Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание безударных гласных в корне"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне».

Цели:

  • Закрепить знания, умения и навыки учащихся в написании и проверке слов с безударными гласным и в корне.
  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, устную и письменную речь, умение проводить взаимопроверку, комментированное письмо.
  • Активизировать познавательную деятельность через групповую форму: работы, используя работу в парах.
  • Воспитывать чувство товарищества, бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник Рамзаевой «Русский язык», карточки для самостоятельной работы, листы с пословицами для работы в парах, картинки с изображением птиц.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять –
Буду грамотно писать.

II. Проверка домашнего задания (с.103 упр. 275)

У: Вам предлагался отрывок из сказки Пушкина. Как называется эта сказка? Какое надо было выполнить задание?
Д: Из этого отрывка нужно было выписать слова с безударными гласными в корне, которые нужно проверять.
У: Прочитайте слова, которые выписали, назовите безударные гласные и проверочное слово. Как подбирали проверочное слово? (Правило)

III. Объявление темы и цели урока

– Тема нашего урока зашифрована в цепочке букв. Расшифруем её:

ВГБЕХЧ3УСКДАРЦЁВЪIРПЕШЯГЛАСЗЛНЪIТЩЁЮ

– Первый слог находится между буквами ГХ
– Второй между буквами ЧС
– Третий – КЦ
– Четвертый — ЁР
– Пятый – ПШ
– Шестой – ЯЗ
– Седьмой – ЛТ
– Восьмой – ЩЮ

– Тема нашего урока правописание безударных гласных в корне. И сегодня на уроке мы продолжим работу над правописанием слов с безударной гласной в корне.

IV. Чистописание

У: На минутке чистописания отрабатываем написание гласных букв взятых в овал. Почему именно эти гласные у нас в чистописании?
Д: Потому что они требуют проверки в безударном положении.

На доске картинки с изображением птиц.

У: Назовите этих птиц? (Сорока, ворона, снегирь, воробей.)
У: Как назвать, одним словом этих птиц?
Д: Зимующие.
У: Какое среди этих слов будет лишним? (Снегирь)
У: Почему? – Что вы знаете об этой птичке?
У: Это слово пропишем во второй строке.
У: Сколько в этом слове слогов? Почему?
У: Назовите орфограмму в этом слове?
У: Сколько в этом слове букв и звуков? (7 б, 6 зв.)
У: Почему букв больше, чем звуков? Как проверить безударную гласную в корне?

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье:
Горы, травы, море, дело!
Вот теперь напишем смело!

V. Словарная работа

У: А теперь поупражняемся в написании слов с безударной гласной в корне.

Лесная тропинка, красивая снежинка, северный ветер, кормушка для птиц, сосновый бор, зимняя дорога.

У: Разобрать по составу слова северный, кормушка. Придумать предложение с любым словосочетанием.

VI. Физминутка (комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения, гимнастика для глаз).

V. Работа с предложением

Молодые кустики укрылись пушистым снежком.

1. Дети читают предложение орфографически. Ставят ударение в словах и объясняют правописание всех безударных гласных.
2. С закрытыми глазами проговаривают предложение про себя орфографически.
3. Предложение закрывается. Дети записывают его по памяти, подчеркивая все орфограммы.
4. Взаимопроверка.

– Разобрать предложение по частям речи, по членам предложения. Выписать словосочетания. Какие бывают предложения по цели высказывания?

VI. Работа с учебником (дифференцированное задание)

С. 106. Упр. 284

Карточка 1.

Прочитай текст. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Карточка 2.

Прочитай текст. Спиши. Вставь пропущенные буквы. В последнем предложении подчеркни главные члены предложения.

Карточка 3.

Прочитай текст. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Определи тему текста. Придумай заглавие. Дополни текст еще одним предложением. Помни. Что оно должно быть на ту же тему.

(Беседа о помощи птицам в зимнее время).

VII. Физминутка (упражнения на внимание, дыхательная гимнастика).

VIII. Работа в парах

– По началу пословицы, найди её конец. В пословицах найди слова с безударными гласными, проверяемые ударением. (Начал, начали).

  1. Январь – году начало, / зиме середина.
  2. Много снега, / много хлеба.
  3. Новый год – / к весне поворот.
  4. Любишь кататься – / люби и саночки возить.
  5. Декабрь год кончает, / зиму начинает.
  6. Февраль силён метелью, / а март капелью.

– Как вы понимаете пословицу: «Много снега, мало хлеба».
– Какое значение это имеет для нашего края.

IX. Итог урока

– Как проверить безударную гласную в корне слова

X. Домашнее задание

– С. 108 упр.287 (составить 2-3 предложения о своих зимних играх на улице)