Проблема зеркального письма у учащихся 1-х классов

Разделы: Начальная школа


Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат :

  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу.
  • Недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза.
  • Недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму.

Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и раздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

Ещё одной предпосылкой для возникновения зеркального письма, на мой взгляд, является слишком быстрое обучение дошкольников и младших школьников письму печатных и письменных букв, что влечёт за собой не полное закрепление зрительного и графо-моторного образа букв (графем) с их фонемами.

Причина кроется в самом процессе письма. Этот процесс психологически и физиологически достаточно сложен для детей 6-7 лет, так как включает в себя зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложные механизмы координации и регуляции движений.

Необходимо сказать о том, что именно процесс обучения письму вызывает особые трудности при адоптации ребёнка к школе. Все мы знаем, что буквы русского алфавита, как печатные, так и прописные состоят из небольшого набора одних и тех же элементов. Эти элементы по-разному комбинируются между собой (по количеству, по расположению в пространстве) и образуют различные буквы. В процессе освоения навыка письма, ребёнок должен усвоить не только понятие о звуках и соответствующих им буквах, но научиться их слышать и различать, а также освоить различные начертания букв (уметь записывать печатные, письменные, прописные и строчные буквы).

Одной из задач логопеда при обследовании первоклассников в сентябре (с 1 по 15 сентября) является выявление зеркального письма, а также других предпосылок оптической дисграфии. Понятно, что эти предпосылки должны были быть устранены ещё до поступления ребёнка в школу. Однако, если школьный логопед сталкивается с данной проблемой, то необходимо уделить ей особое внимание, ведь письмо считается «базовым» навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение. Поэтому, если первоклассник вовремя не освоит процесс письма, он неизбежно будет отставать в учёбе (и не только по русскому языку).

Стоит отметить, что в последние 3-4 года в первый класс всё чаще стали приходить дети с проблемами зеркального письма. В связи с этим, возникла потребность в выделении таких детей в отдельную подгруппу для занятий по:

  1. развитию зрительно пространственных восприятий и представлений;
  2. развитию буквенного гнозиса.

Эти занятия направлены на:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного;
  • уточнение и расширение объёма зрительной памяти;
  • развитие пространственного восприятия и представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • формирование и расширение речевых обозначений оптико-пространственных отношений;
  • дифференциацию смешиваемых букв.

В первый раздел (№ 1 – 17) включены занятия на:

  • узнавание различных предметов в усложнённых условиях. (например: по контурам, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов, наложенных изображений);
  • закрепление (развитие) представлений о форме и величине предметов.
  • Здесь ведётся работа по сопоставлению предметов с различными геометрическими телами и узнаванию этих форм в окружающих ребёнка предметах; распределению предметов по величине; сравнение предметов (антонимы). В этом разделе необходимо уделить внимание работе над пространственными предлогами, при помощи которых выражается расположение предметов в пространстве и по отношению друг к другу.
  • развитие и закрепление пространственных ориентировок, включающих в себя два вида ориентировок тесно связанных между собой:
  • ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;
  • ориентировку в окружающем пространстве (в том числе и на листе бумаги).

Этой работе должно быть уделено особое внимание, так как именно несформированность у ребёнка умений ориентироваться в правой и левой сторонах пространства и собственного тела, является основной причиной возникновения зеркального письма.

Учитывая особенности развития ребёнка, следует вспомнить, что ребёнок учится различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие же пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела и, в первую очередь на выделение ведущей руки.

На определённой стадии развития, в результате постоянных действий правой (или левой) рукой в коре головного мозга ребёнка вырабатываются условные зрительно- двигательные связи, способствующие выделению правой (левой) руки, как ведущей. Дальнейшая дифференциация сторон тела формируется на основе умения выделять ведущую руку. У ребёнка «правши» различие левой руки происходит через правую руку (у «левши» - наоборот). Используя длительные ощущения своих рук, ребёнок начинает различать правые и левые части своего тела ( в 3-3,5 года). Примерно к 5-ти годам происходит развитие речевых пространственных дифференцировок.

Ориентировка детей в окружающем пространстве также формируется в определённой последовательности. Первоначально положение предметов (справа, слева) ребёнок определяет лишь в том случае, если предмет расположен сбоку (т.е. ближе к правой или левой руке). При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями глаз и рук вправо или влево, которые в дальнейшем затормаживаются и исчезают.

Позднее происходит различие правой и левой сторон предмета, который находится непосредственно перед ребёнком.

Труднее всего дети определяют правую и левую части тела, сидящего напротив человека, так как именно в этом случае необходимо мысленно представить себя в другом пространственном положении.

Во второй раздел (№18 – 31) входят занятия на:

  • определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв. Здесь дети учатся определять сходства и различия между графическими изображениями букв; зрительно разделять буквы на составляющие их элементы; узнавать недописанные, перечёркнутые, наложенные друг на друга изображения букв; показывать правильную букву среди пар букв, изображённых правильно и зеркально и.т.д.
  • для лучшего усвоения буквы, в занятия включены задания на ощупывание и узнавание рельефных букв; лепка букв из пластилина; вырезание; обведение контуров; срисовывание; письмо букв в воздухе. На каждом занятии проводится работа по закреплению зрительных образов букв (буквы сравнивается с каким либо предметом). Используются стихи и загадки о буквах.

В связи с возникшей необходимостью проведения занятий с детьми по устранению зеркального письма, предлагаю поурочное планирование занятий по развитию зрительно-пространственных представлений и развитию буквенного гнозиса. Данные занятия помогут учащимся первых классов (или дошкольникам подготовительных групп детского сада) создать в своём воображении устойчивые образы букв и избежать в дальнейшем ошибок на письме. Использовать планирование можно, как полностью так и частично. В каждом конкретном случае необходимо исходить из данных обследования конкретного ребёнка и работать над тем, что у него недостаточно сформировано. Занятия желательно проводить два раза в неделю.

Список используемой литературы:

  1. Безруких М. М, Ефимова С. П. «Знаете ли вы своего ребёнка?», М-Просвещение 1991 г.
  2. Безруких М. М. «Леворукий ребёнок в школе и дома», 2005 г.
  3. Лалаева Р. И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», С-Петербург из-во «Союз» - 003 г.
  4. Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М-Владос 1999 г.
  5. Мазанова Е. В. «Логопедия. Оптическая дисграфия» - тетрадь №5. Аквариум-2004 г.
  6. Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей», С-Петербург из-во «Союз» - 2004 г.
  7. Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», М., 1995 г.

Приложение 1 (Поурочное планирование занятий по развитию зрительно-пространственного анализа, синтеза и буквенного гнозиса у учащихся первых классов.)