- сообщить первоначальные сведения о частях речи, учить находить и различать их, развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу;
- развивать орфографическую зоркость;
- обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями.
Оборудование: листы с текстами для работы учащихся, толковый словарь, презентация, цветик-семицветик, цветные карандаши, конверт с заданием-сюрпризом.
Ход урока
Организационный момент.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему вели!
- Вели ребятам грамотно писать, быть внимательными, активными на уроке!
Повторение 5 “золотых” правил русского языка.
- Назовите “золотые” правила русского языка.
(Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно; начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания; переношу с одной строки на другую по слогам; помню о красной строке; пишу, проговаривая себе по слогам)
Чистописание.
Словарная работа.
- Прочитайте пословицу.
Рыбам - вода, птицам - воздух, а человеку - земля.
- Как понимаете её?
- В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова? На помощь спешит толковый словарь.
Территория – земельный участок с определёнными границами.
Терраса - 1) площадка на наклонной поверхности земли; 2) летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.
Террариум - специальный ящик с землёй, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.
- Сколько звуков и букв в слове территория? Почему их одинаковое количество?
- Однокоренные ли это слова? Почему?
- Запишите эти слова. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
- Запишите 2 слова с удвоенной согласной в корне
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант |
-пп- | -сс- | -нн- | -мм- |
5. Беседа о многообразии слов.
- Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?
- А во всех языках, вместе взятых?
- Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их сгруппировать. Но можно ли на одну “полку” положить слова хлеб и плакать, на другую у и плакать? Будет ли порядок?
6. Постановка проблемы.
- Как же классифицировать слова? Что это значит классифицировать?
- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.
Поиск решения.
Упр. 205
- Прочитайте первую строчку. Определите, на какой вопрос отвечает пропущенное слово. Какие слова можно вставить вместо точек?
На доске появляется запись:
Что делают? Бегут, смеются, играют, поют, танцуют…
- Что общего у всех слов?
- Запишите первое предложение.
- Закончите схему.
(что делают?) | (какие?) | (кто?) |
- Прочитайте вторую строчку. Определите, на какой вопрос отвечает пропущенное слово. Какие слова можно вставить вместо точек?
На доске появляется запись:
Какие? Весёлые, озорные, счастливые…
- Что общего у всех слов?
- Запишите второе предложение.
- Закончите схему.
(что делают?) | (какие?) | (кто?) |
- Прочитайте третью строчку. Определите, на какой вопрос отвечает пропущенное слово. Какие слова можно вставить вместо точек?
На доске появляется запись:
(Кто?) Дети, ребята, малыши…
- Что общего у всех слов?
- Запишите третье предложение.
- Закончите схему.
(что делают?) | (какие?) | (кто?) |
- Ребята, почему у трёх разных предложений одна и та же схема? Какой вывод мы можем сделать после выполнения этого упражнения?
ВЫВОД: В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости оттого, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
8. Физкультминутка.
9. Сообщение темы и цели урока.
- Эти группы слов называются части речи. Прочитайте название темы раздела на стр. 143. Как вы понимаете это выражение - часть речи? Сформулируйте цель нашего урока.
10. Наблюдение над частями речи.
- Прочитайте текст. Устно поставьте вопрос к каждому слову. Выпишите группами слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.
Однажды дала объявленье Улитка:
“Сдаётся квартира с отдельной калиткой.
Покой, тишина, огород…”
(В. Инбер)
кто? что? | что сделала? что сделает? | какая? | когда? |
объявленье | дала | отдельная | однажды |
улитка | сдаётся (дать) | ||
квартира | |||
калитка | |||
покой | |||
тишина (тишь) | |||
огород (огороды) |
- Какая группа самая большая? Какие слова в ней отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
- Обозначьте в словах все известные орфограммы.
- Какое слово вы не выписали? Почему?
- Из текста упр. 207 выпишите только те слова, к которым поставить вопрос нельзя.
11. Развитие речи.
- Прочитайте столбики слов
рассвет | наступает | медленно | ||
листья | не шелестят | на | ||
деревья | ||||
птицы | не поют | ещё | ||
капли | прозрачные | сверкают | на | |
роса | ||||
трава | ||||
солнце | алое | покажется | скоро | из-за |
лес |
- Ребята, по какому признаку я разбила слова на группы?
- Как вы думаете, почему слов в 1-м и 3-м столбиках больше всего?
- Составьте из этих слов предложения, а из предложений текст.
- Озаглавьте текст, запишите.
(часть детей работает самостоятельно, а часть – с учителем)
Рассвет.
Медленно наступает рассвет. Не шелестят листья на деревьях. Ещё не поют птицы. Сверкают прозрачные капли росы на траве. Скоро покажется из-за леса алое солнце.
12.Работа с определением и схемой.
- Прочитайте определение на стр.145. Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка?
- Рассмотрите схему. На какие две большие группы делятся части речи?
- Какие части речи называют самостоятельными? Служебными?
- Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают. Приведите примеры слов.
Первичное закрепление.
стр. 146
- Кого называют почемучками? Почему их так называют? Какие вопросы они задают? Почему они так часто задают вопросы?
- Если вдуматься, какие вопросы задают малыши, то это будут вопросы, на которые отвечают слова разных частей речи. Ведь части речи – это слова, которые называют всё, что нас окружает: предметы, людей, их действия, признаки.
14. Итог урока.
- Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой? Чему учились на уроке?
- Что общего у слов одной части речи?
- Какие части речи вы знаете?
- Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:
- красным – слова, обозначающие предмет;
- зелёным – слова, обозначающие действия;
- синим – слова, обозначающие признак;
- жёлтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
актёр | радость | смешит | окна | весёлая | холод | |
у | люди | вкусный | Илья | пение | прозрачное | |
перед | зелень | раннее | за | от | ушёл | |
под | на | жёлтая | смелый | с | свистел | выучит |
рисует |
- Проверим, обменявшись листиками.
- Какие слова подчеркнули красным карандашом, какие - зелёным, какие – синим, какие – жёлтым?
- Как думаете, что будем изучать на следующих уроках?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему вели!
- Вели ребятам ……!
- Ребята, скажите лепестку свои пожелания.
- Спасибо, ребята, за урок! Хочу на память о нашем уроке подарить вам подарки.
- Прочитайте, что написано. Чтобы прочитать, надо буквы выстроить по высоте.
“Учись отлично”
15. Домашнее задание.