Цели:
- повторить правила перехода улиц и дорог;
- обобщить знания учащихся о дорожных знаках и сигналах светофора;
- развивать речь, мышление, уважение к участникам дорожного движения.
Наглядные пособия:
- комплект дорожных знаков,
- карточки “Лото”,
- цветовые сигналы.
Ход занятия
Уч-ль: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие - в страну Дорожных Знаков. (стук в дверь)
Уч-ль: Нам письмо. Давайте прочитаем. “Дорогие ребята! Мы, жители страны Дорожных Знаков, находимся в беде. Злая Помеха –Неумеха захватила нас в плен, и теперь у нас в стране происходят одни аварии. Помогите нам!”
Уч-ль: Кажется нам надо торопиться! Ведь на улицах и дорогах нельзя обойтись без Дорожных Знаков. Дорожные Знаки – это правила, как в русском языке есть же правила, которые помогают написать слова. В математике – формулы, по которым решаются задачи и примеры. На дорогах есть свои правила.
Везде и всюду правила -
Их надо знать всегда.
По городу, по улице
Не ходят просто так,
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Помни правила движенья,
Как таблицу умноженья.
И знай их назубок!
Уч-ль: Ребята, чтобы помочь Дорожным Знакам, надо вспомнить правила дорожного движения. (вбегает Помеха-Неумеха, вырывает письмо, просматривает его)
П.-Н. (злорадно): Ха! Помощи захотели! Не будет им никакой помощи! Да кто им поможет?
Уч-ль: Мы поможем?
П.-Н.: А кто вы такие?
Уч-ль: Мы ученики 2-а класса.
П.-Н.: Не удастся вам помочь! Я так хорошо упрятала Светофор и Дорожные Знаки! Путь туда длинный и трудный. (уходит)
Уч-ль: Ну что ж, ребята, не будем терять времени.
Кот: Мя-у!
Уч-ль: Кто это к нам пожаловал?
К.: Я – Кот, ученик светофорных наук. Знаю все правила дорожного движения и вас могу научить.
Уч-ль: Сейчас мы это проверим. Скажи-ка, пожалуйста, как нам переходить улицу?
К.: Как? На четырёх лапах!
Уч-ль: Верно, ребята? (коту)
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт!
А теперь второй вопрос: как правильно нужно обходить автобус?
К.: А за чем его обходить? Можно и перепрыгнуть. А еще проще – пролезть между колёсами.
Уч-ль: Ребята, подскажите коту правильный ответ. Он совсем запутался. (ответы)
А теперь скажи, Кот, можно ли играть на мостовой?
К.: Конечно можно! Особенно весело играть в мяч.
Уч-ль: А вы, ребята, согласны с котом? (ответы)
Уч-к:
Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья –
Знать как таблицу должны умноженья.
На мостовой не играть, не кататься!
Если хочешь здоровым остаться!
П.-Н.: Не слушай ты их! Почему это они всё тебе вопросы задают? А сами-то они что-нибудь знают? (знаем)
Теперь я буду вам вопросы задавать!
- Какой глаз светофора говорит: “Стоп! Идти нельзя!”? (красный)
- На какой свет светофора можно переходить улицу? (зеленый)
- О чем предупреждает желтый глаз светофора? (“внимание”)
Скучно здесь с ними: все-то они знают, все-то они умеют… Пойдем со мной делать аварии!
(шум, крик, скрип, выходит, храмая, Кот в бинтах)
К.: (жалобно) Ребята, возьмите меня к себе. Не хочу я больше дружить с П.-Н.
Уч-ль: Возьмем? Ребята, нам надо торопиться. Нас ждут Дорожные Знаки и Светофор.
Мы итак задержались из-за П.-Н.
(идем под муз “Вместе весело шагать”)
На пути у нас первое препятствие “Дорожный лабиринт”. Лабиринт – это запутанная сеть дорожек, ходов. Надо быстрее отгадать загадки и мы выберемся из него.
П.-Н.: А вот и не отгадаете!
1. Пересечение двух дорог. (перекресток)
2.
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (велосипед)
3.
Где бы нам через дорогу
К магазину перейти?
Вот за этими ларьками,
Там, где стрелка у ворот,
Мы на стрелке этой сами
Прочитали… (переход)
4.
Что за чудо этот дом!
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
5.
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (троллейбус)
6.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь. (светофор) (Приложение 1)
Уч-ль: Молодцы! Мы подошли к “Площади Ребусов”. Ребус – это слово, зашифрованное с помощью значков, рисунков, цифр.
(водитель, улица, машина, дорога)
- Молодцы, ребята! Вот мы уже добрались до остановки под названием “Викторина”.
(дети показывают ответы цветовыми сигналами)
1. Назовите последовательность смены сигналов в 3-х секционном светофоре:
- зеленый, красный, желтый;
- зеленый, желтый, красный;
- красный, желтый, зеленый..
2. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
- мостовая;
- тротуар;
- велосипедная дорожка.
3. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
- при желтом;
- при зеленом;
- при красном.
4. Как вы должны поступить, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал светофора сменился желтым?
- быстро перебежать улицу;
- вернуться на тротуар;
- остановиться на осевой линии и дождаться зеленого сигнала светофора.
Уч-ль: Ой, ребята, действительно очень длинный и трудный путь. Давайте отдохнем.
(танцуют под музыку)
- Кто-то здесь разговаривает. Так вот где П.-Н. спрятала Дорожные Знаки! Мы их нашли и они помогут нам освободить Светофор. Но чтобы мы без аварий добрались, давайте вспомним, что означает каждый из этих знаков. (Приложение 3)
(На доску вывешиваются рисунки дорожных знаков. Дети читают о них стихи.)
1.
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Мой приятель говорит:
“Детям путь сюда закрыт!” (“Дети”)
2.
Машина мчит во весь опор,
И вдруг навстречу знак:
Изображен на нем забор.
Я тру глаза, гляжу в упор:
Шоссе закрыто на забор?
А это что за знак? (“Железнодорожный переезд со шлагбаумом”)
3.
Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть здесь ищут клад,
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь. (“Дорожные работы”)
Уч-ль: К какой группе относятся эти знаки? (Предупреждающие.)
4.
Здесь заправится машина,
Выпьет три ведра бензина.
Поможет знак машине каждой,
Если та страдает жаждой. (“Автозаправочная станция”)
5.
Ната с куклою в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко! Доктор рядом! (“Пункт первой медицинской помощи”)
Уч-ль: К какой группе относятся эти знаки? (Знаки сервиса.)
6.
И зайчишку, и Маришку,
И соседского мальчишку
Четко знак оповещает:
Въезд машинам запрещает! (“Въезд запрещен”)
7.
Ездят здесь одни машины,
Грозно их мелькают шины.
У тебя велосипед?
Значит – стоп! Дороги нет! (“Движение на велосипеде запрещено”)
Уч-ль: К какой группе относятся эти знаки? (Запрещающие.)
8.
У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут.
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут. (“Место остановки автобуса”)
9.
Этот знак такого рода:
Он на страже пешехода.
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте. (“Пешеходный переход”)
Уч-ль: К какой группе относятся эти знаки? (Информационно-указательные.)
Уч-ль: Теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете Дорожные Знаки?
Поиграем в игру “Лото”.
МОЛОДЦЫ! (Победителям вручаются призы.)
П.-Н.: Чему радуетесь-то? Светофора-то вам не видать! Потому что вы не знаете, по какой дорожке можно попасть к нему!
Уч-ль: Ребята, по какой же дорожке можно подойти к светофору? (по пешеходной)
(входит Светофор)
Св.: Спасибо, друзья, что выручили меня. Будьте внимательны и осторожны на улицах города!
Чтоб вам помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день и ночь
Зеленый, желтый, красный.
Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты –
Слушай мой совет.
Жди, увидишь скоро желтый
В середине свет.
А за ним – зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: “Препятствий нет,
Смело в путь иди!”
Ребята, давайте поиграем в игру “Светофор”.
Уч-ль: Э-эх, П.-Н., ничего-то ты не умеешь! Лучше бы поучилась у ребят. Они хотя еще и маленькие, но правила дорожного движения знают хорошо! Ребята, чтобы П.-Н. больше не устраивала аварий, давайте решим дорожные задачи и объясним ей, как надо вести себя на дорогах.
(Дети 2 мин обсуждают в группах. Проверка.)
Задача 1.
Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеход- ному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала.
Сколько ребят правильно перешли дорогу?
Задача 2.
Бабушка спросила Юру, почему он плохо ведет себя на улице: бежит куда по- пало, не смотрит по сторонам. Юра ответил:
- Ты же сама говоришь: “Внучек, быстро сбегай в магазин, чтобы одна нога была там, а другая здесь”. Вот я и бегаю.
Кто прав в данном случае – бабушка или Юра?
Задача 3.
Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Ос- тальные остались играть на дороге.
Сколько ребят поступили правильно?
МОЛОДЦЫ, ребята!
П.-Н.:
Очень важная наука –
Правила движения.
И должны их соблюдать
Все без исключения.
Кот:
Вы на знаки посмотрите
И спасибо им скажите.
Изучайте, уважайте,
На дороге не зевайте!
Св.:
Площадей и улиц
В городе много.
Правила движения
Соблюдайте строго!
Уч-ль: Ребята, Светофор и Кот вам дарят на память открытку с правилами ДД.
(раздают открытки)
Наше путешествие закончилось. Пора возвращаться домой.
(под муз.)
Вам понравилось наше путешествие? Зачем необходимо выполнять правила ДД?
Игра “Это я, это я – это все мои друзья”
- Кто из вас идет вперед только там, где переход?
- Знает кто, что красный свет – это значит: хода нет?
- Знает кто, что свет зеленый означает: путь открыт?
Всем участникам движения: и пешеходам, и водителям – мы желаем
СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!