Цель:
- Познакомить с орфограммой “Разделительный мягкий знак”;
- Соотнести орфограмму “мягкий знак- показатель мягкости” с орфограммой “Разделительный мягкий знак”;
- Научить различать орфограммы между собой;
- Развивать орфографическую зоркость.
I. Актуализация опорных знаний.
-Итак, урок русского языка. Несколько ребят будут работать по карточкам и определять тему урока. Вам даны две таблицы, одна с буквами, а другая со схемой. Проанализируйте схему, составьте ключевое слово, отражающее основную тему нашего урока.
- А вы ,ребята, прочитайте слова на доске:
Вьюга
Горько
Шьет
Льет
-Какое слово лишнее, почему?
Д: слово “горько”, т.к ecть ь- показатель мягкости.
- Прочитали ли ребята тему урока? Это и есть наш главный вопрос урока, когда пишется разделительный мягкий знак. На него мы должны найти ответ.
- Какие нам нужно вспомнить знания, о чем повторить, чтобы успешно изучить данную тему'?
Вывод: Сегодня на уроке мы будем говорить о разделительном мягком знаке, тренироваться в правописании слов с ь- разделительным.
2 Минута чистописания.
- Какую же букву мы сегодня будем писать?
А________ В Ж________ И Ы________ Э
Б З ?
(В двух первых примерах написано по три буквы, две вверху, одна внизу, нижняя находится между двумя верхними в алфавите)
ью ьё ьи
ье ья
- Обратите внимание на нижнее соединение (Повторить правила посадки при письме)
-Спишите слова, обозначив “опасные” места.( Перья, лить, соловьи, Илья)
- Цель нашей минутки чистописания: тренируемся в скорости письма, правильности соединений и развиваем руку.
- Как вы думаете, какие слова отнесём к теме нашего урока?
3. Постановка проблемы.
-Прочитайте на доске пару слов
Полю- полью
-Чем они отличаются?
(произношением, написанием, значением)
- Запишите сокращенный звуко- буквенный анализ слов. Полю [па л' у |- 4 б. 4 зв.
Полью | п а л' й ' у | - 56. 5 зв..
- Подчеркните место буквы ь
- Для чего она нужна в слове?
(разделяет согласный мягкий [ л' ] и | й' |- звуки)
Вывод: ь разделяет два согласных звука, один из которых Й спрятался в гласных буквах
Работа над темой урока.
Групповая paбoтa. Дети разделены на три группы и выполняют работу по степени трудности.
1 группа - формулирует правило.
Разделительный мягкий знак
пишется после_____________
Перед _____________ (какими?)
Приведите свои примеры слов с разделительным мягким знаком.
2 и 3 группа- делят слова для переноса.
- Вспомните, как переносятся эти слова, запишите.
По-лью, ко-лья, со-лью
- Проверим, как справились с заданием ребята.
(Проверка карточек, формулирование правила)
- Правы ли были наши ребята, проверим по учебнику.
- Кто уже сможет повторить правило? Обратите внимание, как выделяется данная орфограмма.
5.3акрепление материала.
- А сейчас проверим, как вы умеете разбираться в словах с разделительным мягким знаком, правильно их писать, доказывать свои ответы. Для этого выполним следующие задания:
1 группа - жёлтая карточка, с правильным ответом на обратной стороне.
Написать слова в два столбика, в один с ь-разделительным, а в другой с ь-показателем мягкости:
Счастье, пальто, чутьё, ненастье, угольки, вьюга, ночью, кольцо,
здоровье, серенький, картофельный.
2 группа- карточка зеленая, с коллективной последующей проверкой.
Замените предложение одним словом. Запишите его. Обозначьте орфограмму:
1 .Животное, наиболее близкое к человеку по
строению тела ________________
2. Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном
сиропе._____________.
3.Кондитерское изделие.______________.
3 группа- самостоятельная работа, стр. 118 упр. 201 - Списать, обозначить орфограмму.
Валеопауза.
Цель: Развиваем внимание, фантазию, отдыхаем.
- написать глазами свое имя;
- руками нарисовать одновременно домик, бабочку
- придумать слова с разделительным мягким знаком .
7. Самостоятельная работа.
-стр 119. упр. 202
В это время группа ребят выполняет творческое задание, составляет рассказ из 3-4 предложений с данными словами:
Настоящий друг.
Вьюга, деревья, жильё, друзья, сбился, помог, найти.
Проверка: Зачитать 1-2 рассказа.
- Какой рассказ вам понравился, почему? (интересный, полный, нет повторов и т.д.)
- Какие слова на наше правило удалось включить в свой рассказ?
8. Итог
- Какую тему изучали?
- Когда же пишется разделительный мягкий знак?
- Какое задание вам показалось самым сложным?
9. Домашнее задание по выбору.
- Выберите себе задание и запишите в дневнике:
- Придумать и записать 6 слов с разделительным мягким знаком, выделить орфограмму:
- Выписать три предложения из книги для чтения со словами, где пишется разделительный ь знак.