Цели урока:
- Закрепить умение вычислять квадраты и кубы чисел, умение выполнять вычисления, зная порядок выполнения действий, если в выражении есть квадраты и кубы чисел.
- Развитие логического мышления, познавательной активности, творческих способностей.
- Воспитание самостоятельности, интереса к предмету.
Оборудование: урок проводится в компьютерном классе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
Учитель: сегодня на уроке мы должны закрепить, что называется квадратом числа, кубом числа, порядок выполнения действий, если в числовое выражение входят квадраты и кубы чисел. В этом нам поможет презентация (Приложение 1). Выполним тест (Приложение 2). Познакомимся с биографией русского математика Андрея Николаевича Колмогорова (Приложение 3).
III. Актуализация знаний учащихся
1. Фронтальная работа (Приложение 1)
Работа проводится с целью повторения теоретического материала.
– Что называется квадратом числа?
– Как обозначается квадрат числа?
– Назовите ответ.
а . а = а2 в . в = в2 |
5 . 5 = 52 7 . 7 = 72 |
– Что называется кубом числа?
– Как обозначается куб числа?
– Назови ответ.
с . с .
с = с3 m . m . m = m3 |
2 . 2 . 2 = 23 9 . 9 . 9 = 93 |
– Назовите порядок действий в выражении не
содержащих квадрат и куб числа.
– Назовите порядок действий в выражении
содержащие квадрат и куб числа.
2. Работа устно:
12 + 23 13 + 22 33 + 42 102 + 62 (1 + 2)3 5 + (4 + 3)3 |
52 62 72 82 92 |
22 22 32 33 42 43 |
IV. Самостоятельная работа
Тестирование (Приложение 2).
Тест. Квадрат и куб числа
1. Что означает вычислить квадрат числа?
- Найти суму
- Найти разность
- Найти произведение
2. В каком порядке выполняются действия, если в них содержится квадрат числа?
- По порядку слева на право
- Квадрат вычисляют до выполнения других действий
- Сложение потом квадрат
3. Что означает вычислить куб числа?
- Найти произведение
- Найти сумму
- Найти частное
4. Вычисли 72.
- 14
- 49
- 9
5. Вычисли 53.
- 15
- 8
- 125
6. Назови корень уравнения у • у = 81.
- 9
- 3
- 27
7. Найдите значение выражения 42 + 32
- 14
- 25
- 49
8. Найдите значение выражения 23 + 33.
- 35
- 15
- 125
9. Найдите значение выражения (5 + 4)2
- 31
- 81
- 18
10. Найдите значение выражения (7 – 4)3
- 9
- 23
- 27
Учащиеся, получившие положительную оценку за тест получат дополнительные карточки.
V. Индивидуальная работа по карточкам
I уровень
- 92 + 31
- 100 – 72
- 102 – 82
- 8 + (9 – 5)3
- 122 : 6
II уровень
- 802 – 56
- 82 • 95 – 712
- (187 – 87)3
III уровень
1. 172 + 862 – 56 • 127
2. 1000000 – (159 – 59)3
VI. Дополнительный материал
Один из учеников приготовил доклад о выдающемся советском математике академике Андрее Николаевиче Колмогорове. Этот материал помещен в Приложение 3.
VII. Подведение итогов урока
Домашнее задание: повторить правило с.137–138, № 650, индивидуальные карточки на 2 уровня.
Рекомендуемая литература
- Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. Учреждений Н.Я. Виленкин, В.И. Жохв, А.С. Чесноков, С.И. Шварбурд.– 8-е изд.– М.: Мнемозина, 2000.
- Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. Учреждений Э.Р. Нурк, А.Э. Тельгмаа – 3-е изд.– М.: Дрофа, 1998.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003.