Цели: создать условия для:
- понимания учащимися приема письменного увеличения (уменьшения) в 10, 100, 1000 раз;
- развития умений читать и сравнивать числа состоящие из единиц I и II класса;
- совершенствования вычислительных навыков и умений решать задачи;
- развития логического мышления;
- воспитания бережного отношения к природе, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование:
- учебник математики М.И. Моро 4 кл.,
- карточки для каждого ребенка,
- презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
Давайте будем руки поднимать
И грамотно и четко отвечать.
II. Устный счет
- Ну-ка в сторону карандаши
Ни костяшек, ни ручек, ни мела,
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться!
И кругом – только умные лица,
Потому что считаем в уме!
1. Решение задач (слайд 2)
Для начала наудачу
Надобно решить задачу.
а) Общая тетрадь стоит 10 рублей, а карандаш в 10 раз дешевле. Сколько стоит карандаш?
б) Дочери 9 лет, а мать в 4 раза старше. Сколько лет матери?
в) В бочке 40 литров воды. Её разлили в ведра по 10 литров в каждое. Сколько ведер потребовалось?
- Ребята, а нужно ли беречь воду? Почему?
На десерт задача-шутка
Только на одну минутку.
На столе лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке. И не стало этой кучки. Сколько было конфет в кучке?
2. Чтение многозначных чисел (слайд 3)
Это интересно!
а) Для сбора 1 кг меда одной пчеле нужно налетать около 300 000 км.
б) Самая высокая гора Эверест (в Гималаях) 8848 м.
в) Самые глубокие впадины:
Марианская – 11034м
Курило-Камчатская в Тихом океане – 10542м.
г) Самое глубокое озеро на земле – Байкал. Его глубина 1637м.
д) Длина реки Волги – 3530км.
3. Сравни числа (слайд 4)
- У вас на столах карточки. Вставь вместо звездочек знаки “<” “>” “=”.
99 999 * 100 000
415 760 * 415 670
19 400 * 19 399
200 005 * 200 005
- Проверьте правильность выполнения задания.
4. Игра “Соберем грибы” (слайд 5)
Сейчас представьте себе, что мы отправились в лес за грибами. Давайте вспомним правила поведения в лесу и правила сбора грибов.
III. Сообщение темы и цели урока (слайд 6)
- Чему будем учиться сегодня на уроке?
- Какие вопросы возникли?
- Сегодня перед нами стоит такая задача: открыть тайны увеличения и уменьшения чисел в 10, 100, 1000 раз.
IV. Работа по теме урока
а) Устная работа
- Перед вами числа: 10, 100, 1000.
- Что обозначает цифра 1 в каждом из этих чисел? (1 десяток, 1 сотня, 1 тысяча)
- Во сколько раз 1десяток, 1 сотня, 1тысяча больше, чем единица?
б) Работа со слайдом 7
- Сравни числа каждой строки. Во сколько раз увеличится число?(в 10, 100, 1000раз)
- Какой можете сделать вывод?
- А как вы думаете, что будет происходить, если мы будем делить число на 10, 100, 1000? Что случится с нулями?
- Какой можете сделать вывод?
V. Релаксация (физминутка)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
VI. Закрепление и повторение
а) Работа по учебнику
№ 126 – выполняется самостоятельно с последующей проверкой.
б) Работа над задачами (слайд 8, 9)
- Гуляя по лесу и собирая грибы мы с вами набрели на костер, кто – то забыл его потушить. К чему это может привести? Скажите, ребята, а для чего нужно беречь лес? Что дает нам лес?
- Давайте потушим костер? Для этого нам надо выполнить задание.
№ 129 – самостоятельное решение задачи после предварительного разбора.
- Как еще мы можем помочь лесу? (посадить деревья)
- Давайте засадим участок деревьями.
№ 131
а) Работа над содержанием.
- Какой формы участок? С какими сторонами? Изобразите условно, заменив метры сантиметрами в тетрадях.
- Что значит “обойти вокруг участка”?
- Как это сделать? Как сказать математическим языком “обойти вокруг участка”?
- Как мы находим периметр?
Опорная схема:
- Что значит 1 метр в условии задачи?
- Можем ли мы узнать, сколько шагов надо сделать?
VII. Подведение итогов
- Чему учились на уроке?
- Для чего мы это делали?
- Что интересного узнали на уроке?
VIII. Рефлексия.(слайд 10)
- Кому было трудно на уроке?
- Кому интересно?
- Нарисуй на полях свое настроение.
IX. Домашнее задание.(слайд 11)
- Дома вы можете выполнить задание по выбору: стр. 28 № 127 или № 132