Игры на уроках математики усиливают внимание учащихся к учебному материалу при изучении сложного или объемного материала, способствуют созданию познавательного мотива, активизации их мыслительной деятельности, повышают работоспособность, чувство ответственности за результаты деятельности коллектива и самого ученика, и являются средством стимулирования учащихся к математической деятельности.
Предлагаем урок-игру “Математическое путешествие” при повторении темы “Обыкновенные дроби”. Участники игры – команда “Числитель”, команда “Знаменатель”. Команды пройдут 8 станций, в которых надо проявить все свои знания по изученной теме. За каждый успешно и быстро пройденный команды получают баллы. Чья команда за время игры наберёт больше всех баллов – та и будет победителем всей игры. Каждое задание на доске выполнят один из участников команды, в результате также приносит баллы в копилку команды.
Оборудование: задания; рисунки к заданию; удочка с магнитом на конце и рыбки с задачами; два ребуса; карточки лото.
Наше математическое путешествие по теме “Обыкновенные дроби” начинается со станции “Теоретическая”. Вперед.
Станция “Теоретическая”
Командам поочередно задаются вопросы (всего 5 вопросов каждой). Если ответ команды соперника не полный, то другая команда может дополнить его. Команда, которая полно ответит на вопрос, получает 1 балл, команда, ответившая неполно или допустила ошибки – 0,5 балла.
- Что показывает знаменатель дроби?
- Что показывает числитель дроби?
- Какая из двух дробей с равными знаменателями больше?
- Какая дробь называется правильной?
- Какая дробь называется неправильной?
- В каких случаях дробь меньше 1?
- В каких случаях дробь больше 1?
- В каких случаях дробь равна 1?
- Сформулируйте правило сложения дробей с равными знаменателями?
- Сформулируйте правило вычитания дробей с равными знаменателями?
Станция “Рыболовная”
Готовится удочка и рыбки, на которых записаны задачи. Команды по очереди вылавливает по одной рыбке. Каждый из учащихся команды решает в тетради, а потом вместе обсуждают решение и оформляют на доске. Каждой команде дается три попытки, за быстрое и правильное решение задачи команда получает 1 балл, если есть недочеты – 0,5 балла.
- Картофель занимает участка, а помидор участка. Какую часть участка занимают помидоры и картофель? Сформулируйте еще вопрос и решите свою задачу.
- За два дня засеяли поля. В первый день засеяли поля. Какую часть поля засеяли во второй день?
- Мама принесла апельсины. Оля получила и Женя части всех апельсинов. Сформулируйте вопросы и ответьте на них.
- Миша поймал рыбу массой кг, а Коля – массой кг. Чья рыба больше и на сколько больше?
- На платье для первой куклы было израсходовано м ткани, а на платье для второй куклы м ткани. Сформулируйте вопросы и ответьте на них.
- За первый час было расчищено всей дороги, а за второй час всей дороги. Сформулируйте вопросы и ответьте на них.
Станция “Ребусная”
Каждой команде выдается задание, решив которое они расшифруют ребус. За правильное и быстрое решение ребуса команда получает 1 балла, другая – 0,5 балла.
Для I команды: Изобразите на числовом луче,
приняв за единичный отрезок 10 клеток, точки
соответствующие дробям:
Т(); О(0); Т(); К(); С(); О(); А(). Расположите дроби
на числовом луче и вы расшифруете слово. (Ответ:
ОСТАТОК)
Для II команды: Изобразите на числовом луче,
приняв за единичный отрезок 9 клеток, точки
соответствующие дробям:
Т(); Е(); Р(); О(); К(); З(); О().Расположите дроби на числовом луче и вы
расшифруете слово. (Ответ: ОТРЕЗОК)
Станция “Угадай-ка”
Готовятся карты игрового поля. Каждое поле содержит девять клеток с примерами. Каждой клетке соответствует карточка с ответом. На этой же карточке записывается слово или слова. При правильном наложении карточек на клетки игрового поля учащиеся получают фразу. Команда быстрее и правильнее выполнившая задание получает 3 балла, другая команда – 2 балла. (Ответы: I команды – две равные дроби обозначают одно и то же дробное число; II команды – на координатном луче равные дроби соответствуют одной и той же точке)
Для I команды |
Для II команды |
Станция “Художественная”
Командам выдается задание. Необходимо внимательно прочитать задание и приступить к его выполнению. Вам на выполнение отведено 5 – 6 минут. Команда, которая первая выполнит правильно задание и изобразит рисунок, получает 3 балла, а вторая команда – 2 балла.
- Выполните действия.
- Сравните результаты с указанными на рисунке ответами.
- Соедините ответы карандашом в той последовательности, в которой они были получены и у вас получится рисунок.
Для I команды (рис. 1)
1) 2) 3) 4)
5) 6) 7) 8)
Для II команды (рис. 2)
1) 2) 3) 4)
5) 6) 7) 8)
Станция “Расчетная”
Капитаны команд вытягивают по очереди по одной задачи, которые решает вся команда (в рабочей тетради). Время для решения и оформление записи одной задачи на доске 3 минуты. Команда, первой справившаяся с задачей, получает 1 балл за быстроту и за правильное решение еще 1 балл, затем тянет вторую. Команда, решившая вторая, получает 0,5 балла.
- В 2008 году 366 дней. В феврале – 29 дней, а в сентябре 30 день. Какую часть года составляет февраль, а какую – сентябрь?
- Коля и Ира разделили апельсин пополам, каждому досталось 6 долек, однако к ним присоединились Таня и Вася. Коля и Ира отделил от своей доли апельсина половину и уступил ее ребятам. Какая часть апельсина досталась каждому из ребят?
- Канистра заполнена на бензином. бензина из канистры перелили в бак машины. Какая часть бензина осталась в канистре?
- На стройку отправили т песка, а на другую – на т больше. Сколько песка отправили на обе стройки?
Станция “Практическая”
Капитаны команд вытягивают по очереди задание, которое выполняет вся команда (в рабочей тетради). Команда, оформившая правильно и быстрее задание на доске получает 2 балла, тянет второе. Если допущены незначительные ошибки, команда получает 0,5 балла. Победителем этого этапа будет самая быстрая команда, которая решит правильно два задания и наберет большее количество баллов.
- Начертите числовой луч, приняв за единичный отрезок 12 клеток. Отметьте точки, соответствующие дробям: ; ; ; ; ; . Расположите эти дроби в порядке убывания.
- Начертите числовой луч, приняв за единичный отрезок 8 клеток. Отметьте точки, соответствующие дробям: ; ; ; ; ; . Расположите эти дроби в порядке возрастания.
- Начертите числовой луч, приняв за единичный отрезок 4 см. Отметьте точки, соответствующие дробям: ; ; ; ; . Какая дробь больше всех?
- Начертите числовой луч, приняв за единичный отрезок 7 клеток. Отметьте точки, соответствующие дробям: ; ; ; ; .
Станция “Финишная”
Для того чтобы заработать последние баллы и изменить сумму баллов, необходимо выполнить следующее задание. Учащимся выдаются конверты, в которых находятся карточки с заданиями и ответами, однако карточек с ответами больше, чем с заданиями. Выиграет команда, которая быстрее и верно выполнит все действия, и получит 2 балла, другая команда – 1 балл.
Для I команды
- Вычислите , и найдите карточку с правильным ответом.
- Вычислите и найдите карточку с правильным ответом.
- Сравните и 1.
- Из оставшихся карточек, выберите те, на которых написана неправильная дробь.
Для II команды
- Вычислите и найдите карточку с правильным ответом.
- Вычислите и найдите карточку с правильным ответом.
- Сравните и .
- Из оставшихся карточек, выберите те, на которых написана дробь меньше 1.
Учитель подводит итоги урока-игры и определяет команду победителей, выставляет отметки с комментированием.