Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительными мягким занком". 2-й класс. УМК "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: 

  • Познакомить с орфограммой “Разделительный мягкий знак”;
  • Соотнести орфограмму “мягкий знак- показатель мягкости” с орфограммой “Разделительный мягкий знак”;
  • Научить различать орфограммы между собой;
  • Развивать орфографическую зоркость.

I. Актуализация опорных знаний.

-Итак, урок русского языка. Несколько ребят будут работать по карточкам и определять тему урока. Вам даны две таблицы, одна с буквами, а другая со схемой. Проанализируйте схему, составьте ключевое слово, отражающее основную тему нашего урока.

full.gif (4056 bytes)

- А вы ,ребята, прочитайте слова на доске:

Вьюга

Горько

Шьет

Льет

-Какое слово лишнее, почему?

Д: слово “горько”, т.к ecть ь- показатель мягкости.

- Прочитали ли ребята тему урока? Это и есть наш главный вопрос урока, когда пишется разделительный мягкий знак. На него мы должны найти ответ.

- Какие нам нужно вспомнить знания, о чем повторить, чтобы успешно изучить данную тему'?

Вывод: Сегодня на уроке мы будем говорить о разделительном мягком знаке, тренироваться в правописании слов с ь- разделительным.

2 Минута чистописания.

- Какую же букву мы сегодня будем писать?

 А________ В Ж________ И Ы________ Э

Б З ?

(В двух первых примерах написано по три буквы, две вверху, одна внизу, нижняя находится между двумя верхними в алфавите)

ью ьё ьи

ье ья

- Обратите внимание на нижнее соединение (Повторить правила посадки при письме)

-Спишите слова, обозначив “опасные” места.( Перья, лить, соловьи, Илья)

- Цель нашей минутки чистописания: тренируемся в скорости письма, правильности соединений и развиваем руку.

- Как вы думаете, какие слова отнесём к теме нашего урока?

3. Постановка проблемы.

-Прочитайте на доске пару слов

Полю- полью

-Чем они отличаются?

(произношением, написанием, значением)

- Запишите сокращенный звуко- буквенный анализ слов. Полю [па л' у |- 4 б. 4 зв.

Полью | п а л' й ' у | - 56. 5 зв..

- Подчеркните место буквы ь

- Для чего она нужна в слове?

(разделяет согласный мягкий [ л' ] и | й' |- звуки)

Вывод: ь разделяет два согласных звука, один из которых Й спрятался в гласных буквах

Работа над темой урока.

Групповая paбoтa. Дети разделены на три группы и выполняют работу по степени трудности.

1 группа - формулирует правило.

Разделительный мягкий знак

пишется после_____________

Перед _____________ (какими?)

Приведите свои примеры слов с разделительным мягким знаком.

2 и 3 группа- делят слова для переноса.

- Вспомните, как переносятся эти слова, запишите.

По-лью, ко-лья, со-лью

- Проверим, как справились с заданием ребята.

(Проверка карточек, формулирование правила)

- Правы ли были наши ребята, проверим по учебнику.

- Кто уже сможет повторить правило? Обратите внимание, как выделяется данная орфограмма.

5.3акрепление материала.

- А сейчас проверим, как вы умеете разбираться в словах с разделительным мягким знаком, правильно их писать, доказывать свои ответы. Для этого выполним следующие задания:

1 группа - жёлтая карточка, с правильным ответом на обратной стороне.

Написать слова в два столбика, в один с ь-разделительным, а в другой с ь-показателем мягкости:

Счастье, пальто, чутьё, ненастье, угольки, вьюга, ночью, кольцо,

здоровье, серенький, картофельный.

2 группа- карточка зеленая, с коллективной последующей проверкой.

Замените предложение одним словом. Запишите его. Обозначьте орфограмму:

1 .Животное, наиболее близкое к человеку по

строению тела ________________

2. Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном

сиропе._____________.

3.Кондитерское изделие.______________.

3 группа- самостоятельная работа, стр. 118 упр. 201 - Списать, обозначить орфограмму.

Валеопауза.

Цель: Развиваем внимание, фантазию, отдыхаем.

  • написать глазами свое имя;
  • руками нарисовать одновременно домик, бабочку
  • придумать слова с разделительным мягким знаком .

7. Самостоятельная работа.

-стр 119. упр. 202

В это время группа ребят выполняет творческое задание, составляет рассказ из 3-4 предложений с данными словами:

Настоящий друг.

Вьюга, деревья, жильё, друзья, сбился, помог, найти.

Проверка: Зачитать 1-2 рассказа.

- Какой рассказ вам понравился, почему? (интересный, полный, нет повторов и т.д.)

- Какие слова на наше правило удалось включить в свой рассказ?

8. Итог

  • Какую тему изучали?
  • Когда же пишется разделительный мягкий знак?
  • Какое задание вам показалось самым сложным?

9. Домашнее задание по выбору.

  • Выберите себе задание и запишите в дневнике:
  • Придумать и записать 6 слов с разделительным мягким знаком, выделить орфограмму:
  • Выписать три предложения из книги для чтения со словами, где пишется разделительный ь знак.