Урок по географии Башкортостана в 9-м классе по теме "Моя республика"

Разделы: География


Цели:

  • систематизировать и обобщить знания по курсу “ География Башкортостана”;
  • расширить кругозор учащихся;
  • формировать умения делать сообщения; воспитывать чувство любви и гордости за свою республику.

Оборудование: физическая карта Башкортостана, атласы, видеофильм, стенд “Динамика созидания”, контурные карты, мелодия курая.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Ребята, мы закончили изучение курса “География Башкортостана”.

Вопрос. Изменилось ли ваше представление о республике после изучения этого курса? (Ответы учащихся).

Да, мы узнали очень много нового и интересного о нашей прекрасной республике. Только яркое, неординарное способно притягивать к себе внимание. Так и Республика Башкортостан, как мощный и жизнестойкий организм и один из надежных оплотов Федеративного Российского государства, вот уже более десятка лет остается в центре важнейших политических, экономических, социальных преобразований, происходящих в России. Более того, Башкортостан с его постоянной нацеленностью во всём на интересы и благо человека служит ориентиром для остальных субъектов Федерации.

Но так было не всегда. Давайте вспомним, с чего начиналось становление края. Начинаем путешествие по нашей республике.

II. Путешествие по республике

1 станция “Историческая”.

Сообщение учащегося “ 450 лет в составе Российского государства”. (Экскурс в прошлое)

2станция “ Проблемная”.

Учитель. В каждом путешествии возникают препятствия. Вам предлагаются задания, которые необходимо выполнить. Только в этом случае мы сможем двигаться дальше.

Групповая работа.

(Учащимся раздаются дифференцированные задания).

1 уровень

Игра “Кто такой? Что такое”.

  • Белая Южно-Уральский
  • Народная
  • Агидель
  • Шульганташ
  • “Каучук”
  • Шахтау
  • Юрактау
  • Урал
  • Ямантау
  • Уфа
  • “Сода”

2 уровень

Задание 1. “Реши логическую задачу. Какое понятие лишнее?”

1. В Стерлитамаке расположены предприятия:

АО “ Каучук”, АО “ Сода”, “ Химпром”.

2. АО “Каучук” выпускает:

  • синтетический каучук,
  • резино-технические изделия,
  • пищевая сода.

3. Отрасли АПК Башкортостана:

Животноводство, пчеловодство, виноградарство.

Задание 2. На контурной карте обозначить объекты, отмеченные цифрами.

3 уровень

Задание 1.

1. Назовите факторы, влияющие на климат Башкортостана.

2. Какие типы почв характерны для Башкортостана?

3. Почему Западный Башкортостан считается наиболее благоприятным по природным условиям?

Задание 2. Годы и события.

  • 1557 г.
  • 1766 г.
  • 1557-2007 гг.
  • 1919 г.
  • 1990 г.

3) 3 станция “Отгадай кроссворд”

Отгадай кроссворд и узнай ключевое слово. (Самостоятельная работа). Кроссворд прилагается.

4) 4 станция “Географический диктант”

1. Самое большое озеро (Асылыкуль ).

2. Самое глубокое озеро (Яктыкуль).

3. К торжественному крику прибавь согласный звук, чтобы с севера на юг протянулись горы (Урал ).

4. Как по-другому называют реку Белую (Агидель)

5. С этой областью Башкортостан граничит на востоке (Челябинская).

6. Кто автор строк

“Взгляни на глобус,
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной”
(М. Карим).

7. Главный приток Белой (река Уфа),

8. Здесь недавно построено водохранилище (Юмагузино).

9. Горы-одиночки

10. Чем известна Капова пещера (наскальными рисунками),

11. Водопад, находящийся в Ишимбайском районе (Кукраук).

На доске написаны ответы. Учащиеся проверяют и ставят оценки.

5) 5 станция. Тесты по теме “ Природные условия и ресурсы Башкортостана”.

1. На западе Башкортостан граничит с…

а) Республикой Татарстан и Удмуртской республикой,

б) Пермской и Свердловской областями,

в) Челябинской областью.

2. Площадь Башкортостана составляет:

а) 160 тыс. кв. км.

б) 143,6 тыс. кв.км.

в) 110 тыс.кв.км.

3. Башкирская Автономная Советская Республика была образована в:

а) 1919 г.

б) 1950 г.

в) 1930 г.

4. Определите соответствия:

а) нефть 1) Учалинский, Абзелиловский, Баймакский районы
2) Стерлитамакский, Иглинский районы
б) уголь 3) Южный Урал
в) газ 4) Маячное, Мусинское месторождения
г) марганцевые руды 5) Западный Башкортостан
д) соли 6) Ишимбайский, Туймазинский районы
е) яшма

5. Выберите климатообразующие факторы:

а) положение Башкортостана в умеренном поясе;

б) удаленность от морей и океанов;

в) положение Башкортостана в тропическом поясе;

г) агроклиматические ресурсы;

д) Русская равнина на западе;

е) полезные ископаемые;

ж) влияние различных воздушных масс;

з) Уральские горы на востоке.

6. В каком году Башкортостан вошел в состав Российского государства?

а) 1557

б) 1919

в) 1812

7. Животноводство дает более… продукции сельского хозяйства:

а) 1/2

б) 1/3

в) 1/4

8. В формировании Стерлитамакского промузла определяющим фактором являлось:

а) удобное транспортно-географическое положение;

б) добыча и переработка разнообразного местного сырья и топлива;

в) освоение шкаповской группы нефтяных месторождений.

9. Пещера Шульганташ находится в … районе:

а) Учалинском

б) Бурзянском

в) Белорецком.

10. Главный приток реки Белой:

а) Дёма

б) Уфа

в) Куганак

Учитель. Шли годы. Всё более расцветал наш край. Не будем искать новые метафоры для родной республики. Президент М.Г. Рахимов высказался с поэтической образностью: “ Нам по душе представление о России как о сердце Европы и Азии. Это означает, что именно внутренняя энергетика России задает ритм, тон и смысл процессам на половине земного шара. Точно также Башкортостан видится мне “сердцем” и “мотором” внутри нашей великой России”.

6) 6 станция “Динамика созидания”

Ученик. Один великий мыслитель говорил, что “республика соответствует достоинству человека”. В Башкортостане мы можем подтвердить данный тезис тысячами примеров, опираясь на факты со времен зарождения Башкирской автономии и на всех этапах становления, возмужания и расцвета нашей республики. Давайте обратимся к стенду “ Динамика созидания”, где показаны наши достижения.

Стенд “Динамика созидания”.

По объему промышленного производства РБ устойчиво входит в первую десятку среди регионов РФ и занимает третье место в Приволжском федерального округе.

По объёмам продукции животноводства Башкортостан на втором месте после Краснодарского края, а по численности крупного рогатого скота на первом , второе – по численности свиней , пятое – по птице.

По абсолютному вводу жилья республика занимает в Приволжском федеральном округе 1-е, в РФ 5-е место.

По темпам строительства дорог, газификации населенных пунктов республика занимает передовые позиции в России.

География внешней торговли республики охватывает 80 стран мира. Ежегодно на экспорт поставляется свыше 40% всей производимой продукции.

Башкортостан занимает 2-е место в Приволжском федеральном округе по объему оказания платных услуг на душу населения.

В республике зарегистрировано свыше 500 печатных и электронных средств массовой информации, в числе которых 96 государственных газет и журналов. На двух и более языках издается 60 газет и журналов.

По числу гимназий, лицеев и численности обучающихся в них республика занимает одно из ведущих мест в России.

7) 7 станция “ Техническая”.

Видеофильм “Башкортостан сегодня”.

8) 8 станция “ Сказание о родном крае” (звучит курай).

С незапамятных времен есть на земле уголок цветущий. Не земля – сад прекрасный, чудесами наполненный. Солнышка лучи янтарные круглый год греют тот край и ясные зореньки, алые, как щечки красавиц, встают над землёй каждое утро. А уж какое небо сказочное, чистое там и словами не описать. Земля плодородна и ласкова, каждая былинка цветёт пышно.

И люди там под стать земле своей родной. Девушки нежные и стройные, как берёзки, а мужчины, словно ветры, сильные. Трудолюбивы, каждый мастер – золотые руки. Да и отдыхать умеют – нет краше в округе танцовщиц здешних, а какие голоса, какие песни поют!

Хоть и разные люди, но между собой ладят – ни ссоры, ни худого словца промеж них никогда не слышно, так что соседи только удивляются.

Так и жили бы они, не унывая, беды не зная. А какая беда, если сам себе хозяин и с другими в ладу живёшь, да руки есть, да голова на плечах?

Так оно так, да есть один грех – зависть называется. Не всем благодать такая по душе. У злых людей – всё равно глаза завидующие, на других косятся да недоброе замышляют.

Долго ли коротко ли, надумали злые люди обратиться к “чёрной природе”, чтобы навести на край благодатный напасть страшную. Стали вокруг того уголка дивного тучи ходить да что ни день – то гуще, страшнее.

И настал день ужасный. Разразилась “чёрная природа” грозой – никогда раньше такой грозы не знали. Набежали тучи страшные, гром загремел, молнии засверкали, от раскатов словно раскололось синее небушко.

Только не испугались люди, ведь знают они, как с “чёрной природой” бороться. Вышли они все вместе да за руки взялись.

Выглянуло солнце из-за туч, сотнями туч, сотнями лучей янтарных засияло, радугой яркой людям блеснуло. Вместе до последнего клочка разогнали они злые тучи и стали жить, как прежде, весело да дружно.

Береги край родной, да дружбу крепи, будешь тогда счастлив на своём веку.

И вот уже 450 лет народы Башкортостана живут в дружбе и согласии, следуя это заповеди.

III. Подведение итогов урока.

Вопросы:

  1. Главная река Башкортостана;
  2. Этот завод располагается в г. Туймазы и является поставщиком технологического оборудования для химической и нефтехимической промышленности;
  3. Здесь в 1932 г. началась добыча нефти;
  4. В этом городе выпускаются НЕФАЗы;
  5. Этот совхоз специализируется на производстве свинины;
  6. Здесь расположен металлургический комбинат;
  7. Известный заповедник;
  8. Горючее полезное ископаемое;
  9. Река, которая дала название городу;
  10. Центр промышленного узла, который связан с освоением месторождений Южно-Уральского буроугольного бассейна;
  11. Столица нашей республики;
  12. Здесь построено водохранилище.