Сценарий урока по теме "Колебательное движение. Колебательные системы"

Разделы: Физика


Тип урока: усвоение знаний на основе модульной технологии.

Цели урока:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся представления о колебательном движении; свободных колебаниях и колебательных системах; изучить свойства маятников.
  2. Воспитательная: воспитать познавательный интерес к теме «Колебания».
  3. Развивающая: развитие способов познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.

Ход урока

Этап Учитель Дети Оформление ФОУД
1 Организационное начало урока. Здравствуйте! Присаживайтесь.

Сегодня у нас гости. Давайте улыбнемся, друг другу и начнем работать.

Садятся.   коллективная.
2 Мотивационный компонент. На слайде записана тема урока: «Колебательное движение. Колебательные системы». (Слайд 1).С этим понятием каждый из вас впервые встретился как минимум 15 лет назад. Да, да! Не улыбайтесь. Ведь при рождении вы сразу закричали, это было самым приятным для вашей мамы. А для вас это было первое неосознанное знакомство с колебательным движением! А сегодня на уроке мы уже осознанно будем знакомиться с этой темой.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Записывают тему урока. Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти.

Л.Н.Андреев

индивидуальная.
3 Знакомство с задачей урока. (Слайд 2) Обратите внимание на слова Аристотеля.

Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Поэтому, помните, пожалуйста, привила работы в группе. Опорный конспект заполняется консультантом.

У каждого из вас есть карта, по которой вы будите работать. (Слайд 3)

И опять обратите внимание на слова: «…Тот, кто идет спокойно и тихо, упорно продвигается вперед по правильно намеченному пути, скорее достигнет цели, чем тот, кто гоняется за всем встречным…»

Д.Локк, английский философ и педагог 18в.

Поэтому каждый из вас ставит себе цель на уроке, и выбирает правильный путь ее достижения.

Я желаю успеха. У вас все получится. А я буду вам помогать при затруднениях.

Совместно обсуждают. Ум заключается не только в Знании, но и в умении применять знания на деле.

Аристотель

 
4 Работа с картой учащихся. К УЭ-6 приступаем после моего согласия

Консультант

    Индивидуально-групповая.
5 Домашнее задание. (Слайд 4)

Способности, как мускулы, растут при тренировке. В.А.Обручев

Домашнее задание в карте учащихся.   1
6 Подведение итога. Это был всего один урок из этой темы. В своих отчетах вы отметили результаты своей деятельности на уроке. Дома еще раз проанализируйте, наметьте дальнейший путь изучения материала. В помощь я вам дам лист использования электронных пособий по этой теме. (Приложение)

Попробуйте вокруг себя найти колебания, а самим я желаю поменьше колебаний на жизненном пути. Всем спасибо. Удачи.

     

Карта учащегося Тема: «Колебательное движение. Колебательные системы». Учебник: Физика 9 класс. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.

УЭ Постановка целей. Сегодня на уроке вы самостоятельно узнаете еще один вид неравномерного движения.

Выясните основной признак, по которому можно отличить его от других видов движения, какие колебания называются свободными, что такое колебательная система и сможете приводить примеры колебательных систем.

Попробуйте определить для себя цель на урок. Запишите ее в тетради.

Материал не сложный, но очень часто встречается Вам в жизни. Внимательно читайте инструкцию, у Вас все получится. Успехов!

Если вы забыли какой вид неравномерного движения мы изучили, обратитесь к тетради или стр. 20 учебника.
УЭ1 Актуализация знаний. Для того чтобы добиться цели урока, попробуйте ответить на вопросы :
  1. По каким признакам можно судить, что тело движется?
  2. уровень: Что может служить траекторией при неравномерном движении?
  3. уровень: Какими величинами характеризуется неравномерное движение?
Если трудно, обратитесь к записям в тетради, учебнику.
УЭ2 Самостоятельное изучение нового материала:

1 шаг:

Откройте страницу 87 учебника, внимательно прочтите второй абзац и запишите в тетради примеры колебательных движений.

2 шаг:

Рассмотрите рис. 48 (стр.87) и запишите, при каком условии эти тела могут совершать колебания? Запишите различия в этих движениях.

3 шаг:

Запиши важную общую черту для всех этих движений.

4 шаг:

Пронаблюдайте это с телом на пружине. (необязательное задание).

5 шаг:

Запишите определение периода.

Используя шарик, докажите, что это физическая величина. Охарактеризуйте его по обобщенной схеме физической величины. (необязательное задание)

6 шаг:

Используя два последних абзаца стр.88 сформулируйте основные признаки, характерные для колебательного движения.

7 шаг:

Динамика объясняет причины движения. По рис.49 попробуйте объяснить причину колебательного движения. (необязательное задание).

8 шаг:

Запишите, какие колебания называются свободными, какие системы называются колебательными? (стр.90)

Приведите примеры колебательных систем.

Запишите, что такое маятник?

Можете записать и свои примеры.

Если затрудняетесь, обратитесь к учителю или консультанту.

Вспомните, что необходимо знать о физической величине (Приложение 1)

УЭ3 Закрепление изученного: Внимательно прочитайте текст, приведенный ниже.

Из содержания параграфа вы узнали:

  • колебательное движение, или просто колебания – это движения, которые почти или полностью повторяются через определенный интервал времени;
  • общая черта разнообразных колебаний – их периодичность; (за период тело дважды проходит положение равновесия)
  • свободные колебания – это колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии; (сообщенному при однократном воздействии внешней среды);
  • системы тел, которые способны совершать свободные колебания называются колебательными;
  • маятник – твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси.

Используя записи в тетради, отметьте галочкой ответы на вопросы:

  • 2,3 (стр.88);
  • 4 (с.88);
  • 3,4,5 стр.92;
  • 7 стр.92.
Если не нашли ответ, обратитесь за помощью к учителю.
УЭ4 Закройте глаза, досчитайте до 10. Поморгайте несколько раз. Посмотрите в правый дальний угол, затем в левый и еще раз зажмурьте глаза.

Самопроверка:

Выполните тест. (в приложении)

Ответ проверьте у учителя.
УЭ5 Осмысление:

Вернитесь к УЭ 0 и проверьте, достигли вы поставленной цели. Если да, то выясните дела в группе, не нужна ли кому ваша помощь, обговорите ОК и проверьте его по образцу (возьмите у учителя). Оцените свою деятельность по критериям (приложение рейтинговая таблица) и переходите к УЭ 6, если нет, то вернитесь к УЭ 2.

 
УЭ6 Экспертный контроль:

1. Используя маятники (пружинный и нитяной), убедитесь, от чего зависит их период колебаний. Отчет занесите в таблицу. (возьмите в приложении).

Вспомните ТБ работы с приборами. (см.приложение)
УЭ7 Способности, как мускулы, растут при тренировке. В.А.Обручев

Домашнее задание: записи в тетради, § 24, 25. Сделать отчет (используя инструкцию); Упр.23 (2 по желанию).

Используйте рейтинговую таблицу.

Презентация