Турэстафета "Алтай – туристический край"

Разделы: Внеклассная работа


Турэстафета

Цель: Расширение кругозора учащихся о природных особенностях своего края и воспитание на этой основе любви к своей Малой Родине.

Задачи:

Воспитательные:

  • развить у учащихся чувство патриотизма и гордости за уникальную природу своего края;
  • сформировать непотребительское отношение к природе;
  • развить у воспитанников потребность в здоровом образе жизни;
  • сформировать коммуникативные умения через работу в команде;
  • способствовать сплочению коллектива ребят, воспитанию уважительного отношения друг к другу.

Развивающая:

  • сформировать умения и навыки туристической сноровки у ребят.

Обучающая:

  • расширять и углублять знания учащихся о своем крае.

Вступительное слово ведущего:

Наше мероприятие посвящено 70-летнему юбилею Алтайского края. За эти годы он превратился в развитый аграрно-промышленый регион, но при этом на его территории сохранился уникальный природный комплекс. Вы знаете, наш край славится горными системами, великолепными пресноводными и солеными озерами, многообразием животного и растительного мира. Сегодня вы расширите свои знания, покажите уровень умений, готовность к туристическим походам. Природа нашего края привлекает туристов со всей России и из-за рубежа. Конечно, мы жители Алтайского края и каждый из нас, любит путешествовать, и сегодня мы проверим, насколько вы владеете туристскими навыками и можно ли вас взять в путешествие.

Турэстафета состоит из 2-х туров:

I тур – эколого-краеведческий.

II тур – спортивно-туристический.

Эколого-краеведческий тур состоит из двух видов – викторины и домашнего задания по экологическому туризму. Заранее командам предлагается разработать, дописать правила поведения в природе к предложенным заданиям. Лучшими будут признаны те ответы, которые в большей степени позволят сохранить природу.

Критерий оценивания от 3 до 5 баллов.

I. ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ТУР

Домашнее задание

Правила поведения при путешествиях в природе

  1. Выбор места для отдыха и ночлега.
  2. Выбор места для костровища.
  3. Заготовка дров.
  4. Встреча с гнездовьями птиц.
  5. Встреча со змеями.
  6. Взаимоотношения с растительным миром.
  7. Вода – источник для питья и купания.

Викторина

История Алтайского края

1. Когда был образован Алтайский край? (1937 г выделением из Западно-Сибирского края, остальная часть которого составила тогда Новосибирскую область).

2. В каком году Горно-Алтайская автономная область выходит из состава Алтайского края и получает статус – Республика Алтай? (3 июня 1991 г).

3. Дата образования г. Бийска. (1709 г);

4. Кто такой Акинфий Демидов и какой вклад он внес в развитие хозяйства Алтайского края? (Уральский промышленник в 1726 году А. Демидов получил официальное разрешение на разработку алтайских руд).

5. Когда и где были построены первые медеплавильные заводы? (В 1729 г Колыванский завод, в 1739 году Барнаульский завод).

6. Какие месторождения были открыты в Западном Алтае? (Медь, серебро, золото).

7. В каком населенном пункте Алтайского края создавали “Царицу ваз”и где она сейчас находится? (С. Колывань; г. Санкт-Петербург).

8. Из чего она была изготовлена? (Яшма).

9. Назовите ученых – исследователей природы Алтая? (К.Ф. Ледебур, В.В. Сапожников, В.И. Верещагин).

10. Чье имя носит краеведческий музей г. Бийска и почему? (В. Бианки. Он жил в городе и занимался изучением природы края, окрестностей г. Бийска).

11. В каком году в г. Бийск пришла железная дорога? (1915 г).

12. Какова численность населения г. Бийска? (На 1 января 1997 г. – 238 тысяч).

13. Чье имя носит музей в нашей школе? (В.М. Шукшина).

14. Чем знаменито с. Сростки, гора Пикет этого села? (Родина В.М. Шукшина, ежегодно проходят Шукшинские чтения).

15. Родина известного актера и бывшего губернатора Алтайского края? (с. Верх-Обское).

География

1. Что означает слово “Алтай”? (Слово “Алтай” монгольского происхождения, означает “золотоносный”).

2. Какова площадь Алтайского края? (167,85 тыс. км квадратных).

3. Назовите столицу Алтайского края. (г. Барнаул).

4. Сколько городов в Алтайском крае? (12 – Барнаул, Бийск, Новоалтайск, Рубцовск, Белокуриха, Славгород, Камень-на-Оби, Заринск, Алейск, Яровое, Змеиногорск, Горняк).

5. Сколько административных районов на территории Алтайского края? (60).

6. Какова численность населения Алтайского края. (2562 тыс. чел – 2003 г).

7. Назовите пограничные области.(Новосибирская, Кемеровская области; Казахстан: Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская области, Республика Алтай).

8. Какие государства могут разместиться на территории Алтайского края вместе взятые? (Австрия, Бельгия, Дания, Португалия).

9. Назовите здравницы Алтайского края, имеющие общероссийское значение? (г. Белокуриха, г. Яровое).

10. Какова примерная протяженность города Бийска вдоль рек Бии и Оби? (40 км).

11. Назовите место слияния трех крупных рек Алтайского края? (c. Одинцовка).

12. Назовите реки Алтайского края, которые не имеют стока в океан? (р. Кулунда, р. Бурла).

13. Назовите крупные озера нашего края? (Кулундинское, Кучукское, Горькое).

14. По каким рекам Алтайского края осуществляется водный туризм? (р. Песчанка, р. Бия, р. Катунь).

15. В Алтайском крае будет создаваться Всероссийский туристско-развлекательный комплекс. В каком районе и в каком селе он будет построен? (c. Солоновка – Смоленский район).

Природа

1. Назовите не менее 5 краснокнижных видов Алтайского края:

  • млекопитающих (ушастый еж, степная пищуха, летучая мышь – рыжая вечерница, выдра, перевязка);
  • птиц (розовый пеликан, черный аист, дрофа, балобан, утка-огарь);
  • растений (водяной орех – чилим, адонис весенний, мак шафранно-красный, башмачок пятнистый, прострел колокольчатый).

2. Назовите заповедник Алтайского края. (Тигирекский заповедник – 04.12.1999 г)

3. Назовите не менее трех заказников, расположенных на территории нашего края. (В крае 27 заказников: Благовещенский, Лебединский, Ненинский и др.)

4. Какие памятники природы в Алтайском крае вы знаете, назовите не менее 3. (с. Колывань, фабрика цветных металлов; г. Бийск – оз. Ковалевское, оз. Канонерское).

5. Какие почвы преобладают на территории Алтайского края? (Черноземы).

6. Плоды какого растения, произрастающего на Алтае, используются для приготовления лечебного масла, знаменитого на всю страну. (Облепиха).

7. Листья каких растений используют в качестве “первой помощи”при мелких ранениях и ссадинах? (Подорожник, тысячелистник, медуница).

8. С помощью какого растения можно обеззаразить речную воду? (Черемуха).

9. Листья какого растения составляют “чагирский чай”? (Бадан).

10. Какое растение можно использовать вместо ваты и почему? (Мох сфагнум – впитывает, обладает бактерицидным действием).

11. Из какого дерева делают спички? (Осина).

12. Какие ягоды можно найти под снегом? (Брусника, клюква).

13. Назовите ядовитые растения? (Цикута, вороний глаз, вех ядовитый, белена, волчье лыко).

14. Растение – водяной “санитар” – превосходно очищает стоячую, загнивающую воду? (Ряска).

15. Какое лесное растение заменяет мыло? (Мыльнянка или собачье мыло – сапонария).

II. СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ ТУР

Этапы Задания Баллы Оборудование
1 Рюкзак Правильно уложить рюкзак От 3 до 5 Спальник, личные вещи, продукты.
2 Болото Пройти определенный участок, раскладывая дощечки и не наступая на землю. 1 мин –10;
2 мин – 5;
более – 2
Дощечки – 6 штук.
3 Узлы Завязать правильно 3 узла:

прямой, схватывающий, восьмерка.

3 Длинная веревка, 12 маленьких.
4 Палатка Правильно установить палатку, снять и уложить в чехол. 3–8 Палатка, 2 больших, 10 маленьких колышков.
5 Перенос пострадавшего Перенести пострадавшего. 1 мин – 10;
2 мин – 5;
более – 2
2 шеста, штормовка.
6 Топознаки Участник берет карточку и говорит, что на ней обозначено. 1 ответ –1б Топознаки.
7 Костер Пережечь нитку, натянутую над костром. До 1 мин – 10б;
До 2 мин – 5б
2 колышка, нитки, щепки, 3 спички, коробок.
8 Азимут Найти объект по заданным координатам. До 1 мин – 10 баллов;
До 2 мин – 5 баллов;
Более – 2б.
Компас.
9 Аптека Узнать лекарственные растения и дать характеристику их лечебных свойств. 1 ответ – 1б Лекарственные растения.
10 Мышеловка Проползти через узкие “ворота ”, выстроенные в виде змейки и не задеть. 1 мин – 10б;
2 мин – 5б
Колышки.
11 Переправа по бревну. Пройти по бревну, поднятому на 50–70 см. 3–5;
Упал – 0
Бревно.
12 Преодоление рва с шестом. Перепрыгнуть ров с помощью шеста. 3–5 Шест.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Подведение итогов.

Заключительное слово ведущего.