Урок обучения грамоте по теме "Чтение слов с буквами Ю, Я"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • развивать фонематический слух учащихся;
  • формировать навык слогового чтения;
  • расширять поле чтения учащихся;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • формировать умения связной речи;
  • развивать интерес к чтению.

Оборудование:

  • кубики Зайцева,
  • таблицы слогов Зайцева,
  • фланелеграф,
  • карточки с пословицами,
  • лента букв,
  • картинки с изображением Незнайки и Винни-Пуха,
  • схемы слов,
  • театральные маски Петуха и Лисы.

ТСО: магнитофонная запись музыки к песне “Подмосковные вечера”

ХОД УРОКА

1 Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

1. Песенка “Алфавит” (под музыку “Подмосковные вечера”)

А Б В Г Д

Е Ё Ж З И

Й К Л М Н О П

Р С Т У Ф

Х Ц Ч Ш Щ

Твердый Ы мягкий Э Ю Я

(дети хором поют песенку)

2. Тренировочные упражнения.

1) Чтение по ленте букв.

А О У Ы Э Й Р Л М Н Б В Г Д Ж З         Ъ
Я Ё Ю И Е           П Ф К Т Ш С Ц Ч Щ Х Ь

- Прочитайте гласные.

- Назовите гласные, обозначающие твердость согласных; мягкость согласных; обозначающие 2 звука;

В каких случаях гласные могут обозначать 2 звука?

- Прочитайте согласные.

- Назовите согласные звонкие непарные; парные по глухости – звонкости; согласные парные , всегда твердые.

2) Игра “ Помоги Незнайке навести порядок

К нам в гости пришел Незнайка.

У него трудное задание – нужно навести порядок среди данных букв. Давайте хором их прочитаем и поможем ему.

(буквы выставлены на наборном полотне)

(ученики делят буквы на группы: гласные и согласные; гласные , обозначающие твердость и мягкость согласных и согласные; гласные и согласные, звонкие и глухие; гласные , обозначающие 2 звука и согласные)

3) Игра “Какую песенку тебе спеть?”

(ученик выбирает блоки складов из таблиц Зайцева и пропевает всему классу)

А Я П ПЬ Ф ФЬ К КЬ
О Ё ПА ПЯ ФА ФЯ КА КЯ
У Ю ПО ПЁ ФО ФЕ КО КЕ
Ы И ПУ ПЮ ФУ ФЮ КУ КЮ
Э Е ПЫ ПИ ФЫ ФИ КЫ КИ
    ПЭ ПЕ ФЭ ФЕ КЭ КЕ

- Назови мягкие слоги;

- Дополни слоги до слов;

4) Чтение слогов слов. (напечатаны на доске)

ГРЕ ПЛА ТРЯ
СТРО ДРУ ГРЯ
ДЛЕ ДЧИК
ЗНО УШК
ЖДО ЗНИ

- Прочитай слоги.

- Прочитай мягкие слоги.

- Добавь до слова.

5) Изограф “Яблоко”

Определите, какое слово здесь зашифровано? (яблоко)

1) Звуко-буквенный анализ слова

2) Подбор родственных слов. Какой корень в этих словах?

Физминутка. (дети выполняют имитирующие движения)

Хомка, хомка, хомячок -
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает -
Лапки моет, щечки трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять -
Хочет хомка сильным стать!

3. Работа по теме

1) Рассказ учителя о разных языках на Земле.

Вы знаете, что на земном шаре или, как говорят по-другому, на планете Земля, живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи. Все они говорят на разных языках. Например, по-русски мы говорим: “Здравствуйте, мальчики и девочки!”, а по-английски это звучит так: “Good morning boys and girls!”, по-немецки: “Guten morgen di medhen und di ungen!”

Но оказывается, можно по-разному говорить и на русском языке. На севере России (Вологда, Владимир, Кострома) “окают”: говорят ( Москва, молоко), т.е. безударные гласные О произносят как ударные. А на юге России, в Москве “акают”, говорят (Масква, малако). Сегодня на уроке вы узнаете, зачем нужен “язык” и сколько значений имеет это слово.

2). Загадка.

А теперь давайте отгадаем загадку. Что это?

“Если б не было его, не сказал бы ничего” (язык)

Почему вы так думаете? Докажите.

3) Звуко-буквенный разбор слова “Язык”

Сколько слогов в этом слове? Какой 1? 2?

Какой слог ударный?

Выбери правильную схему слова:

Сколько звуков в этом слове? 1? 2? 3? 4? 5?

Обозначь звуки буквами. Что интересного ты заметил?

Ученик: 1и 2 звуки обозначаются одной буквой “я”.

4 )Чтение столбиков слов с.84 “Азбуки”

гора пятерка Елена
горе пятница Николай
горный пятно Юлия
пригорок пятачок Рая

Найдите слова, состоящие из 2 слогов? 3 слогов? Докажите правильность своего ответа.

Что вы можете сказать о словах 1 столбика? 2 столбика? 3 столбика? Что между ними общего? Чем отличаются? Найдите лишнее слово в каждом столбике. Почему оно лишнее? Докажи.

5) Чтение текста, с 84.

- “Жужжащее чтение”

Сколько предложений в тексте? Как вы определили?

- Выборочное чтение.

Прочитай предложение, в котором говорится о том, как разговаривают на Волге и как в Москве?

Что значит “окают”? , “акают”?

Прочитай как волжанин, плавно, как будто поешь.

Прочитай как москвич, быстро, как будто торопишься куда-то.

6).Самостоятельная работа “Нарисуй язык” (работа в Азбуке)

Какие значения может иметь слово “язык”?

img3.jpg (14334 bytes)

7) Игра “Когда мы так говорим?”

У нас в гостях Винни-Пух. Он принес вам несколько карточек-заданий.

Объясните, когда мы так говорим?

(на фланелеграфе Винни-Пух и карточки с пословицами)

Держать язык за зубами.

 

Не спеши языком – спеши делом.

 

Язык до Киева доведет.

8) Игра “Театр”

Теперь давайте перейдем к языку животных.

Рассмотрите рисунок из учебника.

  • Какая это сказка?
  • Кто действующие лица сказки?
  • Каковы особенности их характеров?

(Лиса – хитрая, ей нужно уговорить Петушка.

Петух – доверчивый, поверил льстивым словам лисицы.)

Давайте споем песенку на свой мотив голосом лисы, которая хочет уговорить петушка.

(используются театральные маски)

4. Итоги урока (используются кубики Зайцева)

  • Составь слово из кубиков. Прочитай его.

  • Что можешь рассказать о нем?
  • Составь с ним предложение по схеме ________   __________  _________ .
  • Что можете рассказать о букве Ю, Я?
  • Какие значения слова “язык” вы запомнили?