В настоящее время очень актуальна тема патриотического воспитания детей. Уже в дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребенка - с семьи, детского сада, улицы на которой он живет, родного поселка, края, страны. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Эти задачи и вошли в основу разработки цикла “Я – житель Югры”.
В цикл “Я – житель Югры” вошли такие мероприятия как:
- занятия по ознакомлению детей с символикой, природой, достопримечательностями Ханты-Мансийского автономного округа, родного поселка;
- знакомство детей с жизнью и бытом народов Севера;
- экскурсии по детскому саду, улицам поселка, в музей;
- беседы о профессиях родителей; встречи с родителями разных профессий;
- художественно-творческая деятельность;
- создание тематических альбомов “Моя семья”, “Детский сад”, “Мой поселок”, “Край в котором я живу – Югра”, “Природа Севера” и др.;
- сюжетно-ролевые игры и др.
Занятие “Мой поселок – Высокий”
Программное содержание. Обобщать, систематизировать и расширять знания детей о поселке. Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному поселку. Развивать грамматически правильную речь.
Предварительная работа. Проведение занятий “Мой детский сад”, “Улицы поселка”; рассказы воспитателя об истории поселка и его достопримечательностях; чтение стихов, рассказов о родном крае; беседы по фотографиям поселка; оформление фотовыставки “Мой любимый поселок”, рисование на тему “Мой поселок”.
Материал. Фотографии поселка, карта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, рисунки детей “Мой поселок”.
Ход занятия
Стук в дверь. Воспитатель открывает, входит Незнайка. Дети приветствуют его.
Воспитатель: Незнайка, откуда ты? Как ты попал к нам в детский сад?
Незнайка: Я из Цветочного города, где очень красиво. В нашем городе улицы называются именами цветов. В городе проживает много интересных коротышек. Каждый уголок нашего города мне знаком и очень дорог. А вот у вас в поселке я первый раз и ничего о нем не знаю. Мне подсказали, что ребята из детского сада мне могут помочь.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? Расскажем о нашем поселке? (Дети соглашаются.)
- Как называется край, в котором мы живем? (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)
- Как называется наш поселок? (Высокий)
- Где он расположен? (показывают на карте и рассказывают, воспитатель помогает) Воспитатель: Когда-то на месте нашего поселка были тайга и болота. Для того чтобы построить железнодорожную станцию “Мегион” 34 года назад приехали сюда люди из разных городов. В первую очередь они строили дома, медпункт, школы, детские сады, магазины, железную дорогу. Вот так и появился на этом месте поселок. Сначала он назывался “Молодежный”, так как его строили молодые люди, но впоследствии его переименовали и он называется Высокий. Люди продолжали трудиться, строить, чтобы наш поселок был красивым и уютным. А вот какие еще здания и улицы есть в нашем поселке, тебе могут рассказать ребята.
- Назовите улицы поселка? (называют и объясняют название)
- Какие здания есть в нашем поселке? (рассказы по фотографиям: детский сад, школа, ж./д. вокзал, почта, пекарня, поликлиника и др.) Рассказывают по схеме: Как называется здание; Для чего оно служит; Люди, каких профессий там работают. Воспитатель помогает детям, задает вопросы, дополняет ответы детей.
Воспитатель: Незнайка, тебе понравилось, как ребята рассказывали о своем поселке?
Незнайка: Да, ребята очень много знают о своем родном поселке, о людях которые трудятся и заботятся о них.
Воспитатель: Наши ребята, молодцы. Они очень любят свой поселок Высокий. Вот посмотри, как они передали в своих рисунках гордость за поселок, в котором они живут.
(Дети с Незнайкой рассматривают рисунки, рассказывают ему о своих любимых местах поселка).
Незнайка: Я бы очень хотел, чтоб мои друзья тоже увидели ваш поселок. Как бы мне показать им достопримечательности поселка Высокого? (Дети посовещавшись, решают подарить Незнайке свои рисунки).
Незнайка благодарит детей и уходит.