Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Твена;
- воспитывать чувства любви и взаимопонимания между взрослыми и детьми;
- расширить круг детского чтения;
- раскрыть творческие способности .
Оборудование: рисунки кораблей, портреты писателя и его героев, предметы пиратского быта.
Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Наш урок посвящен творчеству американского писателя Марка Твена. В ходе моего рассказа ва встретятся незнакомые слова и понятия, давайте познакомимся с ними и попытаемся объяснить их значение.
На доске напечатаны слова :
- Наборщик
- Старатель
- Газетчик
- Лоцман
Псевдоним.
С 12 лет, после смерти отца, Самуэлю Клеменсу пришлось зарабатывать себе на жизнь. Он сменил много профессий: наборщик в типографии, старатель, солдат, газетчик, лоцман на Миссисипи. Из лоцманского языка он заимствовал свой псевдоним. Означающий “мерка два” - глубина достаточная для прохождения судов.
Но спустя несколько лет. Он решает стать писателем. Его первые очерки появляются в одной из малотиражных газет. А в 1876 году выходит в свет его роман “Приключения Тома Сойера”, о котором мы сегодня и поговорим.
Свой роман Марк Твен назвал “гимном детству2 и “книгой для взрослых”. А почему? На этот вопрос мы с вами попробуем ответить в конце нашего урока. Итак, знакомьтесь: Том Сойер.
Тетя Полли: Том! (нет ответа) Том! (нет ответа). Куда запропастился этот мальчишка? Том! Ну, попадись мне только! Я тебе…в жизни не видала такого мальчишки!
(выходит Том)
Что там делал?
Том: Ничего.
Тетя Полли: Ничего? Посмотри на свои руки. И погляди на свой рот. Чем это ты выпачкал губы?
Том: Не знаю, тетя.
Тетя Полли: А я знаю. Это- варенье. Сколько раз я тебе говорил: не смей трогать варенье. Не то шкуру с тебя спущу. Дай-ка сюда вон тот веник.
(веник взметнулся за спиной)
Том: Ой, тетя, что это у вас за спиной?!
(Поли испуганно оглядывается, а Том тем временем убегает).
Тетя Полли: Ну и мальчишка! Казалось бы, мне пора привыкнуть к его фокусам. Или мало он выкидывал со мной всяких штук? Могла бы на этот раз быть поумнее. Но, видно. Нет хуже дурака, чем старый дурень. Недаром говориться: старого пса новым штукам не научишь.
Учитель: да, вот такой он, Том Сойер! Удивительно находчивый и смешной. Постигая законы мира, том обнаруживает ложь и несправедливость.
Во время суда убийца сидит на видном месте, а Меффи Поттеру грозит виселица. Может быть, вы сами вспомните случаи несправедливости, с которыми встретился Том,
( Труд-радость, но им почему-то наказывают).
Фантазер и мечтатель. Том превращает скучную жизнь городка в праздник и фейерверк.
Сценка “Великолепный маляр” (приложение №1).
Учитель: Том – благородный рыцарь. Встретив на свеем пути первую любовь и получив отказ, он старается завоевать сердце маленькой принцессы Бекки. Во имя ее он готов пострадать и лечь под розги. Но, к сожалению, Бекки не хочет понять благородства Тома.
Сценка “Дурные мысли” (приложение №2).
Учитель: Том, возьми в свою команду ребят, ведь пиратствовать вместе интересней.
Том: С удовольствием.
(Дети повязывают на головы платки, надевают пиратские атрибуты). Исполняется пиратская песня из к\ф “Айболит 66”.
Учитель: Пришло время ответить на вопросы, поставленные в начале урока.
(Дети отвечают).
Учитель подводит итог: как хорошо жить, когда тебя понимают. Я всегда хотела, чтобы вы меня тоже понимали, и чтобы быть поближе к вам, поэтому я тоже вступаю в вашу команду путешественников и мечтателей.
(Учитель повязывает пиратскую косынку). Исполняется песня друзей из м\ф “Бременские музыканты”.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Сценка “Великолепный маляр”.
(Выходит Том с ведром и кистью. Начинает красить. Выбегает Джим с ведром для воды и насвистывает).
Том: Слушай-ка, Джим. Хочешь побелить тут немножко, а я сбегаю за водой.
Джим: не могу, Том! Старая хозяйка велела, чтобы я шел прямо к насосу и ни с кем не разговаривал по пути. Она сказала: “Я знаю, что Том будет звать тебя красить забор, так ты его не слушай, а ид прямо своей дорогой”. Она говорит : “Я сама пойду посмотреть, как он будет белить этот забор”.
Том: А ты ее не слушай! Мало ли что она говорит. Джим! Давай ведро. Я мигом сбегаю! Она не узнает!
Джим: Ой, боюсь я старой мисс, Том. Она мне голову оторвет, ей-богу оторвет!
Том: Джим, Я дам тебе шарикю я дам тебе мой белый алебастровый шарик. Белый шарик, Джим.
Джим: Так-то оно так, отличная вещь. А только все-таки. Том, я крепко боюсь старой мисс!
Том: И к тому же, если ты захочешь, я покажу тебе мой волдырь на ноге.
(Джим соглашается, но как только Том начинает разбинтовывать палец, убегает).
Том продолжает красить. Появляется Бен Роджерс. Он изображает пароход.
Бен:Стоп, машина, сэр! Дзинь-ля-ля! Задний ход! Право руля! Тш…динь-динь! Лево на борт! Лево руля! Стоп, малый ход! Принимай канаты! Ш..ш..ш..! (Тому) Ага, попался! (нет ответа). Что ,брат, заставляют работать?
Том: А, это ты, Бен. Я и не заметил!
Бен: Я иду купаться. Небось и тебе охота. Но тебе, конечно нельзя. Придется работать! Ну. Конечно, еще бы!
Том: Что ты называешь работой?
Бен: А разве это не работа?
Том: Может работа, а может и нет, не знаю. Я знаю лишь одно: Тому Сойеру она по душе.
Бен: Да ты что? Уж не хочешь ли ты сказать, что это занятие для тебя приятное?
Том: Приятное? А что же внем неприятного? Разве мальчикам каждый день достается белить заборы7
Бен: Слушай, Том, дай мне побелить немножко1
Том: Нет, нет, Бен. Все равно ничего не выйдет. Видишь ли, тетя Полли очень привередлива насчет этого забора. Ведь он выходит на улицу. Будь эта сторона. Что во двор, другое дело, но тут она страшно строга. Из тысячи, нет, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто бы мог побелить его как следует.
Бен: Да что ты? Вот бы никогда не подумал. Дай мне только попробовать. Но хоть немножечко. Будь я на твоем месте. Я бы тебе дал.
Том: Бен, я бы с радостью, честное словр, но тетя полли… Если ты начнешь белить и не получиться?
Бен: Я буду стараться, не хуже тебя. Мне бы только попробовать…. Слушай : я дам тебе половинку вот этого яблока.
Том: Ладно! Впрочем нет, Бен, не надо… Боюсь я!
Бен: Я дам тебе все яблоко. Все что осталось.
( Том с большой неохотой отдает кисть, а сам усаживается рядом).
Том: Скоро я стал самым богатым на земле. У меня было: новый бумажный змей, дохлая крыса на веревочке; осколок синей бутылки, 12 алебастровых шариков; ключ, который не хотел ничего открывать; кусок мела, оловянный солдатик, рукоятка от ножа, собачий ошейник без собаки и многое другое. В результате моей работы на заборе оказалось три слоя известки. Если бы известка не закончилась, то подарков было бы больше.
Приложения №2
“Дурные мысли”.
Том: Я долго колесил по переулкам, и в конце концов оставил далеко ту дорогу, по которой ученики обычно возвращаются из школы. Углубился в лес. Пошел в самую чащу и уселся на мху под развесистым дубом. Жизнь суета и страдания. Повезло же Джимми Годжесу! Он умер! Как хорошо лежать в могиле, спать и видеть сны, во веки веков, и пусть ветер шепчет о чем-то в ветвях, пусть ласкает траву и цветы на могиле, а тебя ничто не беспокоит, и ты не о чем не горюешь. Никогда, во веки веков.
Ах. Если бы у меня были хорошие отметки в воскресной школе! Я бы тогда, наверное смог покончить с постылой жизнью. А эта девчонка, ну что я ей сделала? Ничего. А она прогнала меня, как собаку – прямо как собаку. Когда- нибудь она пожалеет об этом. Но будет уже поздно!
Вот прямо сейчас уйду, куда глаза глядят и никогда не вернусь. Каково почувствует себя Бекки тогда!
Нет, я пойду в солдаты и вернусь домой через много лет, покрытый ранами и славой. Или, еще лучше, уйду к индейцам. Буду охотиться на буйволов, блуждать по тропе войны средь высоких гор и прерий. И когда – нибудь вернусь домой великим индейским вождем. Размалеванный, страшный ввалюсь в воскресную школу в диким воинствующим криком. Вот выпучат глаза мои товарищи! Вот они будут мне завидовать! А на эту Беки я даже не взгляну.
Нет, есть на свете еще более привлекательное поприще. Я буду пиратом. Мое имя будет греметь во всем мире, заставляя людей содрогаться от ужаса. Как здорово носиться по бурным морям на длинном черном корабле “Демон бури”, с черным зловещим флагом. А потом нежданно-негаданно приеду в наш город, загорелый, обветренный. Красивый, и все с восторгом, а осбенно эта Беки, будут шептаться за спиной: “Это Том Сойер, пират! Черный Мститель Испанских морей!” Да, решено! Я буду пиратом! Непременно! Прямо сейчас!
Тему для урока внеклассного чтения подсказали мне сами ребята. Прочитав на уроке чтения отрывки из этого произведения, они буквально завалили меня вопросами о судьбе Тома Сойера и его друзей. Было решено прочитать это произведение в полном объеме и обсудить его.
Конспект содержит некоторые сведения об авторе, несколько инсценировок и описание оборудования для проведения этого урока.