Нам жить в информационном обществе. Урок-конференция

Разделы: Информатика


Цели урока:

  1. Формирование представлений о современном состоянии общества и путях его дальнейшего развития.
  2. Повторение и закрепление материала по темам:
  • Основные этапы в информационном развитии общества.
  • Основные черты информационного общества.
  • Информационные ресурсы.
  • Информационные технологии.

Задачи урока:

  1. образовательная – обобщение представлений учащихся об информационной картине мира;
  2. развивающая – развитие умений выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, формирование логического мышления, внимания, интереса к предмету; развитие взаимопомощи, речи, умения выслушивать друг друга;
  3. воспитательная - воспитание уважения к товарищу, умения достойно вести себя, воспитание культуры общения, работа над повышением грамотности устной речи.

Тип урока: урок обобщения знаний и практического применения знаний и умений.

Форма урока: конференция.

Оформление кабинета. Для создания творческой атмосферы в оформлении кабинета используются плакаты «Конференция», «Нам жить в информационном обществе». Плакат с основными понятиями: информационное общество, информационная революция, информационная культура, информационные ресурсы. Места для «прессы» обозначены надписями: «газета «Беловский вестник»», «газета «Мега-ЭКСПРЕСС»», «Молодёжная газета». Во время занятия используется музыка.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор.

Методическое обеспечение урока:

  1. Презентации «План занятия», «Тенденции развития современного общества».
  2. Презентации «Это интересно!», «Компьютерные новости» (по материалам еженедельника «PC Week / Russian Edition»).
  3. Презентация «Ребусы по информатике».

Предварительные задания для учащихся:

  1. Сообщение за месяц до проведения о теме конференции и об основных вопросах, которые будут рассматриваться.
  2. Индивидуальные задания для учащихся по темам и подготовка проектов и рефератов.
  3. Подбор материала для конференции.
  4. Консультации для учащихся, оказание помощи в подготовке презентаций и web-сайтов.
  5. Подготовка материала для оформления кабинета.

План урока.

1. Организационный этап (3 мин):

  • Объявление темы и цели занятия.
  • Приветствие гостей.
  • Рассказ о ходе конференции.

2. Подготовительный этап (15 мин):

  • Вступительный рассказ «Тенденции развития современного общества»
  • Презентация работы учащегося «Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные ресурсы».
  • Презентация «Характеристики информационного общества».

3. Основной этап. Защита творческих работ учащихся (21 мин).
Можно предложить учащимся следующие темы:

  • Проект «Информационное пространство в России».
  • Реферат «Информатизация по-японски».
  • Презентация «Формирование информационного общества в моём городе»
  • Web-сайт «Прогнозы ученых об информатизации мирового пространства»
  • Проект «Пятое поколение ЭВМ – теория и практика».
  • Проект «Опасные тенденции в развитии информационного общества».

4. Итоговый этап (5 мин):

  • Выступление «прессы».
  • Оценивание работы каждого учащегося.

5. Информационный этап (1 мин).

  • Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный этап:

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о разделе информатики – «Социальная информатика». Тема конференции: «Нам жить в информационном обществе».

Цель нашей конференции - формирование представлений о современном состоянии общества и возможных путях его дальнейшего развития, а также – подведение итогов обучения информатике и представление творческих работ учащихся.

Мы приветствуем присутствующих здесь гостей и «представителей» прессы.

Познакомьтесь с планом нашей конференции:

  1. Вступительный рассказ «Тенденции развития современного общества»
  2. Презентация работы учащегося «Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные ресурсы».
  3. Презентация «Характеристики информационного общества».

Защита творческих работ учащихся:

  1. «Информационное пространство в России».
  2. «Информатизация по-японски».
  3. «Формирование информационного общества в моём городе »
  4. «Прогнозы ученых об информатизации мирового пространства»
  5. «Пятое поколение ЭВМ – теория и практика».
  6. «Опасные тенденции в развитии информационного общества».

Кроме этого вы познакомитесь с новинками в области компьютерной техники и сможете проявить свою эрудицию и смекалку, выполняя интеллектуальные задания. Прошу всех принять активное участие в конференции, проявить деловое общение, каждый имеет право высказать свое мнение о выступлениях учащихся, о ходе конференции, внести свои предложения на будущее, сделать критические замечания.

2. Подготовительный этап:

Вступительный рассказ учителя (или ведущего) сопровождается презентацией «Тенденции развития современного общества». (Приложение 1)

Информационные и коммуникационные технологии, основанные на Интернете, телекоммуникационных и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед новыми поколениями захватывающие, доселе не существовавшие возможности свободного распространения информации. Эволюция информационного общества влечёт за собой кардинальные изменения в сфере производства и деловой активности людей. Стремительное развитие информационной составляющей общества резко меняет структуру занятости и трудоустройства, создаёт новые профессии и рабочие места. Всё больше и больше людей становятся членами информационного общества в качестве учащихся, производителей или потребителей. Во всём мире люди надеются, что новые технологии приведут к более здоровому образу жизни, большим социальным свободам, растущему уровню знаний. Не будет преувеличением предположить, что будущим поколениям придётся столкнуться с необходимостью приспосабливаться к новой социальной среде, где не природные ресурсы и энергия, а информация и научное знание станут основными факторами, определяющими перспективы развития общества.

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование – сокрытое сокровище», представленном в ЮНЕСКО, подчёркивается определяющая роль фундаментальных и прочных знаний в решении тех сложных задач, которые несёт с собой наступившее столетие. Лидеры всех стран мира, стремясь подготовить своих граждан к тому, чтобы в полной мере соответствовать требованиям XXI века, заявляют, что для информационного общества необходимы граждане, владеющие современными знаниями. В противном случае, обществу грозит хроническое отставание, несостоятельность в решении тех задач, которые ставит перед ним XXI век. Человек сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно совершенствовать эти знания и навыки. Другими словами, человечеству необходимо усвоить и всячески развивать культуру обучения в течение всей своей жизни. В настоящее время международное сообщество в рамках научных форумов, на страницах печати всё больше места уделяется вопросам перехода от информационного общества к более высокой ступени развития цивилизации – обществу знаний.

На этапе перехода от индустриального общества к информационному стало использоваться много новых понятий. В связи с этим, появилась необходимость изучения современного раздела информатики «Социальная информатика». Современный человек должен понимать значения ключевых понятий, это – «информационные революции», «информационные ресурсы», «информационное общество».

Учащиеся 11 классов изучили и обобщили материал по теме «Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные ресурсы. Характеристики информационного общества» и представляют вам свои работы.

Учащиеся:

  • Презентация «Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные ресурсы». (Приложение 2)
  • Презентация «Характеристики информационного общества». (Приложение 3)

3. Основной этап. Представление творческих работ учащихся:

Учитель. Изучая информатику и программирование, мы с вами закладываем фундамент, делаем свой маленький вклад в формирование этой, более высокой ступени развития общества – общества знаний.

На нашей конференции ребята поделятся своими знаниями в области информатики, покажут, какие практические умения они приобрели за годы обучения, поделятся мнениями по поводу дальнейшей информатизации школьного образования.

После выступления каждого из учащихся, «представители» прессы будут иметь возможность задать вопрос по существу проекта.

В качестве разминки, между выступлениями, учащимся предлагается разгадать ребусы по информатике, для развития кругозора прослушать компьютерные новости.

Защита творческих работ учащихся:

  • «Информационное пространство в России».
  • «Информатизация по-японски». (Приложение 7); Компьютерные новости (Приложение 4)
  • «Формирование информационного общества в моём городе»
  • «Прогнозы ученых об информатизации мирового пространства»; Это интересно! (Приложение 5)
  • «Пятое поколение ЭВМ – теория и практика». Разгадайте ребус! (Приложение 6)
  • «Опасные тенденции в развитии информационного общества».

4. Итоговый этап (5 мин):

Выступление «прессы». Обмен мнениями.

Учитель. Слово для выступления предоставляется «корреспондентам» газет «Беловский вестник», «Мега-ЭКСПРЕСС», «Молодёжная газета». Поделитесь мнением о ходе конференции и творческих проектах учащихся.

Оценивание учителем работы каждого учащегося.

Учитель. В заключение нашей конференции нужно сказать, что ученики современной школы, которым жить и трудиться в новом тысячелетии должны уметь применять на практике не только полученные в школе знания, но и самостоятельно приобретать необходимые сведения. Школьники должны научится использовать их для решения разнообразных проблем, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, видеть возникающие проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения. Чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности. Учащиеся должны быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить, быть коммуникабельными, уметь контактировать с представителями различных социальных групп.

5. Информационный этап (1 мин).

Домашнее задание.

  • Поделиться мнением о конференции со своими друзьями, родителями.

Литература:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11 класс. М., Бином. Лаборатория знаний, 2003.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 10 – 11 класс. М., Бином. Лаборатория знаний, 2002.
  3. Журнал «Информатика и образование», № 1, 2, 4, 5, 6 – 2004.
  4. Информатика: Приложение к газете «Первое сентября». 2004. № 20, 42.