Цели:
- Продолжить знакомство со сказкой Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”
- Развивать у детей способность эмоционально откликаться на прочитанное, сопереживать героям.
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание таких нравственных качеств как доброта, чувство ответственности.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Совместное открытие новых знаний.
- Первичное закрепление.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Методы и приемы:
- Фронтальная беседа.
- Прослушивание фрагмента аудио - кассеты.
- Чтение монолога за диктором.
- Задание учащимся на приведение собственных примеров.
- Ролевое чтение.
- Выборочное чтение.
- Составление характеристики героя.
- Для достижения поставленных целей и задач урока такие методы контроля:
- Визуальное наблюдение учителя, с целью определить эмоциональный отклик.
- Анализ ответов учащихся, их направленность.
- Качество подготовки домашнего задания.
- Активность класса, эмоциональность.
1. Организационный момент.
Ребята, давайте улыбнемся, друг другу и с таким хорошим настроением начнем урок чтения.
2. Актуализация знаний.
Можно ли вас назвать внимательными читателями? Для этого ответьте на следующие вопросы:
1. Как вы понимаете слово “приручить”? Попробуйте ответить на этот вопрос словами Лиса. (Выборочное чтение)
Проверка домашнего задания. Чтения монолога Лиса.
2. Что такое обряды?
3. Почему, по мнению Лиса у взрослых не бывает друзей?
4. Вы согласны с ним?
5. Что такое счастье, по мнению Лиса, и какова его цена? (Выборочное чтение)
Предположите, как будут дальше развиваться отношения между Маленьким Принцем и Лисом. А хотите точно узнать, что же произойдет дальше?
Что для этого надо сделать? (Продолжать читать произведение.)
3. Совместное открытие новых знаний.
Определение темы и цели урока.
Определите тему урока.
Какие цели вы поставите на урок?
4. Первичное закрепление. Работа над текстом.
Прочитайте про себя 5 часть. Какие слова непонятны или вызывают трудности при чтении?
Вопросы после чтения:
- Почему Лису было больно при прощании? Какая это была боль?
- Как вы понимаете слова Лиса, который говорил, что будет плакать при прощании по Маленькому Принцу, но ему от этого будет хорошо?
- Где искать ответ? (в монологе Лиса)
Читаем монолог за диктором. (диктором на этом уроке был учитель)
Узнали ли мы секрет Лиса? (Нет. Он еще впереди.)
Но сначала отдохнем.
Физкультминутка.
Звучит музыка П.И. Чайковского “Вальс цветов”,ребята под музыку красиво изображают движения характерные розам.
Чтение по цепочке 6 ч
Ответы на вопросы:
- В чем же заключался секрет Лиса? (На доске открывается запись.) “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.
- Подберите синоним слову зорко. Какое значение имеет это слово в тексте?
- Почему так дорога роза Маленькому Принцу?
- Подберите синоним к слову истина.
- Зачем Маленький Принц повторял слова Лиса?
- Какие слова просил запомнить Лис?
Давайте прочитаем, какой же секрет открыл Лис мальчику? (хоровое чтение)
Как вы его понимаете. А есть ли у вас кто-нибудь, кого вы приручили и теперь за него в ответе?
Ролевое чтение.
Чтение по ролям 5и6 главы. Перед чтением определим речевые средства выразительности:
Темп чтения. Он может меняться в зависимости от смысла текста.
Нормальный - для Лиса. Замедленный - для Маленького Принца т.к. он повторяет слова, чтобы запомнить.
Тон чтения. (Грустный, ласковый, доброжелательный.)
Громкость чтения. (Тише, чем обычно.)
Дается время для подготовки. Чтение.
Прежде чем оценить чтение ребят, прослушайте запись этого же отрывка. (Прослушивается запись сказки)
Оцените ролевое чтение ребят в сравнении с услышанным на кассете. Что удалось? Что нет? На каком уровне выразительности?
Работа с произведением после текста.
Понравился ли вам герой Экзюпери? Чем? Составьте характеристику. (По ходу ответов учеников ведется запись в тетрадях)
Как относится автор к своему герою? Почему вы так решили? Докажите.
Проблемный вопрос.
Чем взрослые отличаются от детей? (возраст не имеется в виду)
Об авторе сказке.
Что вы можете сказать об авторе, прочитав произведение? Хотите узнать о нем поподробнее?
де Сент-Экзюпери Антуан-Мари-Роже (1900-1944)
(Используются материалы из справочника Н.И.Кузнецовой “Детские писатели”)
Что хотел донести до нас, читателей, автор? С какой целью Экзюпери писал произведение?
5. Итог урока.
Каков жанр произведения? Почему это произведение относится к жанру сказки?
Чему нас учит эта сказка?
Почему она включена в раздел “Обыкновенное чудо”?
6. Домашнее задание.
Домашнее задание на выбор:
- Нарисовать Маленького Принца и рассказать о нем.
- Выписать цитаты в тетрадь по чтению.
- Чтение по ролям 5и6 главы.
7. Рефлексия.
Достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?
Комфортно ли вам было на уроке? Дополните предложения:
- На уроке мне было ………..
- Мне радостно от того ……..
- Мне жаль ……….