок с вбитыми гвоздиками,
- компьютер,
- экран,
- проекционный аппарат,
- по10 талонов на каждой парте (во время урока учащиеся оценивают себя одним талоном за каждый правильный ответ).
План урока:
- Введение (2 мин)
- Физические величины, их обозначение, единицы измерения, приборы (8 мин)
- Что здесь лишнее (4 мин)
- Найдите общее (6 мин)
- Физические явления (4 мин)
- Аукцион (6 мин)
- Проведение экспериментов (8 мин)
- Решение качественных задач (5 мин)
- Итог урока (2 мин)
Ход урока
На экране – тема урока (Слайд 1 Приложения 1)
1. Введение
(Слайд 2 Приложения 1)
Урок начинается с эпиграфа:
“Науку всё глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”.
(Фирдоуси персидский поэт 940-1030гг)
Мы приступили к изучению нового предмета – ФИЗИКА и с каждым уроком мы поднимаемся по ступенькам всё выше и узнаём с каждым уроком всё больше.
2. Физические величины, их обозначение, единицы измерения, приборы
а) Вспомним, с какими физическими величинами мы познакомились на уроках физики?
(вызывается к доске учащийся, и он пишет в столбик все физические величины, с которыми познакомились на уроке)
б) Как обозначаются эти физические величины?
(второй учащийся пишет на доске в столбик напротив каждого названия физической величины – её обозначение)
в) А какую единицу измерения имеет каждая физическая величина?
(третий учащийся пишет на доске в столбик напротив каждого названия физической величины – её единицу измерения)
г) Какими приборами можно измерить значение каждой физической величины?
(четвёртый учащийся, с места называет приборы, которыми можно измерить значение каждой физической величины)
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения | Прибор |
скорость | м/с | спидометр | |
путь | Ѕ | м | |
время | t | с | часы, секундомер |
масса | m | кг | весы |
объём | V | м? | мензурка |
плотность | кг/м? | ||
сила | F | Н | динамометр |
3. Что здесь лишнее?
(Слайд 3, 4 Приложения 1)
(учащиеся, глядя на экран, выясняют, что в каждом столбике может быть лишнее)
а) физические величины:
|
|
б) физические приборы:
- весы
- мензурка
- линейка
- термометр
- жидкость
- часы
в) единицы измерения физических величин:
м | кг | сек | м3 | кг/м2 | м/с | m | Н |
г) физические явления:
- молния
- диффузия
- инерция
- нагревание
- молекула
- движение
4. Что здесь общее?
(К доске приглашается учащийся. На демонстрационном столе учителя, дан набор физических тел. Вам надо разделить их на две части, по одному общему признаку и назвать, по какому.)
Одна часть: мензурка, весы, термометр, динамометр, линейка – это измерительные приборы;
вторая часть: пробирка, колба, стеклянный стакан, ливер – это физические тела, сделанные из стекла.
5. Физические явления
(Слайд 5 Приложения 1)
Мы на уроках знакомились и с физическими явлениями.
Глядя на рисунки на экране, скажите, о каком физическом явлении здесь говорится?
(например: греет батарея – тепловое явление, едет автомобиль – механическое явление и т.д.)
6. Аукцион
“Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем”.
А теперь побываем с вами на аукционе, где на продажу выставляется три лота.
ЛОТ №1 – ТЕРМОМЕТР
это физический прибор
это прибор для измерения температуры
единица измерения 1°С и т.д.
ЛОТ № 2 – ВЕСЫ
ЛОТ №3 – МЕНЗУРКА
7. Проведение экспериментов
А теперь вам предлагаю побывать в роли учителя. Вы, из предлагаемого набора приборов, по очереди, должны провести эксперимент, и пояснить о каком явлении, свойстве или действии идёт речь.
1) даны приборы:
- монетка в держателе
- деревянный брусок с вбитыми гвоздиками
- спиртовка, спички
– этот эксперимент объясняет изменение объёма тела при изменении температуры
2) даны приборы:
- тарелка,
- мыло
(смочить тарелку водой и взяв кусок мыла, прижать плотно и повернуть два – три раза, тарелка поднимается вместе с мылом)
– этот эксперимент объясняет действие сил притяжения
3) даны приборы:
- сосуд с водой,
- сосуд с подкрашенной водой,
- ливер
– этот эксперимент объясняет явление диффузии
4) даны приборы:
- динамометр,
- груз
– этот эксперимент объясняет действие силы тяжести и силы упругости, их точки приложения, и их направление
5) даны приборы:
- весы,
- груз,
набор гирь
– этот эксперимент объясняет измерение массы тела на рычажных весах
6) три стеклянных сосуда разной формы, один с водой
- этот эксперимент объясняет свойство жидкостей
8. Решение качественных задач:
- Почему уменьшается длина рельса при его охлаждении?
- Почему на доске пишут мелом, а не куском мрамора?
- Почему не рекомендуется оставлять мокрую тёмную одежду с белой?
- Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
- Почему в гололедицу тротуары посыпают песком?
9. ИТОГ:
(Слайд 2 Приложения 1)
1) оценки:2,3 талона – “4”
4,5 талонов – “5”
2) вернуться к эпиграфу: действительно “лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет”.
Литература:
- Е.А. Демченко. “Нестандартные уроки физики 7-11 классы”. – Волгоград: “Учитель – АСТ”, 2002 г.
- С.В. Боброва. Физика. VII-X классы: Нестандартные уроки. – Волгоград: Учитель, 2003 г.
- И.Я. Ланина. Внеклассная работа по физике. М., Просвещение, 1977 г.
- Л.А. Горев. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1977 г.
- В.И. Лукашик. Сборник задач по физике: учебное пособие для учащихся 7-8 кл. М., Просвещение, 1996 г.