Интегрированный урок (литературное чтение + окружающий мир + история + музыка) по теме "Нам завещана память и слава"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Тип: урок-обобщение.

Вид: комбинированный урок.

Цели урока:

  • развитие и расширение представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях;
  • воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
  • активизация творческого потенциала учащихся и привитие художественного вкуса.

Оборудование:

  • физическая карта России;
  • глобус;
  • раздаточный материал: контурные карты для учащихся, карточки для индивидуального опроса;
  • видеофрагменты «Хроника Великой Отечественной войны»;
  • мини презентация учащейся 4  класса
  • материалы для дифференцированной работы с учащимися;
  • материалы для организации  работы «Пресс-центра»
  • выставка рисунков, поделок учащихся по теме ВО войны;
  • вещь-мешок солдата, уходящего на фронт.

План урока:

I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя, актуализация знаний учащихся, постановка проблемы.
III. Выбор инициативных групп по проблемам:

города-герои;
пионеры-герои;
герои Советского Союза – наши земляки;
пресс-центр;
презентация ученика (исследовательская работа).

IV. Работа по теме с использованием мультимедиа.
V. Заслушивание выступлений инициативных групп, дифференцированная работа с картой и глобусом;
VI.  Подведение итога урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя

– В прошлом  учебном году вы приняли участие в городской программе, посвященной 60-летию победы. Давайте назовем наиболее запомнившиеся  мероприятия. (Литературная викторина по произведениям   о Великой Отечественной войне, военно-спортивная игра «Зарничка»,  конкурс рисунков и поделок «Военная техника 1941–1945гг.», памятная акция «Письма ветеранам», литературно-музыкальная композиция «Давно закончилась война», рыцарский турнир между 4 «б» и 4 «в» классами, посвященный Дню Защитника Отечества и др.)

II. Постановка проблемы

 – А как вы думаете, с какой целью проводятся подобные мероприятия? (Чтобы чтить память погибших на войне, вырасти патриотами, лучше знать историю нашего Отечества)
– Давайте мы на сегодняшнем нашем уроке шаг за шагом вспомним о некоторых событиях этой страшной войны, унесшей миллионы жизней взрослых и детей, таких же, как вы. А теперь внимательно послушайте мое задание. Придумайте название нашего урока. (Предложения детей)
–  Итак, сформулируем тему урока.

1) На экране презентация о Великой Отечественной войне, подготовленная к уроку Отмаховой Н.Г., Поляниной Н.М. (Приложение 1).

Тема урока: «Нам завещана Память и Слава»

 – Внимание на экран. Вспомним, как это начиналось…

2) «От Кремля до Рейхстага» (Документальный видеофрагмент со звуком воздушной тревоги)

Чтецы.

Война! Жесточе нету слова!
Война! Страшнее нету слова!
И на устах у всех иного
Уже не может быть и нет!

3) Два фрагмента документальной видеозаписи о начале войны, слова диктора.

– Откуда началось вторжение германских войск на территорию бывшего СССР? Как вы понимаете выражение «вторжение германских войск на советскую  территорию»? (Нарушили государственную границу.)

4) Словарная работа.

– Что такое государственная граница? (Предположения детей.)

– Внимание на экран.

Из словаря  С.И. Ожегова. Границы государственные, линии, определяющие пределы государственной    территории (суши, вод, недр и воздушного пространства)

– Попрошу показать на карте границу нашего государства. Кстати, как называется государство, в котором мы живем? (Российская Федерация)

5) Работа с контурными картами.

– А теперь представьте, что вы находитесь на учениях по защите границ государства. Возьмите в руки полевые планшеты и отметьте на контурной карте границы Российской Федерации.

Индивидуальная практическая  работа учащихся. (Определение границ государства, работа с контурными картами).

III. Выбор инициативных групп

 – В течение года мы с вами вели поисковую, исследовательскую работу в разных направлениях. Назовите эти направления. (Ответы детей)

– Мы узнали о ваших сверстниках, которые принимали активное участие в борьбе с врагом, помогая взрослым, о близких родственниках, сложивших голову на полях сражений, о наших земляках, которые не вернулись с войны, и даже о целых городах, выстоявших и не сдавшихся врагу, победивших в этой жестокой сече.
– И сегодня хотелось бы услышать рассказ о некоторых из них, а для этого нам нужно создать инициативные группы, которые поработают по этим направлениям.

1) Выбор групп.

  1. Города-герои.
  2. Пионеры-герои.
  3. Герои СССР – наши земляки.
  4. Пресс-центр.

Выдача материалов для работы в группах, постановка задач перед выполнением заданий в группах.
– Вам предлагается материал для работы в группах  по вашему усмотрению.
– Выберите себе материал, по которому вам хотелось бы поработать, отметьте самые важные факты и приготовьте сообщение. Время на подготовку 8– 10 мин.

IV. Работа по теме с применением мультимедиа

 Пока ребята работают в группах мы посмотрим хронику военных лет.

Идут слайды о войне. Чтение стихотворения на фоне слайдов о войне.

1.   Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
2.   И раны были, и усталость,
3.   И шрамы на груди земли.
4.   Броня во вмятинах глубоких,
И дали пройденных дорог,
5.   И ордена на гимнастерках,
Где пот нещадно ткань прожег.
6.   Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат.

И. Лашков «Победа»

Слайды о проводах на войну. На их фоне читается стихотворение.

Учитель:

И Кама, и Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты – косички девчоночьи мяли,
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колеса, литые колеса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели…

М. Гриезане «Обелиски».

Звучит песня «Священная война».

 – Нелегкими были фронтовые дороги для наших защитников.

Идут слайды о войне. На их фоне звучит песня «Эх, дороги» (музыка А. Новикова, стихи Л. Ошанина). Вокальная группа исполняет 1-й куплет песни

Эх, дороги… пыль да туман,
Холода, тревоги да степной бурьян…
Знать не можешь доли своей,
Может, крылья сложишь посреди степей.
Вьется пыль под сапогами
Степями, полями.
А кругом бушует пламя
Да пули свистят…

– А солдаты скучали по дому и на привалах писали письма своим родным и близким.

Солдат пишет письмо. Звучит запись письма с фронта.

Чтец.  Из письма Михаила Евдокимовича Ревы жене

Письмо с фронта

…Прошу тебя, Анна, не плакать. На мою долю выпало большое счастье – защищать город Ленина.
Большего счастья не надо, только бы мы увиделись с тобой. Если надо будет отдать жизнь во имя поставленной командованием задачи, я отдам ее с гордостью.
Береги нашего сына. Целую тебя и сына.

Михаил.

– Сделаем и мы с вами привал. (Физпауза)

– Следующие слайды рассказывают о фронтовых буднях солдат.

Звучит песня «Темная ночь». Идут слайды о фронтовых буднях солдат.

– Но и в тылу недосыпая и недоедая, люди работали с девизом: «Все для фронта, все  для победы!»

Видеозапись со словами диктора о работе тружеников тыла.

– Проверим готовность групп. Я приглашаю сюда представителей группы, которая готовила сообщения о городах – героях.

V. Выступления инициативных групп

1) Выступление первой группы.

Дети рассказывают о городах-героях.

– Назовите города-герои, которые  вы еще знаете? (Москва, Одесса, Новороссийск,  Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск и т.д.)
– А кто-то сможет показать на карте эти города?

2) Индивидуальная практическая  работа учащихся. (Работа с контурными картами)

– Отметьте на карте столицу России, город-герой, который отметил в этом году 63-ю годовщину победы – Волгоград, город, который перенес блокаду в 900 дней и ночей – Ленинград.

3) Дифференцированная работа.

– А кто сможет отметить эти города-герои на карте и глобусе?

Двое учеников выставляют флажки на карте и глобусе. Идут слайды о блокаде Ленинграда.

– Как вы понимаете значение слова блокада?

4) Словарная работа.

Из словаря Ожегова С.И. Блокада окружение войск противника с целью уничтожения, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его связей с внешним миром. Например, в кольце блокады.

Текст и видеофрагмент.

Вместе со взрослыми к станкам вставали подростки.
За этот период было изготовлено:
95 тыс. корпусов снарядов и мин.;
380 тыс. гранат;
435 тыс. взрывателей.
Люди были сплоченными, и эта сплоченность помогала жить.

5) Выступление группы, готовившей сообщения о пионерах-героях.

– Предоставляем слово 2 группе. Кто желает рассказать о своем пионере-герое?

Выступление второй группы. (Пионеры-герои). Идут слайды о войне. На их фоне читается стихотворение.

Чтец.

Вся ночь пролетела, как страшный бред.
Расстрел назначили рано.
А было ему шестнадцать лет,
Разведчику-партизану.

В сенях умирал заколотый дед.
Сестренке ломали руки.
А он все твердил упрямое «Нет!» –
И стоном не выдал муки.

Вдоль сонной деревни его вели
В пустое мертвое поле.
Морозные комья стылой земли
Босые ступни кололи.

Мать вскрикнула тонко, бела, как мел,
И в поле вдруг стало тесно.
А он подобрался весь и запел
Свою любимую песню.

На фоне фотографии юного героя-антифашиста звучит песня «Он не вернулся из боя», дети подпевают. Видеофрагменты с боями. Музыка приглушена. На этом фоне читается четверостишие.

Учитель:

Пошли на смертный бой с врагами
Ее орлы, ее сыны.
Мать ожидает их годами:
Быть может, все ж придут с войны…

Л. Забашта. «Мать»

– А теперь предоставляем слово 3 группе, кто желает рассказать о наших земляках – героях СССР?

6) Выступление 3 группы. (Герои СССР – наши земляки).

7) Презентация ученицы 4 «В» класса. (Приложение 2)

Вашему вниманию предлагается работа Мосуновой Марии, которая провела исследование и подготовила небольшую презентацию о своем прадеде.

Слайды с памятниками-монументами погибшим на войне. На их фоне читается стихотворение.

Чтецы.

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Самое лучшее и дорогое – Родина.
Горе твое – это наше горе, Родина.
Правда твоя – это наша правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина!

Р. Рождественский. «Реквием»

– Особенно труден последний бой. А после боя можно спеть. Встаньте, возьмитесь за плечи, как солдаты и тихонечко подпевайте…

Идут слайды о войне под  песню «Последний бой» М. Ножкина,  вокальная групп подпевает.

Мы так давно, мы так давно не отдыхали,
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой.

–  И вот наши войска – в Берлине.

Документальный видеофрагмент «Водружение флага над Рейхстагом» с голосом диктора.

– Обратите внимание на самые крупные битвы ВО войны.

Звучит мелодия песни «На войне как на войне». На фоне песни текст о последствиях войны.

Наконец, настал тот самый долгожданный день…

Видеофрагменты о дне Победы. Салют в честь дня Победы.

8) Блиц-турнир. Взаимопроверка.

– А теперь хотелось бы проверить ваши знания, и мы предлагаем вам принять участие  в блиц-турнире. Берем в руки карандаш и обводим в кружочек правильные ответы. Меняемся планшетами с соседом.

– Внимание! Проверка.

VI. Блиц-турнир  (Приложение 3)

Вопросы по материалу Великой Отечественной войны с загорающимися звездочками рядом с правильными ответами.

– Встаньте те, кто правильно ответил на все вопросы.

Чтение слов из песни «Давно закончилась война» на фоне слайдов о ветеранах.

Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена.
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну –
В тылу иль на полях сражений, –
Принес победную весну, –
Поклон и память поколений.

– Предлагаю почтить память погибших минутой молчания. Прошу всех встать.

– А сейчас я приглашаю сюда пресс-центр для подведения итогов урока.

VII. Подведение итога урока. Выступление пресс-центра

Сюрприз – выступление ученика, который показывает вещь-мешок солдата времен Великой Отечественной  войны (сидор) и показывает, что в этом мешке было.

– Мы благодарим всех ребят, принявших участие на этом уроке, и надеемся, что все те знания из истории нашей Родины вам пригодятся в дальнейшей жизни, а мальчики вырастут настоящими патриотами и защитниками своего Отечества.