Цели:
- систематизировать и обобщить знания по курсу “ География Башкортостана”;
- расширить кругозор учащихся;
- формировать умения делать сообщения; воспитывать чувство любви и гордости за свою республику.
Оборудование: физическая карта Башкортостана, атласы, видеофильм, стенд “Динамика созидания”, контурные карты, мелодия курая.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Ребята, мы закончили изучение курса “География Башкортостана”.
Вопрос. Изменилось ли ваше представление о республике после изучения этого курса? (Ответы учащихся).
Да, мы узнали очень много нового и интересного о нашей прекрасной республике. Только яркое, неординарное способно притягивать к себе внимание. Так и Республика Башкортостан, как мощный и жизнестойкий организм и один из надежных оплотов Федеративного Российского государства, вот уже более десятка лет остается в центре важнейших политических, экономических, социальных преобразований, происходящих в России. Более того, Башкортостан с его постоянной нацеленностью во всём на интересы и благо человека служит ориентиром для остальных субъектов Федерации.
Но так было не всегда. Давайте вспомним, с чего начиналось становление края. Начинаем путешествие по нашей республике.
II. Путешествие по республике
1 станция “Историческая”.
Сообщение учащегося “ 450 лет в составе Российского государства”. (Экскурс в прошлое)
2станция “ Проблемная”.
Учитель. В каждом путешествии возникают препятствия. Вам предлагаются задания, которые необходимо выполнить. Только в этом случае мы сможем двигаться дальше.
Групповая работа.
(Учащимся раздаются дифференцированные задания).
1 уровень
Игра “Кто такой? Что такое”.
- Белая Южно-Уральский
- Народная
- Агидель
- Шульганташ
- “Каучук”
- Шахтау
- Юрактау
- Урал
- Ямантау
- Уфа
- “Сода”
2 уровень
Задание 1. “Реши логическую задачу. Какое понятие лишнее?”
1. В Стерлитамаке расположены предприятия:
АО “ Каучук”, АО “ Сода”, “ Химпром”.
2. АО “Каучук” выпускает:
- синтетический каучук,
- резино-технические изделия,
- пищевая сода.
3. Отрасли АПК Башкортостана:
Животноводство, пчеловодство, виноградарство.
Задание 2. На контурной карте обозначить объекты, отмеченные цифрами.
3 уровень
Задание 1.
1. Назовите факторы, влияющие на климат Башкортостана.
2. Какие типы почв характерны для Башкортостана?
3. Почему Западный Башкортостан считается наиболее благоприятным по природным условиям?
Задание 2. Годы и события.
- 1557 г.
- 1766 г.
- 1557-2007 гг.
- 1919 г.
- 1990 г.
3) 3 станция “Отгадай кроссворд”
Отгадай кроссворд и узнай ключевое слово. (Самостоятельная работа). Кроссворд прилагается.
4) 4 станция “Географический диктант”
1. Самое большое озеро (Асылыкуль ).
2. Самое глубокое озеро (Яктыкуль).
3. К торжественному крику прибавь согласный звук, чтобы с севера на юг протянулись горы (Урал ).
4. Как по-другому называют реку Белую (Агидель)
5. С этой областью Башкортостан граничит на востоке (Челябинская).
6. Кто автор строк
“Взгляни на глобус,
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной”
(М. Карим).
7. Главный приток Белой (река Уфа),
8. Здесь недавно построено водохранилище (Юмагузино).
9. Горы-одиночки
10. Чем известна Капова пещера (наскальными рисунками),
11. Водопад, находящийся в Ишимбайском районе (Кукраук).
На доске написаны ответы. Учащиеся проверяют и ставят оценки.
5) 5 станция. Тесты по теме “ Природные условия и ресурсы Башкортостана”.
1. На западе Башкортостан граничит с…
а) Республикой Татарстан и Удмуртской республикой,
б) Пермской и Свердловской областями,
в) Челябинской областью.
2. Площадь Башкортостана составляет:
а) 160 тыс. кв. км.
б) 143,6 тыс. кв.км.
в) 110 тыс.кв.км.
3. Башкирская Автономная Советская Республика была образована в:
а) 1919 г.
б) 1950 г.
в) 1930 г.
4. Определите соответствия:
а) нефть | 1) Учалинский, Абзелиловский, Баймакский районы |
2) Стерлитамакский, Иглинский районы | |
б) уголь | 3) Южный Урал |
в) газ | 4) Маячное, Мусинское месторождения |
г) марганцевые руды | 5) Западный Башкортостан |
д) соли | 6) Ишимбайский, Туймазинский районы |
е) яшма |
5. Выберите климатообразующие факторы:
а) положение Башкортостана в умеренном поясе;
б) удаленность от морей и океанов;
в) положение Башкортостана в тропическом поясе;
г) агроклиматические ресурсы;
д) Русская равнина на западе;
е) полезные ископаемые;
ж) влияние различных воздушных масс;
з) Уральские горы на востоке.
6. В каком году Башкортостан вошел в состав Российского государства?
а) 1557
б) 1919
в) 1812
7. Животноводство дает более… продукции сельского хозяйства:
а) 1/2
б) 1/3
в) 1/4
8. В формировании Стерлитамакского промузла определяющим фактором являлось:
а) удобное транспортно-географическое положение;
б) добыча и переработка разнообразного местного сырья и топлива;
в) освоение шкаповской группы нефтяных месторождений.
9. Пещера Шульганташ находится в … районе:
а) Учалинском
б) Бурзянском
в) Белорецком.
10. Главный приток реки Белой:
а) Дёма
б) Уфа
в) Куганак
Учитель. Шли годы. Всё более расцветал наш край. Не будем искать новые метафоры для родной республики. Президент М.Г. Рахимов высказался с поэтической образностью: “ Нам по душе представление о России как о сердце Европы и Азии. Это означает, что именно внутренняя энергетика России задает ритм, тон и смысл процессам на половине земного шара. Точно также Башкортостан видится мне “сердцем” и “мотором” внутри нашей великой России”.
6) 6 станция “Динамика созидания”
Ученик. Один великий мыслитель говорил, что “республика соответствует достоинству человека”. В Башкортостане мы можем подтвердить данный тезис тысячами примеров, опираясь на факты со времен зарождения Башкирской автономии и на всех этапах становления, возмужания и расцвета нашей республики. Давайте обратимся к стенду “ Динамика созидания”, где показаны наши достижения.
Стенд “Динамика созидания”.
По объему промышленного производства РБ устойчиво входит в первую десятку среди регионов РФ и занимает третье место в Приволжском федерального округе.
По объёмам продукции животноводства Башкортостан на втором месте после Краснодарского края, а по численности крупного рогатого скота на первом , второе – по численности свиней , пятое – по птице.
По абсолютному вводу жилья республика занимает в Приволжском федеральном округе 1-е, в РФ 5-е место.
По темпам строительства дорог, газификации населенных пунктов республика занимает передовые позиции в России.
География внешней торговли республики охватывает 80 стран мира. Ежегодно на экспорт поставляется свыше 40% всей производимой продукции.
Башкортостан занимает 2-е место в Приволжском федеральном округе по объему оказания платных услуг на душу населения.
В республике зарегистрировано свыше 500 печатных и электронных средств массовой информации, в числе которых 96 государственных газет и журналов. На двух и более языках издается 60 газет и журналов.
По числу гимназий, лицеев и численности обучающихся в них республика занимает одно из ведущих мест в России.
7) 7 станция “ Техническая”.
Видеофильм “Башкортостан сегодня”.
8) 8 станция “ Сказание о родном крае” (звучит курай).
С незапамятных времен есть на земле уголок цветущий. Не земля – сад прекрасный, чудесами наполненный. Солнышка лучи янтарные круглый год греют тот край и ясные зореньки, алые, как щечки красавиц, встают над землёй каждое утро. А уж какое небо сказочное, чистое там и словами не описать. Земля плодородна и ласкова, каждая былинка цветёт пышно.
И люди там под стать земле своей родной. Девушки нежные и стройные, как берёзки, а мужчины, словно ветры, сильные. Трудолюбивы, каждый мастер – золотые руки. Да и отдыхать умеют – нет краше в округе танцовщиц здешних, а какие голоса, какие песни поют!
Хоть и разные люди, но между собой ладят – ни ссоры, ни худого словца промеж них никогда не слышно, так что соседи только удивляются.
Так и жили бы они, не унывая, беды не зная. А какая беда, если сам себе хозяин и с другими в ладу живёшь, да руки есть, да голова на плечах?
Так оно так, да есть один грех – зависть называется. Не всем благодать такая по душе. У злых людей – всё равно глаза завидующие, на других косятся да недоброе замышляют.
Долго ли коротко ли, надумали злые люди обратиться к “чёрной природе”, чтобы навести на край благодатный напасть страшную. Стали вокруг того уголка дивного тучи ходить да что ни день – то гуще, страшнее.
И настал день ужасный. Разразилась “чёрная природа” грозой – никогда раньше такой грозы не знали. Набежали тучи страшные, гром загремел, молнии засверкали, от раскатов словно раскололось синее небушко.
Только не испугались люди, ведь знают они, как с “чёрной природой” бороться. Вышли они все вместе да за руки взялись.
Выглянуло солнце из-за туч, сотнями туч, сотнями лучей янтарных засияло, радугой яркой людям блеснуло. Вместе до последнего клочка разогнали они злые тучи и стали жить, как прежде, весело да дружно.
Береги край родной, да дружбу крепи, будешь тогда счастлив на своём веку.
И вот уже 450 лет народы Башкортостана живут в дружбе и согласии, следуя это заповеди.
III. Подведение итогов урока.
Вопросы:
- Главная река Башкортостана;
- Этот завод располагается в г. Туймазы и является поставщиком технологического оборудования для химической и нефтехимической промышленности;
- Здесь в 1932 г. началась добыча нефти;
- В этом городе выпускаются НЕФАЗы;
- Этот совхоз специализируется на производстве свинины;
- Здесь расположен металлургический комбинат;
- Известный заповедник;
- Горючее полезное ископаемое;
- Река, которая дала название городу;
- Центр промышленного узла, который связан с освоением месторождений Южно-Уральского буроугольного бассейна;
- Столица нашей республики;
- Здесь построено водохранилище.