Пояснительная записка
Программа элективного курса “Туристическое агентство “ ALTAI TOUR” имеет региональную направленность.
Данный элективный курс разработан для учащихся 9-х классов, изучающих английский язык и желающих приобрести первоначальные навыки в рамках специальности гид в туристическом бизнесе. Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Материалы элективного курса позволяют расширить школьную программу, углубить базовые знания учащихся и приобщить их к истории и культуре нашего края.
Актуальность разработки данного курса обусловлена тем, что Алтайский регион является зоной развития туризма, который привлекает туристов не только со всех уголков нашей страны, но и иностранных туристов.
Знакомство с уникальностью Алтая на иностранном языке позволяет учащимся получить дополнительные знания о нашем крае и научить их применять эти знания в жизни, что способствует созданию положительной мотивации учения.
Содержание элективного курса позволяет расширить словарный запас современной терминологией, используемой в сфере туризма, научить логически правильно составлять речевые высказывания и увлеченно обсуждать предложенные темы, возникающие во время туристических поездок по Алтаю, познакомить с профессией гида.
Предлагаемый курс способствует расширению кругозора учащихся, повышению уровня языковой подготовки, речевой и социокультурной компетенции, а также развитию творческих способностей учащихся и самоопределению личности.
Цель курса:
- формирование и развитие коммуникативных навыков
Задачи курса:
- знакомство с функциями специалистов туристического бизнеса, видами туризма, историческими и географическими особенностями Алтая;
- расширение словарного запаса современной терминологией, связанной с туризмом;
- активизация умений и навыков устной речи.
Тематика курса и структура программы:
Тематика курса представлена темами, которые знакомят учащихся с работой гида в туристическом бизнесе и отобрана с учетом интересов и потребностей учащихся.
Тематический курс состоит из 4-х разделов:
- Choosing a Career in Tourism
- Types of Tourism
- Welcome to Altai!
- Tourist Agency
Формы и методы работы:
Содержание каждого раздела элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий необходимо создать ситуацию, в которой каждый ученик может выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы над творческими заданиями.
В связи с тем, что основной задачей данного элективного курса является коммуникативная направленность, целесообразно строить каждое занятие на коммуникативной ситуации или ее вариантах, используя разнообразные виды учебно-познавательной деятельности.
Работа над каждым разделом включает:
- ознакомление с новой лексикой;
- тренировка лексики в ситуативных упражнениях;
- аудирование;
- чтение текстов;
- решение коммуникативных задач.
Перед учащимися ставится цель научиться решать коммуникативные задачи через монолог, диалог и аудирование.
Целесообразно использовать следующие разновидности монолога:
- рассказ;
- описание;
- рассуждение;
Диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая.
Успешность диалогического общения на занятиях во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. Речевые задачи можно решать используя:
1. Диалог-расспрос:
- запрашивать и сообщать фактическую информацию;
- целенаправленно расспрашивать, т.е. “брать интервью”.
2. Диалог-побуждение к действию:
- обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
- дать совет и принять/не принять его;
- пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие;
- сделать предложение и выразить согласие/несогласие с ним.
3. Диалог-обмен мнениями:
- умение выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;
- умение высказать одобрение/неодобрение;
- умение выразить сомнение;
- умение выразить эмоциональную оценку (радость/огорчение, желание/нежелание).
Работа над разделом “Welcome to Altai!” предполагает просмотр документального фильма на английском языке с последующим решением коммуникативных задач.
По окончании работы над элективным курсом учащиеся должны уметь:
- планировать туристические маршруты;
- создавать буклеты для туристов;
- составлять монологическое высказывание;
- вести диалог.
Итог работы над элективным курсом:
Итогом работы над курсом является разработка проектов для организации и проведения ролевой игры “Туристическое агентство “ALTAI TOUR”. Учащиеся попытаются в деловой игре моделировать профессиональную деятельность гида, организовать заочные мини-экскурсии по уникальным уголкам Алтая и рассказать об этом на английском языке.
Критерии промежуточного и итогового контроля коммуникативных навыков:
- уметь высказываться целостно как в смысловом, так и в структурном отношении;
- уметь высказываться логично и связно;
- уметь высказываться продуктивно, содержательно;
- уметь говорить самостоятельно;
- уметь говорить в нормальном темпе.
№ |
Темы курса |
Всего часов |
Формы организации деятельности |
Формы контроля |
1 |
Choosing a Career in Tourism | 4 |
работа над лексикой
(лексико-грамматические упражнения); чтение текстов; работа над диалогом |
составить диалог |
2 |
Types of Tourism | 4 |
работа над лексикой
(лексико-грамматические упражнения); аудирование; работа над монологом |
описать; картинку; составить; монолог |
3 |
Welcome to Altai! | 4 |
просмотр фильма; обсуждение фильма; диалогическая речь; практика чтения; практика перевода |
фронтальный контроль (обсуждение
фильма); составить диалог |
4 |
Tourist Agency | 5 |
практика перевода; диалог; монолог; работа над проектом |
ролевая игра |
Всего |
17 |
Тема 1 “Choosing a Career in Tourism”
Темы и ситуации общения: Что мы знаем о работе гида в туристическом бизнесе.
Качества, знания и умения гида.
Требования к композиции речи.
Языковой материал: лексический - лексика, тексты, диалоги по темам:
“The Travel Agent”
“The Tourist Manager”
“The Tour Guide”
Грамматический:
The Present Indefinite Tense
The Present Continuous Tense
To be going to
Речевые клише – формулы вежливости, встречи, прощания.
Тема 2 “ Types of Tourism”
Темы и ситуации общения: Виды туризма.
Искусство взаимодействия со слушателями.
Коммуникативные затруднения в ситуациях речевого общения.
Языковой материал: лексический – лексика, тексты, диалоги по темам:
“Different Types of Tourism”
“Leisure Tourism”
“Sport Tourism”
Грамматический:
The Past Indefinite Tense
The Past Continuous Tense
Articles with Geographical Names
Речевые клише – формулы выражения согласия/ несогласия, уточнения, просьбы.
Тема 3 “ Welcome to Altai !”
Темы и ситуации общения: Туристические маршруты Горного Алтая.
Языковой материал: лексический – документальный фильм, статьи:
“ География Алтая”
“Бийск”
“ Телецкое озеро”
“ Живая старина”
“ Очарованные странники”
Грамматический:
The Future Indefinite Tense
Речевые клише – формулы выражения сомнения, удивления, одобрения.
Тема 4 “ Tourist Agency”
Темы и ситуации общения: Организация заочных мини-экскурсий.
Создание буклетов для туристов.
Проведение ролевой игры.
Работа над темой “Tourist Agency” предполагает самостоятельную творческую работу (индивидуальную и групповую) и опирается на ранее изученный материал (темы 1–3).
Учащиеся разыгрывают мини-диалоги, составляют маршруты экскурсий и проводят воображаемые экскурсии, участвуя в ролевой игре. Предлагается провести следующие экскурсии: “ Бийск купеческий”, “ Алтай-родина В. Шукшина”, “ Сибирская Швейцария”, “ Золотое озеро”.
Литература
1. Е. Мошняга “ Английский язык. Туризм” - М.: Советский спорт, 2004.
2. В. Садчиков “Алтай” - Барнаул: РИА Импресс, 1997.
3. Е. Соловова “ Методика обучения иностранным языкам” - М.: Просвещение, 2002.
4. Е. Соловова “ Разработка авторских программ и курсов” - ИЯШ, 2004, № 4, 5.
5. Е. Соловова “Гид-переводчик ” - М.: АСТ Астрель, 2007.
6. Л. Ступин “I Can Speak English”- М.: Международные Отношения, 1980.
7. И.Топленкина “ Региональный компонент на уроках ИЯ”- ИЯШ, 2007 № 3.
8. Документальный фильм на английском языке “Welcome to Altai!!” - ГТРК “Алтай”, 2004.