Урок по истории в 3-м классе "Через тернии в звездам"

Разделы: Начальная школа


Цель: создать образ противоречивого времени

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными этапами развития космонавтики;
  • воспитывать у детей чувство патриотизма на основе научно-технического прогресса, достижений науки и техники, раскрыть вклад отечественных ученых в развитие космонавтики;
  • развивать у детей творческие способности;
  • показать сочетание достижений советского общества с нарастающими кризисными явлениями.

Оборудование:

  • Плакаты и репродукции картин о Великой Отечественной войне.
  • Даты ВОВ
  • научные тексты: К.Э.Циолковский, С.П. Королёв, Ю. А. Гагарин
  • мозаика ракеты
  • фрагменты документального кино о Ю. Гагарине
  • Приложение 1

Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Расположите в хронологической последовательности иллюстрации и даты.

  • К- 22 июня 1941 П. А. Кривоногов “Защитники Брестской крепости”
  • О- сентябрь 1941 Н. Н. Жуков “Отстоим Москву!”
  • С- 7 ноября 1941 К. Ф. Юон “парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года”
  • М- 1942-1943 Е. В. Вучетич “Героям Сталинградской битвы”
  • О- 1944 И. П. Самолин “40 лет прорыва блокады Ленинграда”
  • С- 1945 П. А. Кривоногов “Победа”

К какому историческому периоду относятся эти даты?

Как ВОВ отразилась на развитии СССР?

Какую цель поставили перед собой советские люди после ВОВ?

Постановка проблемной ситуации.

Одним из направлений ученых стало освоение( переворачиваем даты – получаем слово КОСМОС).

Как вы думаете, что такое КОСМОС? ( по Далю “бескрайнее пространство вокруг нас, которое включает в себя небесные тела: планеты, звезды, кометы и тд.; по Н. К. Рериху “ красота”; жители Северной Америки “ мир”) ( слайд 1, приложение 1)

Почему мы с вами рассматриваем это понятие?

Открытие нового знания.

( слайд 2, приложение 1)Тема нашего урока: “Через тернии к звездам”.

Что обозначает слово “тернии” ? урок 22 стр. 25 последний абзац.

Какие препятствия встали на пути развития нашей страны? 1 абзац на стр. 26 ( слайд 3, приложение 1)

Давайте найдем и положительные моменты этого исторического периода. 2-3 абзацы на стр. 27( слайд 4, приложение 1)

Наша страна добилась блестящих побед в освоении космоса

Вы все знаете, что 12 апреля является Днем Космонавтики. Покинуть поверхность Земли и подняться в небо мечтали еще древние греки. До наших дней сохранился миф об Икаре, который сделал себе крылья, склеив их воском. Икар поднялся к солнцу, но воск растаял, и храбрец упал в море. От мифов до научных проектов прошли века. Яркую страницу в историю отечественной науки вписал Н.И.Кибальчич (1853-1881г.) – ученый-революционер. Осужденный за участие в убийстве императора Александра II, Кибальчич из камеры смертников Петропавловской крепости за 10 дней до казни подал администрации тюрьмы описание своего изобретения. Но царские чиновники не обратили внимания на проект. Эта рукопись пролежала в архиве до 1918 года. Сотни людей посвятили себя созданию космических кораблей, среди них такие выдающиеся ученые, как: Константин Эдуардович Циолковский, Юрий Васильевич Кондратюк, Н.И.Тихомиров и многие другие. Но самую яркую страницу в развитии космонавтики внес главный конструктор космических аппаратов - Сергей Павлович Королев.   И ,конечно, космонавты, которые не побоялись осуществить идеи конструкторов.

Давайте узнаем об этих людях подробней.

Работа в группах. ( на партах лежит дополнительный материал о Циолковском, Королеве, Гагарине.) Учащиеся знакомятся с материалами. У каждой группы свой материал.

Подготовленные ученики рассказывают сообщения о Циолковском( слайд5-6, приложение 1) и Кондратюке. ( слайд 7, приложение 1) Ребята из другой группы добавляют их сообщения.

На партах в конвертах лежат части летательного аппарата. Соберите их вместе и назовите это средство передвижения. (Ракета)

Подготовленный ученик рассказывает сообщение о Королеве.

( слайд8-10, приложение 1)

Ребята из другой группы добавляют его сообщение.

( слайд 11, приложение 1) 4 октября 1957 года с космодрома Байканур в 22 часа 28 минут московского времени был запущен первый искусственный спутник Земли.

( слайд 12, приложение 1)12-14 сентября 1959 года автоматическая станция Луна- 1 преодолела силу земного тяготения. Луна-2 доставила на поверхность луны вымпел с гербом СССР.

Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. Но спутник не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе?

Подготовленный ученик рассказывает сообщение о первых полетах живых существ.

Наступил памятный день – 12 апреля 1961 года. Кто полетит первым в космос?

( слайд 13, приложение 1)

фрагмент документального кино о запуске ракеты в космос

Подготовленный ученик рассказывает сообщение о Ю. Гагарине.

( слайд 14- 16, приложение 1)

Ребята из другой группы добавляют его сообщение.

Первичное закрепление и расширение новых знаний.

Шаги, ведущие в Космос ( слайд17, приложение 1)

Давайте сравним факты и сделаем вывод о развитии СССР.

Давайте прочитаем вывод на стр. 25

Какие еще моменты мешали развиваться нашей стране? Стр. 28. ( слайд18, приложение 1)

Рефлексия и домашнее задание.

Давайте дадим характеристику этому историческому периоду нашей страны?

В завершении мне хотелось бы проверить, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. На партах у вас лежат квадраты ( синий, желтый, красный). На вопрос вы должны выбрать ответ и показать его мне. ( слайд 19 – 23, приложение 1)

  • после ВОВ СССР :
  • отставала в развитии от других стран
  • опережала другие страны
  • развивалась на равных с другими странами

первый спутник Земли запустили:

  • США
  • СССР
  • Китай

3. Первыми в космосе побывали:

  • люди
  • собаки
  • мухи

4. Первого космонавта Земли звали:

  • Ю. Гагарин
  • Н. Армстронг
  • Икар

5. Достижения советского общества:

  • помогли Советскому Союзу стать одним из сильнейших государством
  • отбросили назад от развитых стран
  • помогли догнать США

Домашнее задание.

Урок 22 вопросы, можно подготовить сообщения о космонавтах.