Цели урока:
- развивать фонематический слух учащихся;
- формировать навык слогового чтения;
- расширять поле чтения учащихся;
- обогащать словарный запас учащихся;
- формировать умения связной речи;
- развивать интерес к чтению.
Оборудование:
- кубики Зайцева,
- таблицы слогов Зайцева,
- фланелеграф,
- карточки с пословицами,
- лента букв,
- картинки с изображением Незнайки и Винни-Пуха,
- схемы слов,
- театральные маски Петуха и Лисы.
ТСО: магнитофонная запись музыки к песне “Подмосковные вечера”
ХОД УРОКА
1 Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
1. Песенка “Алфавит” (под музыку “Подмосковные вечера”)
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Твердый Ы мягкий Э Ю Я |
(дети хором поют песенку)
2. Тренировочные упражнения.
1) Чтение по ленте букв.
А | О | У | Ы | Э | Й | Р | Л | М | Н | Б | В | Г | Д | Ж | З | Ъ | ||||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | Ц | Ч | Щ | Х | Ь |
- Прочитайте гласные.
- Назовите гласные, обозначающие твердость согласных; мягкость согласных; обозначающие 2 звука;
В каких случаях гласные могут обозначать 2 звука?
- Прочитайте согласные.
- Назовите согласные звонкие непарные; парные по глухости – звонкости; согласные парные , всегда твердые.
2) Игра “ Помоги Незнайке навести порядок
К нам в гости пришел Незнайка.
У него трудное задание – нужно навести порядок среди данных букв. Давайте хором их прочитаем и поможем ему.
(буквы выставлены на наборном полотне)
(ученики делят буквы на группы: гласные и согласные; гласные , обозначающие твердость и мягкость согласных и согласные; гласные и согласные, звонкие и глухие; гласные , обозначающие 2 звука и согласные)
3) Игра “Какую песенку тебе спеть?”
(ученик выбирает блоки складов из таблиц Зайцева и пропевает всему классу)
А | Я | П | ПЬ | Ф | ФЬ | К | КЬ |
О | Ё | ПА | ПЯ | ФА | ФЯ | КА | КЯ |
У | Ю | ПО | ПЁ | ФО | ФЕ | КО | КЕ |
Ы | И | ПУ | ПЮ | ФУ | ФЮ | КУ | КЮ |
Э | Е | ПЫ | ПИ | ФЫ | ФИ | КЫ | КИ |
ПЭ | ПЕ | ФЭ | ФЕ | КЭ | КЕ |
- Назови мягкие слоги;
- Дополни слоги до слов;
4) Чтение слогов слов. (напечатаны на доске)
ГРЕ ПЛА ТРЯ СТРО ДРУ ГРЯ ДЛЕ ДЧИК ЗНО УШК ЖДО ЗНИ
- Прочитай слоги.
- Прочитай мягкие слоги.
- Добавь до слова.
5) Изограф “Яблоко”
Определите, какое слово здесь зашифровано? (яблоко)
1) Звуко-буквенный анализ слова
2) Подбор родственных слов. Какой корень в этих словах?
Физминутка. (дети выполняют имитирующие движения)
Хомка, хомка, хомячок -
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает -
Лапки моет, щечки трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять -
Хочет хомка сильным стать!
3. Работа по теме
1) Рассказ учителя о разных языках на Земле.
Вы знаете, что на земном шаре или, как говорят по-другому, на планете Земля, живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи. Все они говорят на разных языках. Например, по-русски мы говорим: “Здравствуйте, мальчики и девочки!”, а по-английски это звучит так: “Good morning boys and girls!”, по-немецки: “Guten morgen di medhen und di ungen!”
Но оказывается, можно по-разному говорить и на русском языке. На севере России (Вологда, Владимир, Кострома) “окают”: говорят ( Москва, молоко), т.е. безударные гласные О произносят как ударные. А на юге России, в Москве “акают”, говорят (Масква, малако). Сегодня на уроке вы узнаете, зачем нужен “язык” и сколько значений имеет это слово.
2). Загадка.
А теперь давайте отгадаем загадку. Что это?
“Если б не было его, не сказал бы ничего” (язык)
Почему вы так думаете? Докажите.
3) Звуко-буквенный разбор слова “Язык”
Сколько слогов в этом слове? Какой 1? 2?
Какой слог ударный?
Выбери правильную схему слова:
Сколько звуков в этом слове? 1? 2? 3? 4? 5?
Обозначь звуки буквами. Что интересного ты заметил?
Ученик: 1и 2 звуки обозначаются одной буквой “я”.
4 )Чтение столбиков слов с.84 “Азбуки”
гора пятерка Елена горе пятница Николай горный пятно Юлия пригорок пятачок Рая
Найдите слова, состоящие из 2 слогов? 3 слогов? Докажите правильность своего ответа.
Что вы можете сказать о словах 1 столбика? 2 столбика? 3 столбика? Что между ними общего? Чем отличаются? Найдите лишнее слово в каждом столбике. Почему оно лишнее? Докажи.
5) Чтение текста, с 84.
- “Жужжащее чтение”
Сколько предложений в тексте? Как вы определили?
- Выборочное чтение.
Прочитай предложение, в котором говорится о том, как разговаривают на Волге и как в Москве?
Что значит “окают”? , “акают”?
Прочитай как волжанин, плавно, как будто поешь.
Прочитай как москвич, быстро, как будто торопишься куда-то.
6).Самостоятельная работа “Нарисуй язык” (работа в Азбуке)
Какие значения может иметь слово “язык”?
7) Игра “Когда мы так говорим?”
У нас в гостях Винни-Пух. Он принес вам несколько карточек-заданий.
Объясните, когда мы так говорим?
(на фланелеграфе Винни-Пух и карточки с пословицами)
Держать язык за зубами. |
Не спеши языком – спеши делом. |
Язык до Киева доведет. |
8) Игра “Театр”
Теперь давайте перейдем к языку животных.
Рассмотрите рисунок из учебника.
- Какая это сказка?
- Кто действующие лица сказки?
- Каковы особенности их характеров?
(Лиса – хитрая, ей нужно уговорить Петушка.
Петух – доверчивый, поверил льстивым словам лисицы.)
Давайте споем песенку на свой мотив голосом лисы, которая хочет уговорить петушка.
(используются театральные маски)
4. Итоги урока (используются кубики Зайцева)
- Составь слово из кубиков. Прочитай его.
- Что можешь рассказать о нем?
- Составь с ним предложение по схеме ________ __________ _________ .
- Что можете рассказать о букве Ю, Я?
- Какие значения слова “язык” вы запомнили?