“Рыцарский турнир”
Именно под таким названием в Подпорожской школе искусств, прошёл открытый урок, завершивший изучение темы “Культура средневековья”. Это обобщающее занятие, проходившее в форме турнира знатоков художественной культуры, превратилось для старшеклассников в настоящий праздник, на котором царила атмосфера эмоционального подъема и творчества, витал дух игры-соревнования, где каждый из участников стремился максимально проявить все свои возможности, быть лучшим и в то же время не подвести команду.
В подготовке к турниру были задействованы не только учащиеся, но и родители, помогающие шить костюмы, готовить декорации, а также группа судей из числа преподавателей школы и администрации.
Цели и задачи урока:
- систематизировать ранее полученные знания по теме; установить уровень овладения учащимися теоретических знаний;
- воспитание умения применять усвоенные знания в новой ситуации;
- развитие внимания, мышления, памяти; умения анализировать и обобщать;
- развитие чувства стиля эпохи через художественное и музыкальное оформление, костюмы;
- развитие творческой и познавательной активности учащихся.
Эпиграф урока:
“В те давние, глухие времена
Нередко женщины предпочитали
Не в зеркала смотреться, а в щиты
И побеждать мужчин не взором нежным,
А острием разящего меча”.“Феодальные времена”.
Форма урока: турнир, соревнование интеллектов.
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Рассказ ведущего об одной из интереснейших страниц в истории средневековой Европы – эпохе рыцарства.
2. Объяснение слов эпиграфа.
Наш турнир особый. Во-первых, он будет состоять из нескольких конкурсов, в которых участники предстанут перед нами не только рыцарями, но и оруженосцами, герольдами, каменщиками, и даже Прекрасными Дамами. Во-вторых, в турнире будут принимать участие девочки. Могли ли женщины быть рыцарями? Конечно. Во время Первого крестового похода таких доблестных дам, воинственных дев-рыцарей, которые охотно принимали участие в битвах, было немало. Именно их так любили воспевать сочинители романов, награждая порой воительниц непроницаемыми доспехами, копьём, пробивающим любую броню, для того, чтобы показать невероятный факт частых побед представительниц слабого пола над мужской половиной рода человеческого.
3. Знакомство с порядком состязаний, представление судей поединка.
4. Открытие турнира:
Ведущий: Итак, мы начинаем наш турнир!
Звучит музыка. На сцене появляются участники поединка в рыцарских костюмах.
Ведущий: Прошу рыцарей пожать руки друг другу и пожелать удачи. Я надеюсь, что во время турнира все узнают для себя много нового и интересного. Всем желаю удачи и победы, но помните: победа приходит лишь к тем, кто к ней готов.
Участник-1:
Чтобы в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.
Участник-2:
За щитами не скрываться,
И ударов не бояться!
Участник-3:
Победить в турнире очень не легко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Участник-4:
Начнем же наше сраженье
По законам уваженья!
II. Основная часть.
Конкурс первый: “Разминка”.
Ведущий: Рыцари искусно бились в бою один на один, но не умели действовать сообща и понятия не имели о дисциплине. И все это потому, что они были профессионалами от рождения, они в военном деле были равны всякому из своего сословия, включая самого короля. Поэтому любой приказ воспринимался рыцарями как прямой урон своей чести. И если в Европе с этим еще как-то мирились, то когда рыцари отправились на Восток в XI веке, нужно было менять отношение к дисциплине. Именно тогда стали возникать духовно-рыцарские ордены, задачей которых стало сплачивание рыцарей для повышения их воинской дисциплины, причем одновременно начался процесс очередного совершенствования их доспехов, направленный на то, чтобы сделать столь ценных воинов-профессионалов “совершенно неуязвимыми”.
Самыми известными были орден Тамплиеров, орден Госпитальеров, Тевтонский орден. Но были и менее известные, например, орден Золотого Руна, орден Борзой собаки, даже был орден Дикобраза.
По условию конкурса участники должны представить название своего рыцарского ордена (домашняя заготовка).
Конкурс второй: “Кодекс рыцарской чести”.
Ведущий: В средние века рыцари считались высшим классом среди военных в Европе, они были аристократами на поле боя. Высокое положение рыцарей объяснялось тем, что в эту эпоху короли и правительства имели очень мало настоящей власти. Власть принадлежала лучшим бойцам. Они правили окружающими территориями и не чтили никаких законов, кроме своих собственных.
Так возникло понятие о рыцарской чести. Каждый рыцарский орден имел свои правила и нормы поведения, свои идеалы. Они и составляли кодекс чести, которого свято придерживались все члены ордена. Но существовали и правила, которые строго соблюдались применительно друг к другу. Например, никто не мог нападать на другого, без объявления войны. Рыцарь должен был обращаться со своим пленником как с почетным гостем, потому что в один прекрасный день любой рыцарь мог оказаться пленником другого.
По условию конкурса участникам необходимо зачитать кодекс своего рыцарского ордена (домашняя заготовка).
Конкурс третий: “Конкурс оруженосцев”.
Ведущий: Состоятельные воины-рыцари, отправляясь на войну или в дорогу, окружали себя множеством оруженосцев, а сами ехали налегке. Оруженосцы были, как правило, из знатных родов. Ими становились подростки в возрасте 14-15 лет. Оруженосцам приходилось не только возить оружие и доспехи своих господ, сопровождать их в сражениях и турнирах, но и выполнять самые разнообразные поручения как умелым и знающим слугам. Одновременно продолжалось и обучение юноши военному делу.
По условию конкурса участникам необходимо показать знание рыцарской атрибутики.
Задание. Каким рыцарским атрибутам соответствуют следующие символические значения?
- Справедливость – шлем.
- Правда – копье.
- Сила воли – палица.
- Рыцарское достоинство – шпоры.
- Олицетворение доблести предков – щит.
Конкурс четвёртый: “Конкурс герольдов”.
Ведущий: Распорядителями и судьями на турнирах были герольды. Это люди, которые знали все тонкости геральдики, отлично разбирались в гербах и создавали их для рыцарей. Само слово “герб” означает по-немецки “наследство”, поскольку заслуги, полученные отцом вместе с его землями и гербом, переходили к сыну.
И поскольку первоначально гербы изображались на щитах у рыцарей, то именно щит и определял форму герба. Накануне турнира рыцари, съезжавшиеся со всей округи, выставляли свои щиты. Герольды по гербам изучали историю каждого рыцаря и решали, достоин ли он принять участие в состязании. Герб имел девиз, который обычно писали на ленте или на ободке щита.
По условию конкурса участникам необходимо представить свой герб, зачитать девиз и объяснить символику (домашняя заготовка).
Конкурс пятый: “Конкурс каменщиков”.
Ведущий: Как известно, рыцари жили в замках. А что такое замок, как не своеобразное дополнение к его рыцарским доспехам. Только доспехи защищали его самого, а вот замки – его семью, богатство, да и окрестных, принадлежащих ему крестьян, так как именно в замке своего сеньора укрывались они от набегов врагов и соседей. В замке проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, здесь же выступали и бродячие актёры. Таким образом, средневековый замок – это и своеобразный центр культуры.
По условию конкурса участникам необходимо показать свои знания в области архитектуры.
Задание: блиц-опрос:
1. Вертикальный выступ стены, усиливающий её устойчивость и противодействующий распору сводов в готическом соборе. (Контрфорс).
2. Углублённое пространство над дверью или окном, имеющее вверху треугольное, полуциркульное, стрельчатое очертание, а внизу ограниченное горизонтальной линией. (Тимпан).
3. Используемое в западном средневековье перекрытие, имеющее вогнутую криволинейную поверхность. (Свод).
4. Главная башня в средневековом замке. (Донжон).
5. Остроугольные резные или ажурные фронтоны, венчающие окна и перспективные порталы готического собора. (Вимперги).
6. Связующая открытая полуарка. (Аркбутана).
7. Архитектурно обрамлённый вход в храм. (Портал).
8. Укрепляющие рёбра сводов. (Нервюры).
9. Окно округлой формы в готических постройках. (Роза).
10. Продольная часть христианского храма, обычно разделённая колоннадами или аркадами. (Неф).
11. Какой архитектурный стиль описывается в строках Льва Любимова?:
“Внешний облик храма и его внутреннее пространство точно соответствуют друг другу. Как снаружи, так и внутри – ясность членений массивных форм, суровая непроницаемость толстых стен, те же строгие соотношения вертикалей и горизонталей, то же нарастание ввысь каменной громады с её выступами и полуциркульными арками и одновременно та же нерушимо уверенная устойчивость её на земле, в которую, кажется нам, она пустила вечные корни…”. (Романский).
12. О каком архитектурном стиле написаны строки французского писателя Ги де Мопассана?:
“…Все вновь и вновь изумлялись поразительному сооружению. Над ними, в небе, высился причудливый хаос стрел, гранитных цветов, арок, перекинутых с башни на башню – неправдоподобных, огромных, – и лёгкое архитектурное кружево, как бы вышитое по лазури, из которого выступала, вырывалась, словно для взлёта, сказочная и жуткая свора водосточных желобов со звериными мордами…”. (Готический).
13. Какой известный собор запечатлён в стихотворении Осипа Мандельштама?:
“…есть собор,
Неконченый и всё-таки прекрасный,
И хоть один священник беспристрастный,
И в дивной целости стрельчатый бор.
Он потрясён чудовищным набатом,
И в грозный час, когда густеет мгла,
Немецкие поют колокола:
– Что сотворили вы над реймским братом?”. (Собор в Кёльне).
14. О каком известном памятнике написаны эти строки?:
“На пятистах кораблях привезли с горы Голгофы 150 тыс. бочек земли и ссыпали под фундамент будущего соборного ансамбля. Собор и баптистерий построены на каменистом пласте, а колокольня оказалась наполовину стоящей на оседающем грунте. Поверхность стен собора облицована белым и чёрным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колоннах. Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную башню…”. (Пизанский собор).
15. О каком известном соборе это стихотворение Осипа Мандельштама?:
“Но выдаёт себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес”. (Нотр-Дам).
Конкурс шестой: “Посвящение в рыцари”.
Ведущий: Главным событием каждого рыцаря являлась церемония посвящения после 21 года в рыцарское звание. На это торжество съезжались все окрестные феодалы. Утром перед обрядом рыцаря отводили в купальню в знак очищения и вступления в новую жизнь. Сама церемония проходила в замке, где в торжественной обстановке посвящаемому вручались доспехи, и набрасывался красный плащ, в знак того, что он готов проливать свою кровь. Будущий рыцарь становился на колени, произносил молитву и давал клятву чести перед священником.
По условию конкурса рыцарь пройдёт посвящение, если правильно ответит на вопросы.
Вопросы:
- Назовите три заповеди средневекового рыцаря. (Защита Христа и церкви, служение Прекрасной Даме, верность сеньору).
- Что такое орден? (монашеская или рыцарская организация с определённым уставом).
- Чем отличался рыцарь XI-XII вв. от воинов IX-X вв.? (Рыцарь был знаком с изысканным обхождением и этикетом, владел стихосложением и игрой на лютне).
- Освобождение какого города считалось священным делом рыцаря? (Иерусалима).
- Чей образ был идеалом рыцарской чести? (Образ Святого Георгия).
- В каком французском эпосе нашла отражение эпоха Каролингов? (В “Песне о Роланде”).
- Как называется общее понятие светскости, умения вести себя в обществе, изысканно ухаживать за своей Дамой? (Куртуазность).
- Кто был автором пяти рыцарских романов бретонского цикла? (Кретьен де Труа).
- Как назывались поэты-певцы, воспевавшие образ идеального рыцаря? (На юге Франции – трубадуры, на севере – труверы, в Германии – миннезингеры).
- Назовите произведения героического эпоса, отразившего рыцарские идеалы доблести и чести. (“Беовульф”, “Песнь о Нибелунгах”, “Песнь о Роланде”, “Старшая Эдда”).
Конкурс седьмой: “Конкурс Прекрасных Дам”.
Ведущий: Рыцарское отношение к женщине было воспето во многих песнях и сказаниях того времени. Отголоски далёкой эпохи дошли до нас в правилах современного этикета. А вообще рыцарская культура была красивой и возвышенной. Рыцарь, влюблённый в Даму, посвящал ей все свои победы в сражениях и турнирах, сочинял для неё стихи, песни и готов был убить каждого, кто не верит, что его Дама – самая Прекрасная.
Тема любви, подвига ради спасения возлюбленной – это самый распространённый сюжет литературы и искусства средневековья, где Прекрасная Дама заняла примерно такое же место, какое в религиозной поэзии отводилось Мадонне.
Звучит музыка. На сцене появляются Прекрасные Дамы в костюмах.
По условию конкурса участницам необходимо показать свои знания в литературе и в знании костюма.
Вопросы:
Как называлась песня о любви, соединяющая
различные стихотворные размеры? (Кансона).
III. Рефлексия (отражение, воспоминание своего проживания турнира, ведущее к анализу собственного психического состояния и интеллектуального уровня).
Ведущий: … Да, далеко от нас сегодня и сами рыцари и всё, что было связано с ними, но видите – живёт о них память, и тесной связи с ними мы так и не теряем. И пусть они, как и раньше, видятся нам такими, какими когда-то их описал автор “Песни о Роланде”:
…Стальные шпоры на ногах одеты,
Кольчуги белые легки, но крепки,
Забрала спущены у ясных шлемов,
На поясах мечи в златой отделке,
Щиты подвешены у них на шеях,
И копья острые у них в руке.
И пусть этот образ таким и останется, не правда ли?!..
IV. Подведение итогов турнира: объявляются ордена-победители, отмечаются лучшие участники, костюмы, оформление. Вручаются грамоты, звучат слова благодарности от членов жюри и зрителей турнира.
Список используемой литературы:
Блохина Л.В. Мировая художественная культура:
пособие для учителя. – Мн.: ООО “Юнипресс”, 2002.