Программное содержание:
1. Систематизировать и обобщить представление детей о северном районе Сибири; Прибайкальском климате.
2. Развивать умение находить причинно-следственные связи живой и неживой природы; расширить представление о реакции животных и растений на изменение условий среды и взаимодействие человека.
3. Воспитывать стремление любить преумножать, оберегать природу.
Оборудование: карта Байкала, фишки с изображением шишек: кедра, ели, сосны; книга “Хранительница Сибирских сказок”, иллюстрации с изображением животных, обитающих в лесах Сибири, Баргузинском, Ольхонском заповедниках, флаг, аудиозапись.
Предварительная работа: Чтение сибирских сказок, рисование иллюстраций к сказкам; изготовление эмблем клуба “Сибирячок”, галстуков, придумывание гимна “Я родился в Сибири бескрайней ...”, изготовление экрана “Добрые дела группы”.
Ход занятия
I. этап.
Дети заходят в зал под речевку: “Раз, два, три, четыре, кто шагает в этом мире? Это мы, это мы, это мы – Сибиряки!”
Подходят к флагу клуба “Сибирячок”, который капитан команды поднимает под звучание гимна. Дети запевают гимн “Я родился в Сибири бескрайней”.
Я родился в Сибири бескрайней
И этим горжусь я всегда
Нет прекраснее места на целой планете,
Где я вырос и там пригожусь.
Этот чудный край Сибирский
Поражает меня красотой,
Где ресурсов неведомо много открыто
И характер у нас всех стальной.
Уважаемые члены клуба “Сибирячок”, пройдите, пожалуйста, за круглый стол и займите свои места.
Повестка дня:
- Сообщение интересной новости корреспондента “Лесной газеты” Сережи и его мамы,
- Работа в научной лаборатории, обсуждение проблемы
- Ребята, Сережа сообщил нам очень интересную информацию об о.Байкал. А о какой проблеме он нам рассказал?
- Как вы думаете, загрязнение о.Байкал – это проблема?
- Давайте попробуем решить эту проблему, как настоящие ученые. Для этого пройдем в лабораторию.
(Дети надевают головные уборы, белые халаты, перчатки.)
- На правах главного сотрудника лаборатории, предлагаю найти решение в создавшейся проблеме – загрязнения озеро Байкал и провести опыт: “Сделаем воду доброй, очистив от мусора и бензина”.
(В емкость с водой наливаем небольшое количество растительного масла. Образовалось плотная пленка. Чтобы ее убрать потребуются опилки – они сужают масло, образуя комочек).
Вторая проблема – остаются опилки в воде.
Чтобы очистить воду от опилок – применить фильтр (тонкая ткань или промокательная бумага пропускает чистую воду, оставляя опилки на поверхности).
Звучит завораживающая музыка.
- Представьте, что это озеро Байкал и завод БЛПК, который стоит на берегу озера и выбросил большое количество химических отходов. Что может случиться? Дети проводят опыт – экспериментальную деятельность. Ура! Мы настоящие помощники, защитники природы.
II этап.
Звенит звонок - сигнал к завершению работы.
- Работа в исследовательской лаборатории закончена, объявляю тайм-аут.
- В какую из сибирских игр вы хотели бы поиграть? (Варианты ответов детей). Динамическая пауза.
III этап.
По окончании игры раздается сигнал SOS.
- Ребята вы слышите, что за сигнал раздается?
- Давайте послушаем, откуда он раздается?
- О чем, говорит этот сигнал?
- Кто нас сегодня просит о помощи?
Карта о.Байкала освещает красным цветом. Дети подходят к карте, ищет, где графически изображен сигнал SOS. (иллюстрация с изображением барана – оргалия отмечена красным флажком)
- Как называется это животное?
- Почему именно сейчас горный баран просит нас о помощи?
- А где сегодня мы можем встретить этого барана? А о его жизни, откуда можем узнать?
IV этап.
Звучит волшебная музыка.
- Ребята, я слышу знакомую музыку. Кто нас зовет?
- Правильно “Хранительница Сибирских сказок”.
Дети подходят к книге.
- Давайте проверим, почему она позвала нас.
Открываем книгу, листами страницы.
Дети по иллюстрациям к сказкам называют знакомые им сказки.
Беседа по содержанию.
- Расскажите, какая из сказок вам заполнилась больше и чем?
- А верно ли будет, когда говорят: “Сибирские сказки – детям подсказки?”
На последней странице лежат фишки с изображением кедровой, еловой и сосновой шишек.
Каждая фишка определяет количество заработанных баллов на занятии: с изображением
Кедровой шишки – 3 балла
Еловой шишки – 2 балла
Сосновой шишки – 1 балл
V этап.
Заседание клуба закончилась. Звучит гимн, капитан команды опускает флаг. Каждому ребенку предоставляется право выбрать себе фишку, оценить свою работу в клубе.
Дети уходят из зала под речевку.