Программа элективного курса "Уроки здоровья: как стать красивым". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Быть красивым – значит быть здоровым.
Здоровый человек есть самое драго-
ценное произведение природы.

Т. Карлейль.

Пояснительная записка

В наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит и причина их низкого уровня здоровья.
По данным Минздрава, из 6 млн. подростков 15–17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания. К 17–18 годам остается от 3 до 6% здоровых школьников.
Предлагаемая программа курса «Уроки здоровья: как стать красивым» предназначена для подростков-учащихся 9 классов, т.к. в период взросления, полового созревания хочется быть красивым, уверенным в себе, а, следовательно, и здоровым. Данный курс не ставит целью овладеть медицинскими знаниями, оказанием помощи при различных заболеваниях. Главная задача курса – заставить подростков задуматься о своем здоровье, о здоровом образе жизни.

Задачи курса:

– сформировать положительную тенденцию к ведению здорового образа жизни
– помочь учащимся выбрать индивидуальные подходы к ведению здорового образа жизни
– научить корректировать свое психическое состояние
– привить чувство ответственности за свое здоровье.

Стремление подростков к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей связано с самопознанием, с осознанием своей ценности и индивидуальности. На этой основе необходимо воспитывать ответственное отношение к самому себе и окружающему миру школьника, ответственность за состояние своего здоровья, развивать инстинкт самосохранения, чувство собственного достоинства, самоуважения.
Жизнь современного подростка стала чрезмерно напряженной. Повсюду подстерегают нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки. Перенапряжения и переутомления возникают в процессе учебы, работы, на улице и даже дома. Не познав себя, подростку трудно выбрать оптимальную линию поведения, которая помогла бы ему находиться в состоянии душевного равновесия, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи.
Курс рассчитан на 8 часов. Темы подобраны так, чтобы заинтересовать учащихся, показать привлекательность курса, привить навыки к самонаблюдению, умению анализировать свои поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье.

Основные знания:

– понятия о здоровье и здоровом образе жизни, компонентах и показателях здоровья, основных факторах, определяющих здоровье, факторах риска, факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья.

Умения:

– самонаблюдать, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье;
– оценивать функциональное состояние своего организма, проводить при необходимости оздоровительные действия;
– анализировать свое психическое состояние и управлять своими эмоциями.

Для повышения уровня знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается:

– выполнение практических работ
– проведение диагностик, тестирований
– овладение методами снятия напряжения, утомления, стресса.

Программа элективного курса включает следующие разделы:

– введение
– физическое здоровье
– психическое здоровье
– нравственно-экологическое здоровье.

Раздел «Психическое здоровье» проводиться совместно со школьным психологом.

Форма итоговой работы:

– оформление результатов диагностик, тестирований и практических работ
– творческий отчет о выборе индивидуальных подходов к здоровому образу жизни.

Программу можно использовать как основу в воспитательной работе, в качестве факультативных занятий, меняя количество часов.
Курс позволит освоить приемы самовоспитания, выработать индивидуальный способ повышения физической культуры, он будет способствовать психомоторному самосовершенствованию.

Учебно-методический план

Введение 1 ч.

Раздел I Физическое здоровье 2 ч.
1. Красота человеческого тела. (Строй свое тело.) 1 ч.
2. Живой организм – химическая лаборатория. 1 ч.

Раздел II Психическое здоровье 3 ч.
1. Секреты нервной силы (6 основных страхов: болезни, старости, смерти, потери любимого, бедности, осуждения). 1 ч.
2. Этот многоликий стресс. Депрессия. 1 ч.
3. Тренинг. Практические советы. 1 ч.

Раздел III Нравственно-экологическое здоровье 2 ч.

1. Сила духа и здоровье. 1 ч.
2. Экология и здоровье человека. (Взаимосвязь состояния среды и организма человека. Данные по экологии места проживания.) 1 ч.

Содержание разделов программы

Введение

Понятие о здоровом образе жизни.
Компоненты здоровья.
Физиологические нормы здоровья.
Критерии здоровья.
Компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное, духовно-нравственное.
Взаимосвязь компонентов здоровья.

Раздел I.Физическое здоровье

1. Красота человеческого тела. Строй свое тело.

Прекрасно то, что отвечает своему предназначению.
Статуи Афродиты, Венеры Милосской, Аполлона, Геракла.
Двигательная активность.
Осанка.
Влияние физических упражнений на организм.
Красота движений и здоровье – неразделимые понятия.
Аэробика, шейпинг, тренажеры и др.
Воздействие стероидов на мышечную массу.

2. Живой организм – химическая лаборатория.

Микро- и макроэлементы, их влияние на организм.
Избыток и недостаток основных химических элементов, и здоровье человека.
Неорганические соединения, входящие в состав организма.
Органические соединения, входящие в состав организма.

Раздел II.Психическое здоровье

1. Секреты нервной силы.(6 основных страхов.)

Сущность и критерии психического здоровья человека.
Факторы, влияющие на нервную силу человека.
Опасные сигналы слабой психической энергии.
Основные страхи человека и их последствия (бедность, болезнь, старость, осуждение, потеря любви и смерть).
Самый большой грех – страх?
Самый лучший день – сегодня!
Самая большая ошибка – потеря надежды!
Твои враги – зависть, жадность, потакание собственным слабостям, жалость к самому себе.
Улыбайтесь, стиснув зубы.
Способы создания мощной нервной силы по П.С.Бреггу.

2. Этот многоликий стресс. Депрессия.

Нервное истощение, нервная депрессия, стресс.
Причины, диагностика, профилактика, лечение.
Привычки и правила, укрепляющие психическое здоровье.
3. Тренинг. Практические советы.
Учитесь властвовать собой: психология поступков и образа жизни.
Психофизические упражнения.
Творчество как способ снятия стрессового состояния (живопись, поэзия, музыка).
Музыкальные произведения, обладающие терапевтическим воздействием.

Раздел III. Нравственно-экологическое здоровье

1. Сила духа и здоровье.

Настоящий человек думает о себе сам.
Ответственность за свое здоровье и здоровье близких тебе людей.
Вера и здоровье.
Основные заповеди.
Самовнушение.
Отношение к себе, окружающим людям и здоровье. П.К.Иванов: «Здоровайся со всеми! Проси здоровья для себя и всех людей».

2. Экология и здоровье человека.

Взаимосвязь состояния среды и организма человека.
Почва, вода и атмосфера.
Шумовое загрязнение.
Данные по экологии места проживания.

Литература:

1. Ж. Биология в школе. № 2, 2004.
2. В.П.Петленко. Валеология человека . 5-томник. С-Петербург Petroc, Минск Оракул,1997.
3. Л.Г. Татарникова, М.В.Поздеева. Валеология подростка. С-Петербург Petrock, 1997.
4. В.Н.Карандашев. Как жить в условиях стресса. Вологда, 1993.
5. Система оздоровления П.С.Брегга. М., «Мега» 1994.
6. Полная энциклопедия здоровья Луизы Хей. М., Олма-Пресс 2003.
7. Джексон Адам. Десять секретов здоровья. К., «София»; М.,ИД «София», 2003.
8. В.А. Родионов. М.А.Ступницкая. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль Академия развития, 2001.
9. В.Л.Марищук.Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко.Л.К.Серова. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984.
10. Ж. Древо познания. 2002–2004 гг.
11. Газета Химия, приложение к газете «Первое сентября» № 10–24, 2000.

Приложение