Цель: повысить у учащихся 4 классов уровень готовности перехода к среднему звену.
Задачи серии занятии: осуществить преемственность между начальной школой и основной, проблемы здоровья, позволить каждому школьнику почувствовать себя в коллективе комфортно и спокойно, стать интересным для сверстников, предоставить простор для выражения индивидуальности.
Рубеж 3-4-х классов, по свидетельству многих психологов и педагогов характеризуется некоторым снижением интереса к учебе в школе и самому процессу обучения. Это выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе. Такие негативные проявления свойственны многим ученикам, но у тех из них, чье развитие уже было проблемным, имеется вероятность сохранения и закрепления негативных тенденций в устойчивых формах поведения.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.
Воспитание и обучение вообще и речевое в частности осуществляется через занятия. Мы решили соединить игру и занятие вместе, используя дидактические методы: наглядные, словесные с опорой на наглядность; словесные методы без опоры на наглядность; практические методы, которые носят игровой характер. Используемые приемы: словесный образец, повторение, объяснение, указание, словесные упражнения, вопрос как стимул активности ребенка, оценка детской речи.
Методы и приемы коррекционного обучения не только соответствуют интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивают интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.
Мы соблюдаем принцип многообразного проявления одной и той же темы и речевого материала в вариациях.
Занятия содержат информацию, которая способствует обогащению словаря детей, умению аргументировано излагать свои мысли, взаимопониманию и взаимовыручке в микрогруппах, развитию памяти, внимания, мышления детей, повышению их самооценки и сплачивает класс.
Разнообразие заданий, разнообразие и длительность занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания, позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.
Группа набиралась по принципу разноуровневого речевого и интеллектуального развития.
Учебно-тематический план “Школы начинающих волшебников”
№ | Тема занятия |
1 | Вводное занятие |
2 | Сказки про животных |
3 | Волшебные сказки |
4 | “Гадкий утенок” |
5 | “Карлсон” |
6 | Народные сказки |
7 | Добро и зло в сказках |
8 | Заключительное занятие. Игра “За семью печатями” |
Занятие 1.
Цели:
- учить детей выражать свои мысли, логически строить свое высказывание;
- развивать чувство взаимопомощи, взаимопонимания в группе;
- закреплять навык вслушиваться в свою речь и речь окружающих.
Оборудование: мяч, карточки со скороговорками, с незаконченными предложениями; три коробочки с заданиями; карточки; листы бумаги, карандаши; “пиктограммы” - “личики”; бейджики; разрезанные открытки.
Организационный момент.
Подготовительный этап
1. Упражнение “Имя превратилось”
Участники представляют себе Страну Волшебных Имен, в которой все настоящие имена превратились в волшебные псевдонимы. Придумывают, в какие имена сказочных героев могло бы превратиться их собственное имя.
Оформление бейджиков – ведущих и детей.
2. Упражнение “Звучащая сила”
Цели: Это две короткие разминки, которые придадут детям свежие силы, бодрое настроение и оптимизм. Особенно они полезны в тех ситуациях, когда у детей снижается энергия, когда они устают. Эти разминки мы сопровождаем словами, которые помогут детям в развитии позитивного образа “Я”.
Используемые при этом протяжные звуки представляют собой возможность помассировать утомленный мозг. Ведь тонкая вибрация звука в голове на самом деле освежает мозг и способствует лучшему кровоснабжению.
Инструкция:
1. Энергия из звука ‘Аааааа’
Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое “Ааааа”. Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропойте звук “Агава’ все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью... (1 минута.)
2. Энергия из звука “Иииии”
На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины ‘Скорой помощи”. Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук “Иииии”. Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука... А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы... (30 секунд.) В некоторых случаях вы можете поэкспериментировать с другими гласными звуками, чтобы ваши ученики сами почувствовали, какие звуки придают им больше бодрости и сил. Вы можете играть в сигнальную сирену со звуками “Ааааа”, “Иииии”, “Ооооо”, или “Ууууу”. Важно, чтобы все эти звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше.
- А сейчас проверим, кто как сможет повторить скороговорки.
3. Упражнение “Владеем ли мы своим языком?”
Работа над скороговорками:
- в медленном темпе проговариваем все звуки в словах, запоминаем.
- в среднем темпе 3 раза можно смотреть в карточку.
- в быстром темпе повторить 2 раза.
Будьте добры, бодры и храбры!
Королю подари пару кроликов.
- Молодцы! Мы обрели уверенность в себе, почувствовали свою силу. Мы готовы к занятию в Школе начинающих волшебников.
Основной этап:
- Начинаем занятие Школы начинающих волшебников.
1) Формирование групп. Задание – собирание разрезанных по-разному одинаковых открыток.
Цель: групповая сплоченность; развитие аналитико-синтетических навыков.
2) Упражнение “Головомяч”.
Цели: С помощью упражнения Головомяч можно развивать навыки сотрудничества в парах или тройках. Чтобы выполнить поставленную задачу, дети должны медленно и согласованно двигаться в паре с партнером. Это требует от них точного восприятия движений партнера. Каждый ребенок должен синхронизировать свой собственный темп с темпом своего партнера.
Материалы: для каждой пары детей — один мяч среднего размера.
По группам (3 чел.) поднять мяч пола из положения лицом друг к другу сидя на корточках и донести его до ведущей.
Упражнение на групповую сплоченность. Прогнать мяч по двум шеренгам, стоя спиной друг к другу от одной ведущей к другой.
Анализ упражнения:
— Что было наиболее сложным в этой игре?
— С кем тебе поднимать мяч легче всею?
— Что самое важное для того, чтобы мяч не упал?
3) “Заколдованные записи”.
- У нас у волшебников есть много добрых дел. Сейчас для нас предстоит одно из них, расколдовать “Заколдованные записи”. Мы знаем начало предложения из сказки, необходимо закончить предложение и назвать сказку, откуда это фраза.
Задание – закончить предложение и отгадать сказку.
- Фея взмахнула волшебной палочкой и … (“Золушка”)
- Злая мачеха отправила девочку в лес за … (“12 месяцев”)
- Пошел Емеля на реку… (“По щучьему велению”)
- Третья дочь попросила у батюшки.. (“Аленький цветочек”)
- Долго Буратино искал… (“Приключения Буратино”)
- Из волшебного зернышка вырос прекрасный цветок... ( “Дюймовочка”)
- Оторвала Женя один лепесток и сказала: “…” (“Цветик-семицветик”)
Анализ:
- Какое слово помогло узнать сказку?
- Какое предложение было закончит легче всего?
4) Игра-разминка “Собаки, жуки и змеи”.
Цели: детям очень нравится эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы. В то же время пчелы и змеи соревнуются друг с другом, что делают игру еще более увлекательной.
Материалы: Коробки с картинками: “собака”, “жук”, “змея”.
Инструкция: Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Короли выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу три предмета, которые короли должны разыскать в классе. Группы должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавал определенный звук. Собаки рычат. Жуки жужжат, змеи шипят. Чем ближе король коробке с нужным рисунком, тем громче должно быть звучание.
Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать коробки. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.
Анализ упражнения:
— Твоя группа хорошо помогала королю?
— Как пчелы взаимодействовали друг с другом?
— Как змеи взаимодействовали друг с другом?
— Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?
— Как ты чувствовал себя в роли короля?
— Что для тебя было самым трудным в этой роли?
— Ты остался доволен своими подданными?
— Как вы считаете, коробки искать было одинаково легко?
5) Упражнение “Общее и различное”
Цель: развитие мыслительной операции “сравнение предметов”, наглядно-образного мышления.
Детям предлагается мысленно представить себе образ сравниваемых предметов и найти сходство и различие. Вначале дети работают вместе, отвечают по желанию, дополняют друг-друга. Затем каждому, по очереди даётся отдельное задание.
Пример: Ты видел муху? А бабочку? После ответов ребёнка, предлагается сравнить эти объекты. Помогаем ребёнку с помощью наводящих вопросов: “Чем похожи бабочка и муха, что у них общего? А чем они отличаются?”
Фиксируем для себя успешность выполнения заданий каждым ребёнком, отмечаем сложные для детей моменты. Чаще всего дети затрудняются находить общее в предметах. В зависимости от успешности выполнения упражнения, можно его либо усложнить, либо упростить.
Для детей, затрудняющихся в выполнении упражнения, можно использовать наглядное изображение сравниваемых предметов, выделение отдельных признаков, характеристик сравниваемых предметов, для детей, успешно справляющихся с заданием, можно применять упражнение на обобщение понятий: “Как можно назвать одним словом эти два предмета?”, можно предложить сравнивать более абстрактные понятия, например, профессии, черты характера, качества предметов, либо предметы, имеющие мало общих признаков. Необходимо поощрять детей не только за правильные ответы, но и за активное участие.
Обращаем внимание, чтобы дети в процессе сравнения и обобщения опирались на существенные признаки предметов. В зависимости от успешности выполнения упражнения, можно варьировать число занятий на эту тему. При выполнении данного упражнения необходимо следить за работоспособностью детей, при первых признаках утомления упражнение прекращаем.
Пары слов для использования в упражнении:
- Волшебная палочка и Золотой ключик
- Аленький цветочек и Цветик-семицветик
- Золотая рыбка и Щука
- Летучий корабль и Ступа Бабы-Яги
- Сундук на дубе и Гроб хрустальный
- Волшебное зеркало и тарелка с яблочком с голубой каемочкой
- Отравленное яблоко и Яйцо Курочки Рябы
- Корова Крошечки-Хаврошечки и Котел с кипящим молоком
- Кот в Сапогах и Осел Шрека
5. Упражнение “Сломанный телевизор”.
Цель: развивать мимику лица, учить владеть своим телом, используя пантомимику. Совершенствовать связную речь путем формирования своей мысли в мини-рассказ.
“Поведение в определенных условиях: В магазине. В транспорте. В библиотеке.”
6. “ПИКТОГРАММЫ”. Пиктограмма — это емкое графическое изображение предметов, всяком рода информации. Вы все видели примеры пиктограмм, например, на знаках. Если па знаке крест-накрест нарисованы вилка и ложка — это, конечно столовая или кафе. Красный крест — это больница или медицинский пункт. То мы видим табличку с черепом и молнией — это сообщение “Не влезай, убьет.” Давайте вспомним, с какими пиктограммами мы еще сталкиваемся в жизни
После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов;
Участникам предлагается продумать, а потом нарисовать “Алгоритм сказки” не более 5 шагов.
Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений.
Итог занятия. Рефлексия. На доску дети прикрепляют личики с изображением-оценкой занятия (грусть, интерес, огорчение, радость, равнодушие).
Список литературы:
- Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 64 с.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и мл. школьников. – Ярославль: ТОО “Гринго”, 1995. – 240 с.
- Психолого-педагогические условия личностного роста и социализации детей. /Под ред. Л.Е. Курнешова. М.: “Школьная книга”, 2002, 112 с.
- Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз. СПб.: КАРО, 2001, 368 с.
- Фопель К. Психологические группы: Рабочий материал для ведущего: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001, 256 с.