Урок по теме "Квадрат и куб числа", 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • Закрепить умение вычислять квадраты и кубы чисел, умение выполнять вычисления, зная порядок выполнения действий, если в выражении есть квадраты и кубы чисел.
  • Развитие логического мышления, познавательной активности, творческих способностей.
  • Воспитание самостоятельности, интереса к предмету.

Оборудование: урок проводится в компьютерном классе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

Учитель: сегодня на уроке мы должны закрепить, что называется квадратом числа, кубом числа, порядок выполнения действий, если в числовое выражение входят квадраты и кубы чисел. В этом нам поможет презентация (Приложение 1). Выполним тест (Приложение 2). Познакомимся с биографией русского математика Андрея Николаевича Колмогорова (Приложение 3).

III. Актуализация знаний учащихся

1. Фронтальная работа (Приложение 1)

Работа проводится с целью повторения теоретического материала.

– Что называется квадратом числа?
– Как обозначается квадрат числа?
– Назовите ответ.

а . а = а2
в . в = в2
5 . 5 = 52
7 . 7 = 72

– Что называется кубом числа?
– Как обозначается куб числа?
– Назови ответ.

с . с .   с = с3
m . m .  m = m3
2 . 2 . 2 = 23
9 . 9 . 9 = 93

– Назовите порядок действий в выражении не содержащих квадрат и куб числа.
– Назовите порядок действий в выражении содержащие квадрат и куб числа.

2. Работа устно:

12 + 23
13 + 22
33 + 42
102 + 62
(1 + 2)3
5 + (4 + 3)3

52
62
72
82
92
22
22
32
33
42
43

IV. Самостоятельная работа

Тестирование (Приложение 2).

Тест. Квадрат и куб числа

1. Что означает вычислить квадрат числа?

  1. Найти суму
  2. Найти разность
  3. Найти произведение

2. В каком порядке выполняются действия, если в них содержится квадрат числа?

  1. По порядку слева на право
  2. Квадрат вычисляют до выполнения других действий
  3. Сложение потом квадрат

3. Что означает вычислить куб числа?

  1. Найти произведение
  2. Найти сумму
  3. Найти частное

4. Вычисли 72.

  1. 14
  2. 49
  3. 9

5. Вычисли 53.

  1. 15
  2. 8
  3. 125

6. Назови корень уравнения уу = 81.

  1. 9
  2. 3
  3. 27

7. Найдите значение выражения 42 + 32

  1. 14
  2. 25
  3. 49

8. Найдите значение выражения 23 + 33.

  1. 35
  2. 15
  3. 125

9. Найдите значение выражения (5 + 4)2

  1. 31
  2. 81
  3. 18

10. Найдите значение выражения (7 – 4)3

  1. 9
  2. 23
  3. 27

Учащиеся, получившие положительную оценку за тест получат дополнительные карточки.

V. Индивидуальная работа по карточкам

I уровень

  1. 92 + 31
  2. 100 – 72
  3. 102 – 82
  4. 8 + (9 – 5)3
  5. 122 : 6

II уровень

  1. 802 – 56
  2. 82 • 95 – 712
  3. (187 – 87)3

III уровень

1.   172 + 862 – 56 • 127
2.   1000000 – (159 – 59)3

VI. Дополнительный материал

Один из учеников приготовил доклад о выдающемся советском математике академике Андрее Николаевиче Колмогорове. Этот материал помещен в Приложение 3.

VII. Подведение итогов урока

Домашнее задание: повторить правило с.137–138,  № 650, индивидуальные карточки на 2 уровня.

Рекомендуемая литература

  1. Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. Учреждений Н.Я. Виленкин, В.И. Жохв, А.С. Чесноков, С.И. Шварбурд.– 8-е изд.– М.: Мнемозина, 2000.
  2. Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. Учреждений Э.Р. Нурк, А.Э. Тельгмаа – 3-е изд.– М.: Дрофа, 1998.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003.