Цели:
- обучающая: познакомить с новыми буквами и звуками, сформировать с ними навыки сознательного, правильного слогового чтения;
- развивающая: развивать фонематический слух, внимание, мышление, умение чётко отвечать на поставленный вопрос полным предложением;
- воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- оздоровительная: содействовать сохранению здоровья учащихся.
Оборудование: сигнальный “светофор”, демонстративный материал: плакат с изображением дома, предметные картинки, символы букв; карточки на каждого ребёнка с заданием, счётные палочки, цветные карандаши; две пиктограммы солнышка (улыбающегося, нахмурившегося).
Форма организации работы |
Действия учителя |
Действия учеников |
Канал воспри-ятия | ОУУН | Развитие познавательной сферы |
Контроль и обратная связь | Приме-чание | |
I. Организационный момент | ||||||||
1. | Рифмованное начало. | Создает рабочую настроенность, деловую обстановку: - Долгожданный дан звонок, Начинается урок. |
Ученица: Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! Да с усердием трудитесь!
|
умение организовать своё рабочее место | внимание | фронтальный, практические действия детей |
кратко-времен-но | |
II. Актуализация знаний | ||||||||
2. | Фронтальная беседа. | - Как называется всё то, что мы говорим? - Из чего состоит наша речь? - А предложения состоят из чего? - А на какие части мы делим слова? - Слоги состоят из чего? - На какие две группы делятся звуки? - Как отличить гласный звук от согласного? |
- Речь. - Из предложений. - Из слов. - На слоги. - Из звуков. - На гласные и согласные звуки. - Гласные звуки произносятся с голосом, при произношении воздух не встречает преград, гласные образуют слог, а согласные звуки при произношении встречают преграды: язык, губы, зубы. |
умение анализировать, сравнивать, классифицировать |
развитие речи | фронтальный | ||
3.
|
Фонетическая зарядка. |
Давайте разговаривать И будем выговаривать Всё правильно и внятно,чтоб было всем понятно! Самолёты взлетают: Машины едут: Лошадки поскакали: Муха бьётся о стекло: Рядом ползёт змея: Летела муха около уха: Летела оса около носа: Летел комар и звенел: Сел на лоб, а мы его хлоп и поймали Пусть летит! -Кончиком языка почистим нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; почистим верхние зубы кончиком языка, делая те же движения. А теперь почистим зубы с внутренней стороны. - Высунутым язычком оближем верхнюю и нижнюю губы. -У какого животного похож на длинную трубу? Как называется этот нос? Сделай из своих губ хобот – вытяни вперёд и сомкни. - Для чего это мы делаем? |
у-у-у ж-ж-ж цок-цок-цок з-з-з ш-ш-ш ж-ж-ж с-с-с з-з-з (кулачок прижимается к уху) з-з-з Упражнение “Чищу зубы” 5 – 6 раз
Упражнение “Дворник” 5 – 6 раз
Упражнение “Хобот слонёнка” 5 – 6 раз
Делают вывод: Чтобы внятно и чётко произносить звуки. |
|
|
внимание развитие фонематического слуха
развитие артикуляционного аппарата, чёткости и правильности речи. |
||
III. Формирование новых знаний | ||||||||
1.
2.
3.
4.
5. |
Создание проблемной ситуации.
Беседа.
Словарная работа, коллективная работа.
Поэтическая страничка.
Практическая работа. |
Ставит перед учениками проблему. Загадка: Много окон, одна дверь, Собирает всех друзей. Он на улице стоит На всех весело глядит. Открывает рисунок дома на плакате. Организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей ситуации в форме эвристической беседы: - Назови последний звук, который слышим в слове “дом”? - В доме живёт семья. Прислушайтесь, какой звук есть в середине слова? - Найди и назови одинаковый звук в словах: март, матрёшка, муравей, мышь. - С какими же звуками мы будем работать сегодня? - Почему их два? - В нашем звуковом домике поселятся два звука: [м], [м']. - Дайте характеристику звуку [м]. - Проверим: чем произносим звуки [м], [м']? - Отчего это зависит? - Какие буквы гласных дают команду: “Читай твёрдо!”? - Какие буквы гласных дают команду: “Читай мягко!”? - А сейчас мы отправимся в магазин. На новоселье звуки решили приготовить своим друзьям угощенье. Назовите продукты, в названии которых есть звуки [м], [м']). - Определи позицию звука! Покажи, какой звук твёрдый или мягкий - А какие бы вы цветы посадили около дома, чтобы в названии слышался звук [м]?
Слого-звуковой анализ слова “мак”. -У хозяев есть огород, на котором они будут выращивать овощи, в названии которых есть звук [м]. Как вы думаете, какие? - Разделите слова на слоги, определите позицию звука, твёрдый или мягкий? - Согласные звуки [м], [м'] на М, м (показываю символы букв). - На что похожа буква “М”?
- Выложите из счётных палочек букву “М”. |
Слушают, задумываются, отгадывают.
- Дом.
Ученики определяют тему урока.
[м].
[м']. [м]
Делают вывод: Сегодня мы будем работать со звуками [м], [м']. Первый звук – твёрдый согласный, а второй – мягкий согласный. Согласный, звонкий. Губами, произносится голосом – звонкий, может быть твёрдым или мягким. От команды гласных. А, о, у, ы.
И, е.
Мороженое, лимон, мармелад, мёд, смородина, малина, “Милки вэй”, батончик “Марс”, земляника…
Используют сигнальный “светофор” Мак, ромашка, маргаритки. Прикрепляют картинки цветов к клумбе, изображённой на плакате. Ученик выполняет у доски. Помидор, морковь. Дети делят на слоги слова, определяют позицию звука
Ученики выдвигают свои версии. *** Выступают заранее подготовленные ученики Взявшись за руки мы встали И на “М” похожи стали. *** Вот качели – буква “М”! Здесь качаться можно всем! (показывают предметную картинку качели). Ученики выкладывают букву “М”. |
|
различать на слух твёрдые и мягкие согласные; определять и произносить первый и последний звук в слове
-умение слова делить на слоги, определять позицию звука |
фонематический слух
зрительное восприятие, воображение
развитие мелкой моторики |
персональный
персональный |
|
IY. Речедвигательная физминутка Цель: повысить эффективность урока, восстановить работоспособность у детей.
Выполняют движения, согласно речёвке |
||||||||
6. | Чтение слогов и слов, дифференцированная работа | - Прочитайте слоги. Помни, что ориентиром в чтении слогослияния является гласная буква (слоги напечатаны на доске).
- Прочитайте слова, используя упражнение “Чтение за диктором”. |
Учащиеся читают слоги Ма ам мам Мо ом мом Му ум мум Мы ым мым Ми им мим Ме ем мем Чтение за диктором. В качестве диктора выступают сильные дети. Диктор ведёт за собой слабочитающих детей. мак сом мама мыло мал ком рама мина нам том Мила март вам ром море крем сам лом там мор |
Способствует артикуляции учащихся, помогает выработке слитного прочтения слов |
7.
8.
|
Практическая работа
Словарная работа |
- Раздели слова 3 и 4 столбика на слоги.
- Прочитай предложения и составь к ним схемы.
- Составьте слово по первым звукам каждого слова: мак, игла, рак (на доске предметные картинки). - Выделите первый звук, определи твёрдый или мягкий он? - Слово “мир” может иметь разные значения: Мир – вся земля; Мир – дружеские, хорошие отношения между кем-нибудь, отсутствие ссоры, вражды. - Составьте предложения с этим словом. - И наши звуки будут жить в мире и согласии в своём уютном домике. |
Ученики делят на слоги практически. У Милы мама пилот. Мама кормит Милу. Клава мыла руки с мылом. L L ? ?? . ?L ?L. L ? ?? ? .
Ученики составляют слово “мир”.
МИР Выделяют первый звук [м'].
Составляют предложения. Пусть будет мир на планете!.... |
|
умение узнавать графический образ букв,
формировать навык чтения сочетания букв, слогов, слов, предложений
умение выделять звук в слове, произносить первый звук в слове |
развитие фонематического слуха
развитие речи |
||
Y. Закрепление | ||||||||
1.
2.
3. |
Релаксация.
Самостоятельная работа
Самоконтроль по словесной инструкции. |
Учитель предлагает выполнить
упражнение “Ладошки”.
Учитель раздаёт каждому ученику карточку с заданием. Задание: -Найдите картинки, в названии которых звук [м] слышится в конце слова, закрась кружочки синим карандашом. -Найдите картинки, в названии которых звук [м] слышится в начале слова, закрась жёлтым карандашом. - А какая картинка осталась? Определи позицию звука [м]. Раскрась картинку цветными карандашами.
Если у вас синих кружков два, а жёлтых – три, значит задание выполнено верно. Эти цвета символизируют: зелёный – всё в порядке; жёлтый – надо поработать над ошибками. |
Дети выполняют движения с проговариванием текста, сидя за партами (5-6 раз). Ладошки вверх, Ладошки вниз, Ладошки на бочок И сжали в кулачок. Ученики выполняют задание в карточках. Ученики проверяют правильность выполнения задания. Если задания выполнены верно, рисуют зелёный кружок внизу, если частично – жёлтый. |
|
развитие слухового восприятия |
развитие мелкой моторики рук
анализ, графические навыки |
персональный контроль сигнальные карточки
персональный, фронтальный |
|
YI. Подведение итогов урока. Рефлексия. | ||||||||
1. | Итог урока. | Руководит подведением итогов урока
(знания, активность в работе). - С какими звуками мы познакомились? - Оцените свою работу на уроке. - Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите улыбающееся солнышко. -Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, покажи нахмурившееся солнышко. - Спасибо за урок. |
Ученики оценивают свою работу на уроке. Показывают пиктограммы солнышка. |
|
развитие адекватной самооценки |
рефлексия, обобщение |
персональный |