Пояснительная записка.
В настоящее время всё больше говорится о
необходимости воспитания у детей патриотических
чувств, гордости за свою Родину, уважения к
Отчизне, воспитания чувств собственного
достоинства, уверенности в себе, своей
причастности к судьбе Родины.
Приобщение детей к Государственной символике РФ
– одна из приоритетных задач. Не зависимо от
программы развития дошкольного учреждения, от
его профиля, патриотическое воспитание детей
является одной из главных задач.
Патриотические чувства формируются с рождения
ребёнка, в процессе всей его жизни. Это
чувства любви к семье, к детскому саду,
родному городу, родной природе,
соотечественникам, осознание себя как
гражданина своей страны, уважительно
относящегося к символике – флагу, гимну, гербу.
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям
в полной мере понять, осмыслить символы, их
происхождение, значение, образы, функции.
В ходе работы над этой проблемой в нашем
детском саду создан уголок патриотического
воспитания, где представлены Государственный
герб, Государственный флаг, Государственный
гимн, Президент России, а также губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа, мер
города, флаги округа и города,
герб столицы России и города Муравленко,
определено место и значимость нашего города
на карте России.
Цель занятий:
- Познакомить с главными символами (гимн, флаг, герб).
- Расширять представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.
- Обобщить знания детей о Государственном флаге. Познакомить со значением цветов, изображённых на флаге.
- Вызвать у детей чувство гордости, восхищения красотой Государственного флага. Вызвать желание самим изготовить маленькие флажки с государственной символикой.
- Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема. «Флаг. Герб. Гимн»
Программное содержание:
- Познакомить с главными символами (гимн, флаг, герб).
- Расширять представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.
- Вызвать у детей уважение к могуществу державы, её независимости. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Материал: репродукции герба, флага; фото президента России; аудио запись гимна России; фотографии, репродукции заседания Государственной думы, церемоний вручения наград, присяги воинов; детская энциклопедия «Российская государственная символика» В.В.Васькин, 2002 г.
Предварительная работа: экскурсия в уголок символики, рассматривание экспонатов, беседа с детьми, обмен впечатлениями.
Словарная работа: Государственный гимн, флаг, символы, государство, могущество, геральдический щит, двуглавый орёл, скипетр, держава и т. д.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Однажды вечером Ваня и Марина вместе с мамой
играли в настольную игру «Лото» (начинает
рассказ воспитатель). Папа в это время смотрел
по телевизору программу новостей. На экране
показали заседание Государственной думы.
Выступал Президент Российской Федерации.
(Воспитатель обращает внимание детей на
фотографию президента РФ).
И вдруг заиграла музыка, и все встали. Ваня и
Марина в один голос спросили у папы:
– А почему все встали?
– Потому что звучит гимн. – Ответил папа.
– А что такое гимн и почему его слушают стоя?
Гимн – это не просто музыка – это торжественное
музыкально-поэтическое произведение. Это символ
нашего государства. Начал свой рассказ папа.
У каждого государства есть свой гимн.
Государственный гимн исполняют и слушают стоя,
мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн
молча или подпевают. Такое поведение при
исполнении гимна считается достойным. Звучит он
в праздники, на особо торжественных
мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу,
могущество нашей державы. По звучащему гимну,
можно определить из какого государства приехали
гости. Вот такая история.
– Ребята. А вы хотите услышать гимн нашего
государства?
Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а
значит, должны гордиться ее символами. Давайте,
выразим свое уважение к российскому гимну и
прослушаем его как положено, стоя.
Слушание гимна (аудио запись).
Гимн России был написан композитором
А.В.Александровым и поэтом С.В.Михалковым.
Во время исполнения гимна (продолжает рассказ
воспитатель), все поворачивают голову в
сторону Государственного флага.
Показ иллюстрации, фотографий.
Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом учёным, известным деятелям культуры, спортсменам вручают награды. Молодые воины российской армии принимают присягу на верность своему отечеству.
Рассказ сопровождается показом фотографий и репродукций.
– Скажите, ребята, а как же выглядит флаг России?
(Ответы детей, показ репродукции Государственного флага.)
– Правильно, это полотнище прямоугольной
формы, состоящее из трех полос трех цветов:
верхней – белого, средней – синего и нижней –
красного.
– Может кто-нибудь знает, что обозначают эти
цвета? (Ответы детей).
Задание. Спросите у своих мам, пап, сестёр или старших братьев, что же означают эти цвета? И мы об этом ещё поговорим на следующем занятии.
Педагог показывает детям репродукцию герба России.
А вот ещё один Символ России – это герб.
Государственный герб России – это
четырёхугольный геральдический щит, нижние углы
которого закруглены, а оконечность заострена.
– Что же изображено на гербе? (Ответы детей).
На гербе Российского государства изображен золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (или жезл, похож на посох пастуха), а в левой – держава («яблоко» – это шар, увенчанный крестом, символом христианского владычества над миром). На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона.
– А почему орёл двуглавый, может, вы знаете?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Да, ребята, такой птицы в природе не существует.
Но существует такая версия этого изображения.
Люди с глубокой древности изображали двуглавого
орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла?
Или видели в нём зоркого стража, изгоняющего
нечистую силу и с правой, и с левой стороны. Вот
такая версия.
Итог занятия: Сегодня мы с вами поговорили о
главных и важных символах России. Все граждане
России гордятся Государственным гербом, флагом и
гимном. Без этих отличительных знаков страны не
обходится ни одно важное для страны событие.
Случаи использования герба, флага и гимна России
определены законом.
Предлагаю вам, ребята, рассказать о них дома
своим родителям, расспросить их о трех
цветах флага, выяснить, что они означают. На
следующем занятии мы с вами ещё раз поговорим о
Государственном флаге, и вы поделитесь со мной
своими знаниями.
Воспитатель предлагает детям внимательней рассмотреть репродукции, фотографии, представленные на занятии.
ЗАНЯТИЕ №2
Тема: Символы России. «Государственный флаг России».
Программное содержание.
- Обобщить знания детей о Государственном флаге.
- Познакомить со значением цветов, изображённых на флаге.
- Вызвать у детей чувство гордости, восхищения красотой Государственного флага. Вызвать желание самим изготовить маленькие флажки с государственной символикой.
- Закреплять умения работать ножницами; умение работать по шаблонам (обводить, вырезать по контуру); аккуратно наклеивать изображение в определённой последовательности.
- Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Материал. Изображение Государственного флага; фотографии спортивных соревнований, трибун, болельщиков. Заготовки прямоугольной формы для флажков (из ватмана) 10 на 20см; цветная бумага; шаблоны полос. Ножницы, клей, кисти для клея, салфетки, палочки для флажков (древко) с прорезями для флага и т.д.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с основными символами России.
– Какие символы России вы запомнили?
– Я вам дала интересное задание. Кто напомнит, о чём я вас просила узнать?
Если дети затрудняются, показ рукой на мольберт с изображением флага.
– Расскажите о Государственном флаге, его цветах? (Ответы детей)
Обобщение. Да, каждый цвет имеет своё значение. Белый цвет – цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости. Синий – цвет неба, воды, моря – символ свободы. Красный – цвет мужества, силы, могущества и жизни. У меня к вам такой вопрос:
– Где вы видели Государственный флаг в нашем городе?
Флаг развивается над Администрацией нашего
города. В торжественные дни, государственные
праздники вывешивается российский флаг на
общественных зданиях, школах.
– А еще где можно увидеть Государственный флаг?
Государственный флаг можно увидеть на Кремле в
Москве, автомобиле Президента, боевых кораблях
и самолётах российской армии, космических
кораблях. Под Российским флагом выступают наши
спортсмены на всех спортивных соревнованиях,
олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики
и приветствуют Российскими флагами.
В нашем детском саду скоро будут проходить
спортивные соревнования подготовительных групп.
Мы с вами обязательно пойдем их смотреть и станем
активными болельщиками. А чтобы поддержать юных
спортсменов, мы с вами изготовим маленькие
частички Российского флага – флажки. Ими мы
будем приветствовать спортсменов, болеть за них.
Согласны?
Проходите за рабочие места. В своей работе мы
будем использовать заготовку (основу из плотного
ватмана), шаблоны, цветную бумагу.
Рассказ сопровождается показом материалов.
– Какого цвета бумага нам понадобится? Выберите необходимые цвета и положите перед собой. Готовы? Из них нужно вырезать три полосы вот по этому шаблону
Обвести и вырезать. Показ изготовления одной полосы.
Таким способом изготавливаются все полосы.
– В какой последовательности мы будем наклеивать полосы? Если вы затрудняетесь, обращайтесь к репродукции (показ на мольберт).
После того как вы наклеите все полосы, нужно
перевернуть работу и в такой же
последовательности наклеить следующие три
полосы с обратной стороны.
По окончания высыхания вставим в прорези готовые
флаги.
Приступаем к работе.
По ходу самостоятельной работы оказание помощи затрудняющимся детям, хвала детей за правильность выполнения, аккуратность в работе, скорость выполнения.
Итог.
Поблагодарить детей. Отметить, что с
такими флажками можно идти не только на
спортивные соревнования, но и на городские
праздники, на демонстрации, гордо поднимая
символ России.
Предложить поднять готовые флаги над головами и
под торжественную музыку помахать ими.
Тем детям, кто не успел закончить работу,
предложить закончить ее в вечернее время.
Литература:
- В.В.Васькин Детская энциклопедия «Российская Государственная символика», 2002.
- Е.К.Ривина «Герб и флаг России» Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами. 2003.
- О.Н.Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». 2007.