Использование проектного метода в экологическом образовании

Разделы: Работа с дошкольниками


«Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпываемой красотой».
В.А. Сухомлинский

Экологическое воспитание одна из задач нашего детского сада, которая рассматривается через воспитание любви к природе родного края.

Именно в дошкольном возрасте формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Комплексно реализовать ряд педагогических задач при взаимодействии ребенка с окружающим миром помогает метод проектов.

Специфика метода проекта заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.

Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам.

Работая по программе «Детство» метод проекта в своей работе используем для:

  • расширения и углубления экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения,
  • формирования представлений, умений, изучения сезонных изменений в природе.

В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои рассказы и сказки. Это метод идущий от детских потребностей и интересов.

Работая по проекту «Наше дерево» (Приложение 1) оформляем с детьми альбом «Елочка – зеленая иголочка». Дети рисуют портрет дерева, выбирают эмблему. В группе находится модель дерева, совместно с детьми все, что наблюдаем за изменениями в жизни дерева отражаем на модели. В группе имеется коробка для коллекции «Что нужно нашему дереву». Дети изготавливают своими руками подарки для дерева и дарят их в день рождения дерева.

Одной их интересных форм работы стало проведение экологических акций с детьми.

Экологическая акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. В декабре, январе месяцах проводится акция «Елочка – зеленая иголочка» (Приложение 2).

Она включат следующие мероприятия:

  • изготовление плакатов на тему: «Сохраним елку-красавицу наших лесов»
  • оформление плакатами группы, фойе детского сада совместно с детьми.
  • проведение циклов наблюдений, занятий.
  • Новогодние праздники вокруг елки на участке и в зале.

Для того чтобы конкретизировать имеющиеся у детей представления о сезонных изменениях в природе в работе использую коллаж.

Коллаж – это учебное пособие. Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигурки между собой. Коллаж обладает несколькими достоинствами. Главное он – нравится детям: изображения яркие, реалистичные, их интересно разглядывать находить новые и новые детали. Игры и упражнения на основе коллажа являются частью совместной деятельности детей или содержанием индивидуальной работы. Используются такие игры как: «Найди все живое (неживое)», «Найди съедобное», «кто больше?» и т.д..

Таким образом, происходит:

  • отработка сюжетного метода запоминания;
  • закрепление определенных знаний, полученных в ходе работы;
  • подбор нужных картинок по сезонам, после проведения наблюдений, обсуждений;
  • закрепление представлений о сезонных изменениях в природе.

Реализация проекта «Цветы» (Приложение 3) дает возможность превратить однообразные серые пеньки на участке в сказочных персонажей «Лесная принцесса», « Лесовичок». Весной около пенька высаживаются цветы. Дети поливают и ухаживают за ними. Здесь проводятся занятия «Мои любимые цветы». Детям рассказывают о назначении посадки: для хорошего настроения, для хорошего самочувствия и т.д.(Приложение 4)

В ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста были реализованы такие проекты как: «Деревья», « Домашние птицы», «Времена года» и другие.(Приложение 4).

При отборе содержания для реализации проектов:

  • учитываю имеющиеся у детей потребности и интересы,
  • продумываю мотивацию,
  • заранее моделирую проблемные ситуации,
  • привлекаю детей к участию в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности.

Если интерес детей к проекту достаточно велик – он развивает, воспитывает и охватывает весь детский коллектив.

Использование метода проекта в экологическом воспитании детей позволило добиться определенных результатов в усвоении старшими дошкольниками раздела программы « Детство» «Развитие экологической культуры детей»

В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. Проявляют инициативу в решении экологических проблем. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.

Дети стали проявлять интерес к окружающему, с желанием участвовать в экологически ориентированной деятельности. Ребята эмоционально реагируют при встрече с прекрасным, и пытаются передать свои чувства в рисунках, рассказах, в творческой деятельности.