Тема четверти: “История развития рок-музыки”.
Тема урока: Арт-рок – музыка современности.
Класс: 7
Тип урока: Углубление в тему.
Форма урока: урок-игра.
Цель урока: На примере одного из направлений рок-музыки - арт-рока сформировать у учащихся представление о тенденциях развития современной музыки.
Задачи урока:
Обучающие:
- Сформировать у учащихся представление о направлении рок-музыки - арт-рок, его разновидностях и отличительных чертах.
- Через сопоставление с произведениями классической музыки учить анализировать современные музыкальные явления, интерпретировать современную музыку с позиций музыкальных традиций, преемственности музыки прошлых веков и современности.
Воспитательные:
- Формировать навыки оценки рок-музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций.
Развивающие:
- Развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.
- Развивать критическое мышление школьников в процессе анализа современной музыки.
узыкальный материал: Rainbow “Ball of Mountain Ling”, Acsept “Metal Heart”, “Лунная соната” Бетховена в аранжировке В.Зинчука, “К Элизе” Бетховена.
Оборудование: Мультимедийная презентация №1, №2, СD проигрыватель, жетоны “вошебные ключи”, текст песни Yesterday” на английском языке, современная энциклопедия “Музыка наших дней” стр № 72, конверты с вопросами для закрепления нового материала.
“Метод и приемы”:
- В ходе игры форд “Баярд” используется метод ретроспективы, т е повторения знаний, опираясь на которые, будет дан новый материал.
- В процессе изложения нового материала при создании проблемно-поисковых ситуаций, путем метода переинтонирования и размышления о музыке, дети анализируют и сравнивают музыку прошлого и современности.
- Игра “Морской бой”, направлена на создание ситуации занимательности, соревнования и предполагает ненавязчивое повторение материала, пройденного в начале учебного года.
Учащиеся должны усвоить: Понятие АРТ-РОК, основные характеристики арт-рока, познакомиться с творчеством В. Зинчука, рок-групп Rainbow и Acsept.
ХОД УРОКА
Начало урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы проведём урок-игру. Первая часть урока – музыкальный форд Баярд. Для того, чтобы открыть слайд с темой урока, нужно будет набрать определённое количество жетонов. Слушая музыку, размышляя о ней, вы (за каждый верный ответ) будете получать “волшебные ключи”, определённое количество которых позволит нам открыть слайд с темой урока.
Актуализация знаний учащихся…Я предлагаю вам рассмотреть слайд, на котором изображён портрет молодого композитора. Нужно догадаться о каком музыканте пойдет речь … и рассказать известную о нем информацию.
На экране 1 слайд презентации. (Звучит “К Элизе” Бетховена).
Дети: Имя композитора – Людвиг Ван Бетховен.
Учитель: Что позволило вам сделать такой вывод?
Дети: Мы вспомнили произведение, которое называется “К Элизе” и его автора.
На экране 2 слайд презентации
Учитель: Инструментальное и, прежде всего, симфоническое творчество Бетховена имеет ярко выраженный программный характер. Что означает термин “программная музыка”?
Дети: В основе такой музыки лежит тематическая программа, некий сюжет. Программность задаётся или его названием, или излагается в специальном литературном комментарии.
Учитель: Назовите программные произведения разных композиторов.
Дети: Различные оперы, балеты, циклы, например, “Времена года” Чайковского и “Карнавал животных” Сен-Санса, сюита “Пер Гюнт” Грига, Героическая симфония, “К Элизе”, “Лунная соната” и др.
Учитель: Вы упомянули циклические формы. Что это за произведения.
Дети: Циклическая форма состоит из нескольких частей, которые объединяет общий замысел.
На экране 3 слайд презентации. (Звучит 1 часть “Лунной сонаты” Бетховена в обработке рок-гитариста В.Зинчука.)
Учитель: О каком странном письме идёт речь. От кого оно?
Дети: С 27-летнего возраста Бетховен страдал глухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжёлый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Бетховен совсем от них отказаться.
Это его “Лунная соната”, первая часть которой посвящена Джульетте Гвиччарди. Но соната написана для фортепиано, а сейчас она прозвучала в переложении для электрических музыкальных инструментов.
Учитель: Влияет ли изменение тембровой окраски на изменение смысла произведения?
Дети: Я считаю, что влияет, но не на столько, чтобы исказился общий замысел произведения.
Учитель: Как именно звучат эти инструменты?
Дети: Инструменты не акустические, а электрические, характерные для рока, но сохранился медленный темп, регистр низкий и средний, гармония произведения.
Дети: Электрические инструменты подобраны таким образом, что лишь подчёркивают глубину чувств композитора, трагизм ситуации и боль человека, отвергнутого любимой.
Учитель: Вы видите слуховую трубку Бетховена и автограф “Героической” симфонии. Художники ставили свои автографы на ими созданных картинах. Это вошло в традицию. Великие музыканты на партитурах также оставляли свои автографы.
Изложение нового материала.
Учитель: На протяжении 13 уроков мы говорили о современной музыке, и классическую музыку сегодня вспомнили неслучайно. Ваши версии, почему мы сегодня говорим о классической музыке ( Возможно, дети догадаются, так как на уроке уже звучали обработки современной музыки)?
Дети: Классическая музыка сегодня звучала в современной обработке, это было произведение Бетховена…
Дети: Может быть потому, что мы услышали сегодня, как современные композиторы используют классические мелодии, поэтому мы говорим о классике…
Дети: Рок-музыканты когда-то были детьми и учились в музыкальных школах и музыка классиков им хорошо известна, а некоторые образцы особенно любимы, поэтому…
Учитель: Действительно, классическую музыку мы вспомнили не случайно, т.к. сегодня мы обратимся с вами к музыке, которая своими корнями уходит в музыку прошлого … За каждый верный ответ я награждала вас волшебным ключом. Достаточное количество ключей позволят нам открыть тему урока
(По щелчку мыши в презентации открывается надпись на слайде).
В ходе дальнейшей работы мы поймём, как луч классической музыки, преломляясь в зеркале времени, отражается в одном из направлений рок-музыки АРТ-РОК
Дети: (Улыбаются.) Музыка нам знакома, но она звучит в современной обработке. Это начальная мелодия из произведения Л. Бетховена “К Элизе”.
Мелодия варьируется, звучит фрагментами то в низком, то в высоком регистре. Исполняется она соло электрогитарой, под аккомпанемент инструментов рок-группы.
Учитель: Во второй половине 60-х гг. в рок-музыке появилось новое направление – (art rock, от art - “искусство” и “рок”). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли и творчески преобразили. Рок-музыканты обращались к музыке И. С. Баха, Л. Бетховена, М.П. Мусоргского, Э. Грига и других композиторов.
Что особенного вы отметили в звучании данной композиции группы Acsept?
Дети: От знакомого произведения Л. Бетховена осталась лишь узнаваемая мелодия. Психологический настрой произведения полностью изменился.
Дети: Композиция звучит очень ярко, насыщенно.
Дети: Музыканты играют виртуозно, и не менее профессионально звучит вокальная партия.
Учитель: В арт-роке виртуозное мастерство сочетается с ярким, драматическим вокалом. В отличие от некоторых направлений рок-музыки, где вокал иногда заглушается звучанием инструментов, здесь он занимает равноправное положение.
(звучит Rainbow “Ball of Mountain Ling”).
Учитель: Слышны ли знакомые интонации в прозвучавшей музыке?
Дети: Это очень интересная композиция, основанная на главной интонации произведения Грига “В пещере горного короля”.
Учитель: Чем, на ваш взгляд отличается композиция “Ball of Mountain Ling” от произведения Э. Грига, и что общего вы можете отметить?
Дети: В своей композиции рок-музыканты сохранили не только лейтмотив, но и средства выразительности, характерные для этого произведения в классике: так же как и у Грига постепенно меняется темп, нарастает динамика, происходит наслоение тембровых красок, и т д.
Дети: Отличается композиция большой динамичностью, экспрессией….
Вокальная работа.
Учитель:
1.Я предлагаю вам исполнить композицию группы Beatles “Yesterday”. Детям раздаются листы с отпечатанным текстом песни на английском языке. Исполнять нужно напевно, естественно, при этом внятно произносить иностранный текст.
(Исполняется с минусовой фонограммой караоке).
2. Внимательно прослушайте аккомпанемент и попытайтесь объяснить, за счет каких средств выразительности композиция отличается душевностью, мягкостью в звучании?
Дети: Песенные мелодии Группы “Биттлз” отличаются мелодизмом но, на наш взгляд, это не главное. Особую трепетность композиции придает солирующий тембр виолончели, выделяющийся из звучания электрических инструментов.
(Исполнение с записью группы “Биттлз”)
Учитель: В дополнение к традиционным для рок-музыки музыкальным инструментам в арт-роке используют духовые – флейту и саксофон, струнные – виолончель и скрипку и др. Музыканты обычно применяют всевозможные синтезаторы и устройства для преобразования звука.
Закрепление нового материала.
Учитель: Для того, чтобы подытожить знания, полученные на уроке, я предлагаю вам поработать в группах ( состав группы определён заранее). Перед каждой группой в конверте лежат вопросы, на которые нужно найти ответ с помощью анализа музыки, услышанной на уроке или с помощью работы с первоисточником (современная энциклопедия “Музыка наших дней” стр. № 72)
Вопросы первой группе:
Как повлияло использование классических мелодий на содержание произведений рок-музыки? Дайте характеристику инструментальному составу и исполнительскому уровню музыкантов.
Вопросы второй группе:
- Чем отличаются композиции современных рок-музыкантов от классической музыки? Обоснуйте ответ.
Вопросы третьей группе:
- Какие инструменты используются рок-музыкантами данного направления?
Вопросы четвёртой группе:
- Что вы можете сказать о сочетании мастерства инструменталистов и вокалистов арт-рока?
Вопросы пятой группе:
- Есть ли общее в построении композиций между классической музыкой и музыкой, с которой мы сегодня познакомились (Провести параллель с циклическими формами)?
Вопросы шестой группе:
- Что вы скажете об оформлении альбомов рок-групп?
Учитель-дети: Происходит обсуждение услышанного. В ходе дискуссии дети выделяют особенности, характерные для арт-рока:
Под влиянием классики в арт-роке усложнились музыкальное и поэтическое содержание произведений, расширился инструментальный состав, повысился профессиональный уровень исполнителей.
Композиции музыкантов, работающих в направлении арт-рок, отличаются мелодическим, гармоническим и ритмическим разнообразием, богатством аранжировок, продуманностью и завершённостью структуры, насыщенностью звучания.
В дополнение к традиционным для рок-музыки музыкальным инструментам в арт-роке используют инструменты классического оркестра: духовые – флейту и саксофон, струнные – виолончель и скрипку и др. Музыканты обычно применяют всевозможные синтезаторы и устройства для преобразования звука.
В арт-роке виртуозное мастерство сочетается с ярким, драматическим вокалом.
Подобно сюитам в классике, композиции рок-музыкантов на пластинке объединены одной или несколькими темами в целостное произведение.
Подобно тому, как художники и музыканты отмечали свои работы автографами, рок-музыканты стремятся к тому, чтобы их произведения были доступны и привлекательны для публики, поэтому большое внимание уделяют художественному оформлению альбома, внешнему оформлению дисков … Концерты исполнителей арт-рока – это красочные представления. Воздействие музыки усиливается световыми эффектами и сценическим действием.
Учитель: Наряду с “арт-роком” употребляются такие понятия, как прогрессивный рок,
симфо-рок (в случае, когда речь идёт о включении в музыку оркестровых эпизодов),
классик-рок, техно-рок (если акцент делается на техническую сложность материала), барокко-рок (мелодические стилизации под музыку Ренессанса с использованием или имитацией барочных инструментов)
Домашнее задание:
Учитель: Я предлагаю вам самостоятельно или с родителями выполнить следующую работу:
Найти дополнительную информацию о рок-группах, работающих в направлении арт-рок.
Найти и прослушать музыкальные произведения, написанные в стиле арт-рок.
Учитель: Вы неплохо ориентируетесь в классической музыке. Так ли хорошо вы знаете музыку XX века? Я предлагаю вам сыграть в игру “Морской Бой”.
Игра “Морской бой”
Класс делится на 2 команды. На экране вы видите сетку - игровое поле. Выбирая ячейку, назовите её. При нажатии курсором на текст “Твой ход” открывается вопрос. Выбрав ответ, нажать на него курсором, если ответ верен, открывается слайд с изображением салюта. Если ответ ошибочен, то буквы этого предложения упадут. В случае правильного ответа, в правой нижней части слайда вы найдёте гиперссылку, по которой сможете возвратиться на первый слайд. За верный ответ участник команды получает жетон (или как в первой части урока – ключ).
Сосчитав количество жетонов, заработанных командами, и сравнив их количество, чествуем победителя игры аплодисментами!
Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, надеюсь, вы увидели взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности, академического направления и рок-музыки. Желаю вам, ребята, критично относится к вновь возникающим музыкальным явлениям, уметь оценивать их с эстетической точки зрения на основе знаний истории теории музыки. Всех благодарю за работу. Урок окончен.
Приложение № 1: Мультимедийная презентация к уроку (№1).
Приложение № 2: Мультимедийная презентация к игре “Морской бой” (№2).
Приложение № 4: Rainbow “Ball of Mountain Ling”.
Приложение № 5: Acsept “Metal Heart”.
Приложение № 6: “Лунная соната” Бетховена в аранжировке В.Зинчука