В: Дорогие девочки и мальчики, а также взрослые! Вы любите разгадывать всякие тайны и загадки? Кто же этого не любит!
В июле этого года редакция детского журнала “Кече” объявила игру- конкурс “Кладоискатели” под девизом “Хлеб – всему голова”. Она проходит в 2 тура.
1 тур - сентябрь- октябрь – проводится в школах. Участниками сегодняшней игры являются победители команды-призеры школьных игр.
Сегодня мы все - участники финального тура.
В: Участники конкурса: поисковый отряд 4 “а” класса, поисковый отряд 4 “б” класса, поисковый отряд 3 “а” класса, поисковый отряд 3 “б” класса.
В: В ходе нашей игры необходимо раскрыть тайны его Величества Хлеба и тайны родного края. Одним словом - превратиться в кладоискателей. Насколько богатыми и интересными будут ваши находки, оценят эксперты. (Представление экспертов).
В: В хлебе отражается история народа, его надежды и чаяния. Множество обрядов связано с хлебом. Когда-то последний сноп с поля жнецы с песнями приносили в село. Несла его самая красивая девушка. Отец - сыну, сын - сыну передавал священные слова: “Хлеб – всему голова!” (Песня “Хлеб – всему голова”).
В: Итак, игра начинается! Объявляется I тур - Хлеб – кормилец.
В: Из дерева, бересты, лозы изготовлялись предметы домашней утвари, связанные с хлебом. Из вершинки сосны делалась мутовка. Деревянными были лопаточки, совки. Бондарным способом изготовлялись бочонки, жбаны, квашни, ведра. Из дерева делались сусеки для хранения зерна, муки. Из соснового или елового корня плелись “чаруши” для придания формы караваям при их выпечке. Кладоискатели, а что вы нашли?
В: Команды должны представить предмет старины, связанный с хлебом или дать рецепт хлеба трудных лет в истории станы. Слово поисковому отряду 4 “а” класса.
-Чтобы убрать богатый урожай хлеба, помогают различные машины. А в давние времена его приходилось убирать вручную. А чем, угадайте: “маленький, горбатенький, все поле обрыщет, домой прибежит, целый год пролежит”. (Серп).
- Серп (по словарю В. Даля) – зубренный, кривой нож для срезки или сжатия хлеба с корня. Серпы хранили в сенях, затыкали под потолок.
- Про серп говорят: “тупой серп руку режет пуще острого”.
- Первый серп был изобрен более 10 тысяч лет назад.
- Ручку серпа называют серповин.
- Огромное поле сжинали серпом, и в основном женщины. Серп, который мы представляем, найден в деревне Видякино Мотовиловым Анатолием Сергеевичем. А ему достался от бабушки, которая сама жала серпом хлеб.
-Стихотворение Н.Некрасова “Жатва”.
В: Слово поисковому отряду 4 “б” класса.
- Мы нашли предметы старины, связанные с хлебом. Это ночва, ночовка- стар. (от носить?) неглубокое, тонко отделанное корытце, лоток. На ночвах сеют муку, катают хлебы; в ночвы складывают из печи печенье, выносят его на продажу, и на ночвах же полют зерно, крупу, потряхивая и сдувая легкий сор, полову. Ее нам принесла наша воспитательница Никитина Валентина Алексеевна. А она получила ночву от своей матери, она - от своей. Сколько лет этому предмету?
Трубицына Оля, наша одноклассница, нашла мутовку- предмет для сбалтывания теста. Мутовка состоит их крестовины и длинной ручки. От бабушки узнала, что мутовка изготовляется из соснового сучка. Веточки сламывают, очищают от коры, полируют стеклом.
Без мутовки и ночвы немыслимо изготовление вкусного каравая.
- От Калининой Августы Федоровны, бабушки Гриши и Феди, мы узнали, что в годы Великой Отечественной войны ели хлеб из дуранды. Что такое дуранда, спросите вы? В давние времена в приготовлении пищи люди использовали льняное масло. Выжимали масло из льняных семян. Отходы, оставшиеся от семян, называли дуранда. Ели их вместо пряников.
Хлеб с дурандой выпекался так: в двухведерную квашню клали:
- 1 ведро тертой картошки (иногда гнилой, собранной весной в поле),
- полведра высушенной, просеянной через решето гнилой трупелой березы,
- 1 ведро разбитой, просеянной через решето дуранды,
- пригоршни муки,
- щепотку соли (а иногда и без нее).
Все это перемешивали. Ставили на ночь квасить (а иногда и нет). Утром разделывали на большие лепешки или караваи, затем садили в печь.
Хлеб с дурандой спас от голода многих жителей Оршанки и всего округа.
В: Слово поисковому отряду 3 “а” класса.
- Наша группа нашла самый нужный предмет. Без него не испечешь хлеба, без него хлеб не подойдет, без нее хлеб не созреет.
- А предмет этот невзрачный на вид называется квашня. Он представляет собой кадку, сделанную из дерева. Именно в ней замешивали тесто. Накрывали кадку вышитым полотенцем – квашенником, чтобы хлеб “созревал”, “поспевал”. Закваска, оставшаяся в квашне называли квасовье. А закваска называлась кваша. Особое отношение к квашне выражена в пословице: “В чем церковь хожу, в том и квашню мешу”.
- Кадку принесла Козырева Маргарита Ивановна, сотрудница Оршанского пенсионного фонда. Она ее получила от своей матери из деревни Яндылетково Оршанского района. А она, в свою очередь, от своей свекрови. Так, что кадке около 70 лет.
- Новоселов Виталий Сергеевич, старожил п.Оршанка, которому сейчас 74 года, рассказал, что раньше говорили “Вятка - хлебу матка”. Здесь выпекали разного сорта караваи. Простой ржаной хлеб назывался квасник. На святки маленьких детей одаривали небольшим хлебом из яровой муки – ярушниками. При наливании жидкого теста на ржаные лепешки получались “мусники”. (А может “мучники”?)
В трудные годы, когда запасов пищи было маловато, из хлеба делали “крошенину”, размачивая накрошенный хлеб в похлебке.
Когда в доме не было хлеба, а хозяин спешил, из теста делали маленькие хлебцы и выпекали перед огнем – “опёкиши”. Поставленные в печь назывались “колобушки”.
С изготовлением хлеба были связаны и некоторые правила. Так девушек приучали месить тесто движениями рук от краев к центру, чтобы получалось однородное тесто. А это предвещало, что у будущего мужа характер будет мягким.
На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато, дружно и многодетно. Вынимая хлебы из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушки каравая: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испеченный в доме невесты, с хлебом, испеченным в доме жениха: быть двум семьям отныне “хлебами из одной печи”.
Хлеб – всему голова!
Слово команде 3 “б” класса.
- У меня в руках предмет, имеющий отношение к истории хлеба. Это хлебная лопата. Мы обнаружили ее в доме моей соседки Агафоновой Риммы Витальевны. Она проживает в Оршанке в собственном доме. Моей соседке 44 года, а лопата досталась ей от мамы. Смастерил лопату дедушка Риммы Витальевны.
Лопата служила людям примерно 17 лет, и мы можем назвать ее предметом старины. При помощи этой лопатки хозяйка садила в печь каравай для выпечки. Лопаткой просовывали хлеб в дальнюю часть печки. Лопатка имеет удобную длинную рукоятку и деревянную лопасть для хлеба. Лопасть бывает круглой и прямоугольной. Лопата имела прямое отношение к получению душистого каравая.
В словаре Владимира Даля сказано: “В лесу живем, в кулак жнем, пенью кланяемся, лопате молимся. Из одного дерева икона и лопата”. В наших местах хлебную лопату звали “пехло” или “пёкло”.
В: Молодцы, участники первого тура. Команды отдыхают. Первая раскопка дала свои интересные результаты. Насколько она богата – оценят эксперты.
В: Ребята, где хранятся находки кладоискателей? Конечно, в музеях. Единственный в нашей республике Музей крестьянского труда и быта находится в п.Оршанка. Более 2000 экспонатов хранятся в фондах музея. По воле истории музей разместился в старинном доме писаря и землемера П.И.Бородина. (Слайдовое сопровождение).
- А в этом доме, он назывался домом Пуртова, на 1-м этаже находилась пекарня. На всю округу славился белый хлеб – баранки, сушки. Вятские, яранские купцы покупали их вместо гостинцев. Хозяин дома вывозил хлеб на продажу в г.Царевококшайск. Дом, пропитанный хлебной энергией, сохранился до сих пор.
В: Слово экспертам.
В: Древние греки выпекали хлеб в специальных горшках, которые назывались “клибанос”. Очевидно, отсюда и произошло слово “хлеб”, которое затем перешло в язык славян и многих других народов. В старонемецком языке существует слово “хлайб”, которое похоже на наше слово “хлеб”, украинское “хлиб” и на эстонское “лейб”.
В: Итак, II тур – Рождение хлеба. В этом туре необходимо познакомить с фотографией или документом, свидетельствующим о величии Хлеба.
В: Слово поисковому отряду 4 “а” класса.
- Этот документ- письмо раскулаченных в 30-х годах 4-х детей и сосланных в Сибирь на жительство. Авторам письма по 82, 74, 71, 68 лет. На всю жизнь запомнили ужасные голодные дни во вновь возведенных домах – общежитиях. Вот строчки из этого письма. “Здесь начался голод, холод и зоркий глаз коменданта. … Зимой нас еще немного кормили, давали паек (это пока была дорога). Весной мы были отрезаны от дороги болотом. Начался голод. Люди умирали, особенно дети. Но люди не падали духом. …Все лето работали в поле. Детям давали взрослую норму, за невыполнение лишали пайка. Родителям тогда было по 40, а детям по 20, 11, 8 и 5”. Письмо хранится в архиве МУ “Оршанский муниципальный район”.
В: Слово поисковому отряду 4 “б” класса.
- Мы представляем фотодокумент. Фотография сделана на контрольно – семенной лаборатории села Винницы Подпорожского района Ленинградской области в 1953 году. Лаборанты выезжали в колхозы для заборки образцов семян Отобранные семена проверяли на влажность и всхожесть. Если всхожесть хорошая. Более 70%, зерно закладывали на семена, плохая, менее 70%, отдавали в хозяйстве на трудодни колхозникам, использовали на корм скоту. Проверяли образцы семян дважды в год: первый раз – после жатвы, второй раз – весной перед посевом. Поверяли и правильность хранения семенного зерна. В каждом сусеке должен быть определенной высоты слой зерна и влажность. Если хранение зерна не соответствовало требуемым нормам, такое зерно в посеве не применяли. Эта фотография является документом, свидетельствующим о трудном рождении хлеба.
В: Слово поисковому отряду 3 “а” класса.
- Эта фотография сделана в конце 20-х годов 20 века. Неизвестный фотограф запечатлел момент сходки жителей Оршанки на Базарной площади. В настоящее время на площади растут липы – это Шкетановский сад. Фотография хранится в фондах Музея крестьянского труда и быта.
В то далекое время ежегодно весной проверяли готовность к весенне-полевым работам. На плакате написаны “Искра”, “К севу готовы”. Колхоз “Искра” был организован в октябре 1928 года. В воспоминаниях старожила М. Краева написано: “Колхоз имел 8 лошадей, 6 веялок, 8 косуль, 7 черкуш, 8 борон, 8 телег, 8 саней, конную молотилку, 5 токов и овин”. Это названия орудий труда.
- Все слова связаны с хлебом. Но их нет в современном языке. Из словаря Владимира Даля мы узнали:
- черкуша - это соха.
- соха -жердь, цельная лесина (от сохнуть, сухое дерево?), откуда рассоха, раздвоенная на конце, с развилиной; Вероятно такая соха, обороченная вершиной вперед и отрубленная крюком, служила первым ралом, для вспашки земли.
- веялка – обычно колесо с лопастями, в барабане или кожухе, отвевающее мякину, между тем как зерно очищается, проходя несколько сит.
- косуля - плуг, который не только роет землю бороздой, а подымает отрезанный пласт и переворачивает его.
- ток - расчищенное место для молотьбы.
- овин - строенье, для сушки хлеба в снопах.
В: Слово поисковому отряду 3 “б” класса.
- В нашем семейном архиве есть много фотографий, которые рассказывают о жизни моего дедушки – хлебороба, но самая дорогая вот эта. Эта фотография была напечатана в газете “Марийская правда” в 1978 году. Сделана фотография в Звездном городке, где каждый год встречались герои космоса и герои полевой страды. На фотографии 3 человека. Один из них мой дедушка. Он держит в руках награду космонавтов – звездный вымпел имени Юрия Алексеевича Гагарина.
Звездный вымпел – это особая награда. Жатва для земледельца, уборка урожая – это высшая точка хлеборобской орбиты. И для тех, кто достиг ее, отряд советских космонавтов учредил переходящий звездный вымпел имени Ю.А.Гагарина. В 1978 году по Марийской АССР награды были удостоены 3 коллектива. Среди них – совхоз “Смена”.
Космонавты сердечно поздравляют дедушку с высоким урожаем и крепко жмут ему руку. Я вижу на фотографии как рад дедушка. Он доволен, что труд его совхоза признали на таком высоком уровне. На лице дедушки светится гордость. На фотографии дедушка молодой – ему 30 лет. Много лет дедушка бережно хранит фотографию – это свидетельство признания труда хлеборобов.
В: Молодцы, кладоискатели! Эксперты продолжают работать.
В: Тысячу лет назад на Руси выпекали кислый хлеб. Было это большим искусством, и рецепты закваски для теста хранились мастерами в глубокой тайне: их передавали из поколения в поколение. Оршанский хлеб славится на всю республику. Знают вкус Оршанского хлеба и за пределами республики. Выпекается этот хлеб на Оршанском хлебозаводе. Интересны названия: “Акпарс”, “Колос”, “Лесной”, “Славянский”, “Здоровье” и др.
В: Хлеб – символ человеческого мужества. Слово “хлебороб” звучит торжественно. “Хлебороб” - говорим мы и видим хлебные поля и человека, в поте лица добывающего хлеб. Слово это зафиксировано в словарях XVIII века, по происхождению украинское. (Слово экспертам).
В: Объявляется III тур – Хлеборобы родного края. Слово поисковому отряду 4 “а” класса.
- Сегодня мы представляем Поздееву Лидию Ионовну, прабабушку Черезовой Юлии.
Лидия Ионовна родилась 5 апреля 1928 года в семье крестьян Зайцевых Иона Спиридоновича и Анны Константиновны, поэтому труд хлебороба ей был знаком не понаслышке. Когда началась Великая Отечественная война. Лидии Ионовне было 13 лет. Самым ярким впечатлением осталось как мальчики и девочки, ее ровесники, собирали в поле колоски, чтобы ни одно зернышко не пропало, чтобы больше дать хлеба фронту.
А после войны Лидия Ионовна окончила педучилище, работала учителем, библиотекарем в селе Пектубаево Новоторъяльского района. Но односельчане избрали ее секретарем сельского совета. Под ее руководством сельский совет стал передовым и в 1970 году Лидию Ионовну пригласили на Всесоюзный слет секретарей сельских советов в Кремль, о чем говорит фотография, которой Лидия Ионовна очень дорожит. Пришлось Лидии Ионовне работать и заведующей Оршанским музеем крестьянского труда и быта. Но где бы она ни работала, выполняла работу ответственно. За это отмечена государственными наградами. Даже сейчас в свои 79 лет Лидия Ионовна частый гость нашего класса и школы. Трудным был хлеб в годы войны, труден он и сейчас. (Песня “Корочка хлеба”)
В: Слово поисковому отряду 4 “б” класса.
- Моя бабушка, Калинина Августа Федоровна, во время Великой Отечественной войны работала 2 года на колесном тракторе ХТЗ и 5 лет на комбайне. Вот как она вспоминает об этом: “Нам, малолеткам, без мужиков досталось работы досыта – и пахали, и боронили, и косили, и мешки тяжелые таскали, и лен теребили.
В 1942 году с сестрой Лидой работала на тракторе- колеснике ХТЗ в тракторной бригаде Москвина. Лето проработала, а там нас 7 девчонок и 2 мальчишек отправили в Арды, в школу механизации. Лошаденка везла наши пожитки, картошку (хлеба не было). А сами мы тащились пешком по снегу в лаптях. И так трое суток.
В школе было голодно. Давали по 300граммов хлеба с примесью дуранды и суп из соленой водички с помидорами. Изучали мы комбайн “Коммунар”, тракторы, сельхозмашины.
В июле закончили учебу, сдали экзамен (я на “отлично”) и отправились пешком домой.Мне дали комбайн “Коммунар” №9. Слесарей не было, все приходилось делать самим. Штурвальной была Августа Шарова, с которой вместе учились, а весовщицей – сестра Фая. Нам с Августой было по 16 лет.
Два года Минсельхоз республики премировал меня за перевыполнение планов на уборке по 10 пудов хлеба каждый раз. В тот майский день сорок пятого мы вели весновспашку. Приходит бригадир тракторной бригады и говорит, что война кончилась. Нам бы смеяться от радости, а мы почему-то в плач”.
Сейчас бабушка на заслуженном отдыхе. Воспитывает в нас бережное отношение к хлебу.
В: Слово поисковому отряду 3 “а” класса.
- Софронова Вера Алексеевна. Родилась 27 сентября 1925 года в деревне Кашашка Пижанского района Кировской области. Когда началась Отечественная война, Вере Алексеевне было 17 лет, и она оканчивала школу. В январе 1942 года она начала учиться на курсах трактористов в Сердежской машино - тракторной станции Яранского района Кировской области. Курсы закончила в мае 1942 года.
Из воспоминания Веры Алексеевны: “Отправили нас обратно в свою деревню, дали трактор – паши. Трактор тяжелый, колеса железные, без резины. На сидении сидеть трудно – трясет. Опыта мало. Трактор часто глохнет, детали ломаются, сил не хватает их ставить на место и закрепить. Ноги вязнут в грязной земле. Трудно было работать, так как кабины у трактора не было, холодно”.
До конца войны Вера Алексеевна работала на тракторе: пахала весной, убирала хлеб осенью. В 1965 года Вера Алексеевна переехала со своей семьей в Оршанский район в деревню Новая Пижанка и до пенсии проработала в совхозе “Смена”. Она и сейчас живет в этой же деревне, вырастила троих детей. У нее 6 внуков и внучек и 3 правнука. Сейчас ей 82 года, но всю работу по дому она выполняет сама.
В: Слово поисковому отряду 3 “б” класса.
- Мы познакомились с Багровым Владимиром Анатольевичем, дедушкой нашей одноклассницы Хабибрахмановой Дианы. Всю жизнь он руководил получением большого урожая хлеба.
Багров Владимир Анатольевич родился 30 марта 1948 года в городе Мариинский Посад Чувашской АССР. Окончил Чувашский сельскохозяйственный институт, ученый- агроном. После окончания вуза направлен по распределению в МАССР, где работал главным агрономом колхоза “Волга” Звениговского района.
До 2007 года был директором сельскохозяйственного предприятия “Смена” Оршанского района. 35 лет дедушка Дианы занимался земледелием, порой было очень трудно. Ничто так тяжело не достается людям, как хлеб. Целая команда трудилась на полях совхоза, а это, конечно же, были самые лучшие земледельцы. Несмотря на капризы природы, они всегда были на своем рабочем посту, всем сердцем болели за урожай. Блинов Павел Андреевич получил орден Ленина, Головенкин Михаил Григорьевич – медаль, Отмахова Нина Дмитриевна – орден Трудового Красного Знамени.
В 1978 году коллектив совхоза был удостоен высокой награды, которую вручали космонавты. Как представитель своего коллектива дедушка Дианы получал из рук космонавтов Звездный вымпел имени Ю.А.Гагарина. С этой фотографией мы вас уже знакомили.
С 2007 года Багров Анатолий Владимирович находится на заслуженном отдыхе.
Хлеб сам не родится, но выращенный руками хлеборобов, становится золотом редчайшего достоинства.
В: Итак, кладоискатели, раскопки завершились. Эксперты подводят итоги.
В: Хлебом пахнет многомиллионогектарная пашня, пахнут руки комбайнеров, механизаторов. Сергей Леонидович Шевняков один из тысяч хлеборобов страны. Со школьной скамьи познал труд хлебороба. Не раз шел на рекорд на хлебной ниве. В 1986 году стал Чемпионом Оршанского района на уборке урожая. В марте 1988 года он был участник IV Всесоюзного съезда колхозников, в июле 1990 года – делегатом XXVIII съезда КПСС. Хлебное поле рождает в душе этого человека музыку, которую он слагает в слова. Получаются стихи о хлебе:
Работаешь, и устали не знаешь,
Придешь домой и скажешь:
- Слушай, бать, две с половиной нормы
Я сегодня сделал,
А завтра я попробую еще!
Ну а он в глаза тебе посмотрит
С радостной улыбкой на лице.
Усталости своей он не покажет,
И за гордость он тебя не попрекнет,
Лишь только скажет:
- Так держать, сынок!
Все это оценить сумел я лишь с годами,
Когда отец из жизни мой ушел,
Как мучался от боли по ночам в суставах,
Как рук своих не покладал он трудовых.
И хлеб узнал, какой ценой дается
Тот, в детстве, что я кушал … и сейчас…
Бывало, упадет кусочек на пол,
А батя его с пола подберет
И скажет:
- Запомни, сын, цена у хлеба –
Это пот, бессонные ночи хлебороба
И руки все в мозолях до крови.
(Песня “Хлеба”).
В: Как наследство получили мы священные слова “Хлеб – всему голова!”
В: Слово экспертам.