“Каждый день и час береги детей” (Н. Грудинина)
Задачи: Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
Подготовительная работа:
1. Анкетирование родителей (приложение №1).
2. Обработка данных анкетирования.
3. Консультации с психологом.
4. Подбор литературы.
5. Изготовление памятки для родителей .
6. Изготовление пригласительных открыток.
7. Подготовка печатного материала.
Оборудование:
1. Оформление доски (эпиграф, таблица возрастной периодизации по Эриксону, правила работы в группах).
2. Листы бумаги.
3. Маркеры.
4. Печатный материал (памятки, высказывания…).
5. Столы, расставленные для работы в группах (четыре группы).
Ход собрания
Классный руководитель: “Наши дети изменились” - с сожалением сказала одна мама. “Моя дочь так выросла!” - растерянно вздыхала другая мама. “Да они стали совершенно другими!” - подхватила третья мама. Конечно, ведь они пришли в школу, а здесь игровая деятельность сменилась на учебную ведь раньше они были дошкольниками, а теперь стали учениками.
О том, как у наших первоклассников прошел самый сложный адаптационный период рассказывает школьный психолог.
Психолог останавливается на основных моментах:
- понимание адаптации,
- основные направления и этапы работы в период адаптации в школе,
- трудности первых школьных месяцев,
- какая помощь нужна ребенку в этот период,
- памятки родителям первоклассников (приложение №2).
Классный руководитель: По ответам на вопросы и результатам анкетирования определились проблемы, о которых мы сегодня и поговорим. Работа будет проходить не совсем обычно, ознакомимся с правилами работы в группе (оформлены на доске).
Начнем с рассказа о своих детях (работа в группах). На одном листе бумаги каждый член группы должен написать одно положительное качество присущее его ребенку (слова не должны повторяться). (умный, спокойный, мудрый, любимый, …).
На другом листе бумаги каждый член группы должен написать одно отрицательное качество присущее его ребенку (слова так же не должны повторяться). (ленивый, пассивный, агрессивный, молчаливый, болтливый, …).
С одной стороны доски вывешиваются положительные высказывания, с другой отрицательные. (Зачитываются все варианты.)
Классный руководитель: А было ли согласие в написании отрицательных качеств? (Нет. Т.к. одни считали “молчание” отрицательным качеством, другие отмечали его как положительное …). А были ли разногласия в выборе положительных качеств? (Почти нет, но писать их было трудней).
А каким бы Вы хотели всегда видеть своего ребенка? (родители называют положительные качества). А что нам необходимо, чтобы дети были такими? (наблюдать, любить, знать ..)
Психолог рассказывает о:
- возрастных периодах жизни (по Эриксону),
- паспортный возраст,
- возрастные особенности детей семи лет (анатомо-физиологические особенности, психическое развитие, …)
Классный руководитель: Теперь разберем несколько проблем, которые прозвучали в Ваших вопросах.
Работа в группах.
- Ситуация №1. “Ваш ребенок принес домой чужую вещь (фломастеры, пенал, игрушку, …)” Ваши действия и решение.
Обсуждается коллективно, один человек от каждой группы озвучивает мнение и предлагает выход из этой ситуации.
Психолог комментирует, при необходимости дает рекомендации.
Классный руководитель: Вернемся к отрицательным чертам характера наших ребят. Как вы думаете, откуда это в них? (предположения родителей) Все зависит от нас.
Слова Дороти Ло Нолт “В каком окружении ребенок живет, тому он и учится …” (приложение № 3) (учитель зачитывает).
Работа в группах.
- Ситуация №2.
Для группы №1 “Со мной никто не играет!” - говорит Ваш ребенок”
Для группы №2 “Ваня меня постоянно обижает!” - жалуется Ваш ребенок”
Для группы №3 “Мне не нравится, что мой сын дружит с Ваней”
Группа №4 выслушивает мнения родителей, дает рекомендации.
Психолог комментирует.
Классный руководитель: Только мы, родители, семья, учителя способны сотворить чудо – т.е. вырастить Человека. Нам нужно учить наших детей жить.
Работа в группах. Слова Дороти Ло Нолт “В каком окружении ребенок живет, тому он и учится …” Выберите три высказывания, которые наиболее близки вам. (зачитываются в слух родителями) (приложение № 4)
Спасибо уважаемые родители Вам за работу. В заключение прошу Вас ответить на вопросы анкеты по итогам собрания (приложение №5).
Заканчиваем собрание замечательными словами Натальи Грудининой (приложение № 6).
Литература.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. М.2004.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М. 1994.
- Тигунцева Г.Н. Педагогическое взаимодействие школы и семьи. Ирк. 2001.