Пояснительная записка
Данная программа ставит задачу ознакомить учеников с окружающим миром, как миром естественной природы и миром "второй" - созданной руками и умом человка - природы; миром людей, их потребностей и способностей.
Последовательность изложения материала основана на том, что в начале даётся ознакомление со структурой экономики (личной, домашней, городской и т. д.), затем формируется представление о труде, собственности, ценах, налогах, государственном регулировании, финансовом рынке и т. д.. Тем самым обеспечивается движение по восходящей линии предмета от простого к сложному. Возрастной уровень располагает к сочетанию логических приёмов” причинно-следственных связей и аналогий, привлечения числовых, графических и диаграммных материалов.
Такой подход эффективен, если курс насыщен составлением проектов, практическими работами, деловыми играми, самлстоятельными и коллективными заданиями.
Изменения, произошедшие в обществе и экономике России, переход к рыночным отношениям и связанные с ним объективные процессы, обусловили повышенный интерес к прикладным экономическим наукам и возросшую потребность в их изучении. Этот интерес подкреплён необходимостью социальной адаптации выпускников к условиям реальной экономической среды.
Только комплексные, системные и целенаправленные знания дают возможность найти своё место в становлении нового типа экономической системы и позволит определить свою роль в экономике города, края и страны. Для решения этой задачи недостаточно дать базовые экономические знания, необходимо научить их практическому применению и благодаря этому стать конкурентно-способной личностью.
Поэтому одной из важнейшей задач современной школы является подготовка социально адаптированной личности, в условиях рыночной экономики.
На основании концепции современного образования предложенный курс преследует следующие ЦЕЛИ:
- Способствовать сознательному выбору своего жизненного пути.
- Выработать навыки деловых отношений.
- Адаптировать выпусника школы к условиям реальной жизни.
- Сформировать у школьников стремление к самообразованию.
Для достижения поставленных целей автор предлагает программу курса "Основы технологии и предпринимательства", расчитанную на изучение с 5 по 11 класс (68 часов на класс, по 2 часа в неделю). Программа курса осуществляется за счёт часов, отводимых на учебный предмет "Технология".
Отбор содержания курса осуществляется на основе ПРИНЦИПОВ:
1. Личноетно-деятельностный принцип.
Изучение данного курса способствует формированию личностно значимых знаний о законах экономики и предпринимательства, необходимых в Еыбое своего места в современном мире.
2. Принцип гуманизации.
Формирование положительного отношения и овладения системой общечеловеческих ценностей; развитие общей культуры и нравственности будущего члена общества.
3. Принцип научности и доступности.
Учет посильной трудности учебного материала для усвоения обучаемыми .
4. Принцип междисциплинарности.
Интеграция знаний о человеке, обществе и природы в энономическом аспекте: истории, географии, экологии, математики, психологии, права, этикета и прочее.
5. Экологический принцип.
Расрытие взаимосвязи и взаимозависимости человеческой деятельности и природы, как сложной эколого-экономической системы, с приоритетом экологической безопасности.
Б процессе преподавания данного курса должны быть решены следующие ЗАДАЧИ:
Ознакомление с кругом профессий предпринимателства, с примерным содержанием их функций, с преварительной профориентацией учащихся.
Последовательное развитие и практическое закрепление у учащихся конкретных знаний экономических законов и основ предпринимательства.
Формирование культуры бизнеса.
Научить пользоваться источниками информации (справочниками, интернетом, научно-практической литературой, правовыми документами и др.).
Формы организации учебной деятельности.
Наряду с традиционными формами проведения уроков обязательным является использование активных форм обучения: практическая работа; де-
ловая игра; проектная деятельность; тренинг; компъюторное моделирование; соревнование; круглый стол; конференция, работа в малых группах и другое.
В программу заложено использование разнообразных форм контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, тестирование, проверка эссе и рефератов, самоконтроль и взаимный контроль и т.д.
Список литературы прилагается.