Цели:
- Развивать логическое мышление, творческое отношение к поставленным задачам.
- Формировать интерес к точным наукам.
- Воспитывать чувство товарищества и умение общаться в незнакомом коллективе.
Оформление: стенд в виде маршрута путешествия с передвижным поездом, большой телевизор, на который высвечиваются задания.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель. Сегодня на «Марафон знаний» приглашены 2 команды из разных школ. Каждая команда состоит из 6 учеников 5–10 классов и болельщиков.
Ведущий 1. Чем вы будете сегодня заниматься, зашифровано в ребусах. Отгадайте их. (Ребусы выводятся на экран.)
Задание болельщикам: РЕШАТЬ
Задание 1 команде: ОТГАДЫВАТЬ.
Задание 2 команде: ИГРАТЬ.
Ведущий 2. Итак, сегодня вы участвуете в игре по станциям знаний, во время путешествия будете решать, отгадывать, играть.
Ведущий 1. А кто будет оценивать ответы команд?
Учитель. Жюри.
(Представляет жюри.)
Ведущий 2. Первая станция – «Великий ученый». На этой станции вы можете заработать 10 баллов, если с первой попытки угадаете имя великого ученого. Если попытка не удалась, не отчаивайтесь, потому что у вас есть еще 2 шанса. Ответив со второго раза, вы получите 7 баллов, а ответив с третьего вопроса – 3 балла.
Звучит гудок! На экране высвечивается вопрос, и картинка паровозика на маршрутном листе передвигается на 1 станцию.
1 станция «Великий ученый»
Андре Мари Ампер
Ведущий 1.
1. Его интересы были разнообразны. Он занимался оптикой и ботаникой. Сформировал важный химический закон независимо от Авогадро. Его можно считать одним из основателей кибернетики, но основные достижения – работы по электричеству. (10 баллов.)
2. Он славился своей рассеянностью. Однажды сосредоточенно варил часы, держа в руке яйцо. В другой раз он шел по улице, производя в уме сложные расчеты. Он ничуть не удивился, когда перед ним возникла черная доска, спокойно достал из кармана мел и стал записывать результаты. Доска вдруг стала удаляться от него, и ему пришлось двигаться за ней. Доска оказалась задней стенкой кареты. (7 баллов.)
3. В Международной системе единиц среди основных есть лишь одна , названная в честь этого ученого. (3 балла.)
Исаак Ньютон
Ведущий 2.
1. Он, будучи профессором математики, большую часть своих занятий посвящал оптике. Написал «Новую теорию света и цветов», изготовил телескоп – рефлектор. (10 баллов.)
2. Он провел необходимую для экономики Англии денежную реформу. Был директором Монетного двора и президентом Лондонского Королевского общества. (7 баллов)
3. Наиболее значителен его вклад в развитие механики. Он систематизировал свои результаты в труде «Математические начала натуральной философии». (3 балла.)
Учитель. 4 января 2008 г. исполнилось 365 лет со дня рождения великого ученого И.Ньютона.
Жюри оценивает результаты.
Ведущий 1. Мы благополучно проехали 1 станцию и переходим на 2.
(Передвигается паровозик)
Командам раздается задание 1.
2 станция «Перевертыш»
Команде предлагается вспомнить пословицу, поговорку, используя «перевертыш» (1 балл за правильный ответ).
1. Яйца весной не считают. (Цыплят по осени считают.)
2. Неточная наука – раба одного опыта. (Математика – царица всех наук.)
Учитель. Пока команды готовятся, болельщикам предлагаю отгадать слова Пифагора, которые высветились на экране.
Учитель. Какие «перевертыши» у вас получились? (Команды зачитывают.)
Ведущий 2. Молодцы, передвигаемся на следующую станцию. (Передвигается паровозик.)
Командам предлагается расшифровать номер кабинета, где они должны выполнить следующее задание. Капитаны получают шифр.
|
, |
|
Ведущий 1. Пока команды выполняют задание, музыкальная заставка.
(Передвигается паровозик.)
3 станция «Математическая»
Команды, разгадав номер комнаты, идут туда, получают задания.
Задача 1 (3 балла)
Бабушке 57 лет. У нее 4 внука, возраст которых 3, 5, 6, 7 лет. Как скоро суммарный возраст внуков сравняется с возрастом бабушки? Сколько лет будет бабушке и ее внукам?
Ответ. Через 12 лет возраст бабушки будет равен суммарному возрасту внуков. Бабушке – 69 лет, внукам: 15, 17, 18, 19 лет.
Задача 2 (4 балла)
Когда идет дождь, Миша сидит в комнате у телевизора или идет в гости к другу. Когда Миша в комнате, его сестра Люба сидит в детской и играет, а конфеты лежат в холодильнике. Если конфеты на столе, а Миша – в гостях, то Люба в комнате. Сейчас идет дождь, конфеты на столе. Где находятся Люба и Миша?
Ответ. Люба в комнате, а Миша в гостях.
Задача 3 (5 баллов)
Из 9 одинаковых по виду шариков один отличается от других по массе. Двумя взвешиваниями на рычажных весах без гирь определите легче он или тяжелее. Как это сделать?
Ответ. Разделить шарики на 3 равные группы, одну из которых использовать как контрольную. При первом взвешивании кладем на чаши весов по 3 шарика. В случае равновесия заключаем, что нестандартный шарик в третьей группе. Убрав шарики с одной из чаш и поместив туда шарики третьей группы, определим больше или меньше нестандартный шарик по массе. Если при первом взвешивании перевесила одна из чаш, то, заменив шарики на этой чаше шариками третьей группы (здесь все шарики стандартные), мы определяем легче или тяжелее нестандартный шарик. (Если чаша в равновесии, то нестандартный шарик тяжелее, а если чаша с шариками третьей группы перевесит, то нестандартный шарик легче.)
Команды, вернувшись из комнат, где выполняли задания, отдают результаты жюри.
Ведущий 2. Команды, вы готовы продолжить «марафон знаний»?
Ведущие по очереди задают вопросы командам. На экране высвечивается текст вопроса и рисунок.
4. Три охотника варили кашу. Один положил 2 кружки крупы, второй– одну кружку, а у третьего крупы не было. Они съели кашу поровну. Третий охотник и говорит: «Спасибо за кашу. У меня осталось 5 патронов. Вот вам задача: как поделить патроны в соответствии с вашим вкладом?» (2 балла)
Ответ. Все 5 патронов надо отдать 1 охотнику.
5. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20й день заросло все озеро. На какой день зарастет половина озера? (2 балла)
Ответ. На 19 день.
(Жюри подводит итоги).
Ведущий 2. Молодцы, и это испытание вы выдержали. Передвигаемся на станцию «Физическая».
(Передвигается паровозик.)
4 станция «Физическая»
Ведущий 1. Команды поочередно отвечают на вопросы.
1. В две одинаковые кастрюли налито по равному количеству воды при одинаковой температуре, но в одну из них налита сырая вода, а в другую кипяченая. Если обе кастрюли поставить на одинаковый огонь, в одинаковых условиях, в какой кастрюле вода закипит быстрее? (3 балла)
Ответ. Сырая вода закипит быстрее, так как в кипяченой воде меньше растворенного воздуха.
2. Известно, что песок в 3 раза тяжелее воды. Почему же тогда сравнительно слабый ветер в пустыне поднимает тучи песка, в то время как сильный ураган на море вздымает гораздо меньше водяных брызг? (3 балла)
Ответ. Брызги с трудом отрываются от поверхности воды, так как этому препятствует притяжение между молекулами воды.
Ведущий 1. Небольшая остановка. В игру вступают болельщики.
Вопросы болельщикам:
1. В стакан с сахаром и в стакан без сахара
налили горячий чай. В каком стакане чай холоднее?
Ответ. В стакане с сахаром, т.к. там часть
внутренней энергии частично идёт на растворение
сахара. (1 балл).
2. В ветреный день нам становится теплее, если мы
прячемся от ветра. А одинаковы ли показания
термометра на ветру и “за углом”? Ответ.
Термометр не чувствителен к ветру, поэтому его
показания одинаковы. (1 балл).
Ведущий 1. Пока жюри подводят итоги, музыкальная пауза. Слово предоставляется жюри.
Ведущий 2. Молодцы, отправляемся на станцию «Логическую».
(Передвигается паровозик.)
5 станция «Логическая».
Вопросы выведены на экране, и команды поочередно отвечают на них.
1. Из Омска в Москву вышел поезд со скоростью 60 км/ч, одновременно из Москвы в Омск вышел другой поезд со скоростью 70 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Омска в момент встречи?
Ответ. Оба одинаково. (2 балла).
2. Сколько детей в семье, если известно, что у каждой дочки братьев столько же, сколько и сестёр, а у каждого сыночка сестёр вдвое больше, чем братьев. Сколько братьев и сколько сестёр в семье?
Ответ. 4 дочери и 3 сына.(2 балла).
Ведущий 1. Прибываем на станцию «Шуточная». (Передвигается паровозик.)
6 станция «Шуточная»
1. Первоклассник Дима ложится спать в 9 часов вечера, а будильник заводит на 10 часов утра. Сколько будет спать первоклассник? (2 балла).
Ответ. Один час, потому, что на циферблате всего 12 часов – нет разделения на день и ночь.
2. Что мешает десятикласснику Пете, пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (2 балла).
Ответ. Взаимное притяжение между молекулами.
3. Старик Хотабыч, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Старик Хотабыч? (2 балла).
Ответ. В газообразном.
4. В каких детях быстрее движутся молекулы в здоровых или простуженных? (2 балла).
Ответ. В простуженных, так как температура тела выше.
Ведущий 2. Пока жюри подводит итоги этой части конкурса, а команды уходят для выполнения заданий в комнаты с зашифрованными номерами, для болельщиков – музыкальная пауза.
|
, |
|
(Передвигается паровозик.)
7 станция «Сказочная»
1. 3-головые и 5-головые Змеи-Горынычи прилетели на сказочную конференцию. В начале конференции король Змеев-Горынычей, 5-головый Змей-Горыныч, пересчитал всех собравшихся по головам. Он огляделся вокруг своей, украшенной короной, головы и увидел 20 голов. Король остался доволен явкой Горынычей на конференцию. Сколько всего Змеев-Горынычей собралось на конференцию? (5 баллов)
Ответ. На конференцию прилетело 3 пятиголовых и 2 трехголовых Змея – Горыныча. Значит всего – 5 Горынычей.
2. Шреку надо быть в замке у принцессы Фионы ровно в 1200 ч. Будучи хорошим математиком, он подсчитал: если бежать со скоростью 10 км в час, то в замке он окажется на час раньше; если же – со скоростью 5 км в час, то он на час опоздает. В каком часу собирался выйти Шрек и какое расстояние ему надо преодолеть? (5 баллов)
Ответ. Шрек хотел выйти в 9 00, и ему надо преодолеть 20 км.
Ведущий 1. Вопросы для болельщиков.
(Передвигается паровозик.)
8 станция «Дружба»
1. Что защищает от холода лучше деревянная стена или слой снега? (Снег, так как теплопроводность снега в два с половиной раза меньше, чем у дерева.) (1 балл).
2. Кто вывел равенство а2 + в2 = с2? (Пифагор.) (1 балл.)
Ведущий 2. Болельщики помогли перейти нам к следующей станции. Команды занимают свои места.
(Передвигается паровозик.)
9 станция «Угадайка»
Командам предлагаются рисунки и задания, которые они должны выполнить.
1. Вы видите фрагменты шахматной доски с фигурами. Сосчитайте и назовите все фигуры. (3 балла)
Ответ. 5 – пешек, 2 – ферзя, 2 – ладьи, 3 – коня, 2 – короля. Всего –14 фигур.
2. Сколько выделенных квадратов вы видите на рисунке? (3 балла)
Ответ. 4 квадрата.
Ведущий 1. Последняя наша станция «Капитаны».
Звучит гудок! (Передвигается паровозик.)
Конкурс капитанов.
Учитель. Капитаны, кто быстрее найдёт ответ, поднимает руку.
Ведущие поочередно зачитывают вопросы. За 1 один правильный ответ – 1 балл. А пока капитаны соревнуются, команды строят фигуры по точкам.
1: Какое колесо автомобиля не
вращается при спуске с горы? (Запасное).
2: Где на Земле самые длинные сутки? (Везде
одинаковые).
3: Самая яркая звезда в созвездии
Большой Медведицы – Полярная звезда. Верно ли
это? (Нет, т.к. Полярная звезда входит в
созвездие Малой Медведицы).
Задания командам:
По координатам точек получи изображение.
1. (1; 7), (0;10), (–1; 11), (–2; 10), (0; 7), (–2; 5), (–7; 3), (–8; 0), (–9; 1), (–9; 0), (–7; –2), (–2; 2), (–3; –1), (–4; –1), (–1; 3), (0; –2), (1; –2), (0; 0), (0; 3), (1; 4), (2; 4), (3; 5), (2; 6), (1; 9), (0; 10), глаз (1; 6).
Задания командам:
По координатам точек получи изображение.
2. (–9; 7), (–7; 8), (–6; 10), (–3; 10), (–1; 7), (8; 1), (15; –2), (13; –4), (6; 0), (4; – 1), (3; –1), (1; –7), (–1; –7), (1; 6) , (2; –1), (0; –1), (–2; –7), (–4; –7), (–2; –6), (–1; –1), (–5; 2), (–6; 5), (–7; 6), (–9; 7) , глаз (–5; 8).
Звучит гудок!!! (Паровозик передвигается на конечную остановку «Город Знаний».)
Учитель. Слово предоставляется жюри.
Ведущий 1.
Праздник выдался чудесный,
Вы шутили интересно.
Чувство юмора у вас
Было просто высший класс.
Ведущий 2.
На этом марафоне знаний
Победила дружба всех.
Не ждала вас там победа,
Но зато вас ждал успех.
Команды получают звание «Участник марафона знаний», памятные буклеты и фотографии.
Литература:
- Математические олимпиады: метод. пособие / А.В. Фаркрв. – М.: Гуманитар. Изд, центр ВЛАДОС, 2004. – 143 с.
- Козлов Е.Е. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка – М.: МИРОС, 1995. – 128 с.
- Олимпиадные задания по математике. 5–8 класс. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся / авт. Сост. Н.В.Заболотникова. – Волгоград. Учитель, 2006. – 94 с.
- А. В. Фралов. Математические кружки в школе 5–8 классы. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
- Сборник олимпиадных заданий для учащихся 8–11 классов. Математика. Физика. Астрономия. Биология. Экология. Химия. География: Практическое пособие./ Сост. Л.К.Теплов. – М.: АРКТИ, 2006, –128с.
- Математические олимпиады в школе 5–11 класс. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 176с.
- Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6–7 класс средней школы: Пособие для учащихся. – 2 – е изд., перераб. И доп.– М.: Просвещение, 1987. –192с.
- Шатилова А.С., Шмидтова Л.М. Занимательная математика. КВНы. Викторины. – М. Рольф, 2002. – 128с.
- Предметная неделя физики в школе / Н.П.Наволокова (и др.); под общ. ред. И.Ю.Ненашева. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2006. – 272 с.
- Отдыхаем с математикой 6 внеклассная работа по математике в 5–11 классах / авт. – сост. М.А.Иченская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 107 с.