Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева 2 класс
Цель урока: анализ художественного произведения.
Задачи урока:
1. Образовательные: познакомить с биографией В.Одоевского, его произведением “Мороз Иванович”, его содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.
2. Развивающие: развивть устную речь учащихся; развивать образное мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.
3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.
Оборудование: учебник, выставка книг В.Одоевского, портрет писателя, карточки с трудными словами, таблица со скороговоркой, тексты для пятиминутного чтения, иллюстрации к сказке, карточки для повторения, выставка рисунков к изученным сказкам.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Но прежде давайте поприветствуем наших гостей, которых мы очень рады видеть.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
2. Пятиминутное чтение.
Чтение текстов о природе.
Повторение.
- Ребята, давайте вспомним произведения, изученные на предыдущих уроках.
Викторина:
- “Братья сеяли пшеницу
Да возили в град – столицу:
Знать столица та была
Недалече от села…” - “Жил старик со своею старухой у самого синего моря..”
- “Завтра, как станут подплывать к вам корабли, воткни эту булавку в одежду Ивана..”
- “Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка…”
Вопросы учителя:
- Какие из этих сказок народные? Почему?
- Назовите авторские сказки? Почему?
- Угадайте, из каких произведений эти сказочные персонажи?
- Конек
- Жар-птица
- Козлик
- Баба-яга
- Золотая рыбка
(На доске составляется схема)
Народные сказки | Авторские сказки |
Царь - девица (русская народная сказка) Баба-яга Жар-птица |
Александр Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке” Золотая рыбка Павел Бажов “Серебряное копытце” Козлик Петр Ершов “Конек-горбунок” Конек Жар-птица |
4. Постановка цели урока, сообщение темы.
- Сегодня мы увидим и услышим авторскую сказку, узнаем, из какой народной сказки она появилась. А для начала отгадайте ребус:
Морж - ж + роза - з
- Это слово мороз.
- В русском фольклоре много сказок о морозе. Может и вы знаете, какие-нибудь из них?
( Морозко, “Два Мороза”)
- Это русская народная сказка.
- А мы сегодня будем знакомиться со сказкой “Мороз Иванович”, которую написал Владимир Одоевский, за основу он взял народную сказку “Морозко”.
“Какой чудесный старик!” - написал об авторе книжки “Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея” один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней – псевдоним Владимира Федоровича Одоевского, которому в год выхода книги не исполнилось еще сорока лет. Владимир Федорович был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Он просто заканчивает сказки со словами: “А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление”.
5. Первичное знакомство.
Сказку рассказывает учитель, по ходу рассказа на магнитной доске появляются персонажи сказки: Рукодельница, Ленивица, Яблоня, Печка, Мороз Иванович, Петушок, а также предметы быта из сказки: колодец, ведро.
6. Проверка первичного восприятия текста.
- С кем произошла сказочная история?
- Кто такой Мороз Иванович?
- Какое настроение вызвала сказка?
7. Чтение и анализ произведения
Чтобы читать быстро и правильно, выполним несколько упражнений.
Словарная работа
Толкование лексического значения слов.
Для правильности чтения и скорости первый раз трудные слова читаем плавно, по слогам, затем - целыми словами.
( Карточки вывешиваются на доску)
Объясни
Мух считать
Рукодельница
Ленивица
Студенец
Нянюшка
Читай быстро
Потягивались
Переваливалась
Поджаристый
Приговаривает
Читай правильно
Спросонья
Приняться
Занятся
Скучно
- Речевые разминки.
Для отработки дикции, скорости чтения поработаем со скороговоркой - выполним дыхательную гимнастику.
Как у горки на пригорке жили 33 Егорки. |
Вспоминаем правила. Первый раз читаем медленно, второй раз - быстро.
Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем сказку.
Напомню, что первый читающий начинает со чтения автора произведения и названия произведения.
- Чтение 1 части хорошо читающими учащимися.
Есть ли зачин у сказки?
Почему Ленивице всегда было скучно?
А почему никогда не скучала Рукодельница?
- Чтение 2 части “по цепочке”
Вопросы :
Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?
Кто ей встретился в колодце?
Каким вы представляете Мороза Ивановича?
С чего началась их встреча?
Как вы думаете, справится ли девочка с испытаниями старика?
8. Сравнение героев.
Сравним Рукодельницу и Ленивицу. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.
Назовите качества, присущие Рукодельнице?
А Ленивице?
На кого вы хотите быть похожи?
На доске:
В.Ф. Одоевский
“Мороз Иванович”
Ленивица
Высокомерна
Неуважительна
Зла, груба
Рукодельница
Трудолюбива
Скромна
Почтительна
Добра
9. Итог.
- Мы сегодня услышали сказку “Мороз Иванович”, прочитали 1 и 2 части сказки.
- К какой группе отнесем сказку В. Одоевского?
- Назовите сказочных персонажей сказки?
(Добавляется в таблицу название и автор сказки, а также персонажи)
Народные сказки | Авторские сказки |
Царь - девица (русская народная сказка) Баба-яга Жар-птица |
Александр Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке” Золотая рыбка Павел Бажов “Серебряное копытце” Козлик Петр Ершов “Конек-горбунок” Конек Жар-птица В.Ф. Одоевский “Мороз Иванович” Мороз Иванович Колодец Печка Яблоня |
10. Домашнее задание.
Читать 3 часть сказки.