Цели:
- готовить учащихся к восприятию предмета истории в старших классах;
- обучать младших школьников умению ориентироваться в исторической информации, расширять кругозор;
- формировать образное представление о России начала XVIII века;
- охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества;
- развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины;
- завершить создание моделей парусных судов, используя конструктор ЛЕГО;
- формировать у учащихся умение работать в группах;
- способствовать развитию у учащихся монологической речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
Садитесь.
Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Без взаимопонимания и поддержки нам будет очень трудно, так как мы с вами отправляемся в историческое путешествие.
Хотите отправиться в путешествие?
II. Определение темы урока. Разгадывание ребуса.
Ребята! Как только вы разгадаете ребус, то сразу узнаете тему сегодняшнего необычного урока. | 1 слайд. |
Итак, тема урока “Флот Петра I”. | 2 слайд Флот Петра I |
III. Работа по теме урока. Рассказы учащихся о вкладе Петра I в строительство русского флота.
Сейчас мы послушаем небольшие сообщения по данной теме, сделанные нашими ребятами.
Ботик Петра I. Яхта “Святой Пётр”, первый поход по Белому морю.
В 1688 году в селе Измайлово под Москвой Пётр I обнаружил бот “Святой Николай”, английской постройки 1640-х годов, который принадлежал его предку боярину Никите Ивановичу Романову. Достоинством этого ботика, который Пётр впоследствии назовёт “дедушкой русского флота”, состояло в том, что паруса на нём были устроены так, что позволяли плавать против ветра. На нём царь осваивал азы морского дела. | 3 слайд Ботик Петра I |
В 1688 году Пётр I совершил первое
плавание на ботике по Яузе и Просяному пруду под
Москвой. Не затерялся в “архивах” истории “дедушка” русского флота. После 150-летнего пребывания в Петербурге в 1872 году ботик посетил Москву, где экспонировался на Всероссийской политехнической выставке. А в наши дни древний ботик встречает посетителей Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. В 1693 году Пётр I под именем Петра Алексеева совершил первое плавание по Белому морю на яхте “Святой Пётр” и на корабле “Святое пророчество”. |
4 слайд Ботик Петра (рисунки) |
Второй поход по Белому морю. Корабли “Апостол Павел”, “Святой Пётр”.
В 1694 году Пётр совершил второй поход по Белому морю, в Архангельске спустил на воду строившийся корабль “Апостол Павел”, | 5 слайд. (Апостол Павел) |
на яхте “Святой Пётр” ходил к Соловецкому монастырю и попал в шторм. По возвращению в Архангельск Пётр занялся вооружением и снаряжением корабля “Апостол Павел”. | 6 слайд. (Святой Пётр) |
1695 год. Первый Азовский поход.
В 1695 году Пётр начал первый Азовский
поход. 30-тысячная армия не смогла взять город
Азов. Осада крепости и два штурма привели к
большим потерям и не принесли успеха. Отсутствие
у русских флота исключало полную блокаду Азова.
Турецкая крепость пополнялась людьми,
боеприпасами и провиантом с помощью
собственного флота. С потерями русские войска
отошли. Петру стало ясно, что без сильного флота Азовом не овладеть. Тогда-то, по инициативе царя, и было принято решение строить военные корабли. |
7 слайд. (Первый Азовский поход) |
2 апреля 1696 года – день рождения русского флота. Корабли “Принципиум”, “Апостол Павел”.
1699 год. Второй Азовский поход.
В 1695 году на верфи, основанной в селе Преображенском, сам Пётр готовил детали 22 галер и 4 брандеров; суда собрали и спустили на воду в Воронеже, где основали новые верфи. | 8 слайд. (Воронеж) |
2 апреля 1696 года считают днём рождения русского флота: на воду были спущены галеры “Принципиум”, “Святой Марк” и “Святой Матвей”. | 9 слайд. (День рождения флота) |
26 апреля спущен на воду многопушечный
галеас “Апостол Пётр”. Пётр I на галере “Принципиум” командовал авангардом гребной флотилии во время осады и взятия крепости Азов. |
10 слайд. (Апостол Пётр, Принципиум) |
29 июля 1696 успехом завершился второй Азовский поход Петра I. Московская рать, осадившая крепость с суши и при поддержке флота заставила капитулировать Азов. Успех был сколь неожиданным, столь и громадным, доказав, что молодой государь со своими верными соратниками способен не только на потехи, но и на подвиги. Эта победа окрылила Петра и внушила ему широкие планы по постройке большого флота и изгнанию турок из Европы. | 11 слайд. (Азовская баталия) |
5. Подписание турками договора о передаче России Азова.
Летом 1699 года Азовский флот вышел в море. Сам Пётр командовал кораблём “Отворённые врата” и плавал в эскадре адмирала Фёдора Алексеевича Головина из Таганрога в Керчь, сопровождая 46-пушечный корабль “Крепость”, на котором отправился в Константинополь (ныне Стамбул) русский посол Украинцев. | 12 слайд. (корабль Крепость) |
Неожиданное появление русских кораблей в Черном море, и салют “Крепости” вблизи дворца султана произвели сильное впечатление на Турцию. Был заключен мирный договор на 30 лет, прекращавший боевые действия и оставлявший Азов в составе России. | САЛЮТ |
6. 1702 год. Третий поход по Белому морю.
В 1702 году Пётр I совершил третий поход на Белое море. | 13 слайд. (Третий поход) |
Недалеко от Архангельска на Вавчуге царь спустил на воду 2 фрегата, “Святой Дух” и “Курьер”, и заложил фрегат “Святой Илия”. | 14 слайд. (Святой дух, Курьер) |
7. 1703 год. Абордаж шведских судов “Гедан” и “Астрильд”.
В мае 1703 года, командуя отрядом лодок с десантом гвардии, Пётр взял на абордаж стоявшие в устье Невы шведские суда “Гедан” и “Астрильд”, за что был награждён орденом Святого Андрея Первозванного. | 15 слайд. (Пленение шведских судов) |
8. 1703 год. Уход шведов из Невского устья. Строительство крепости Кроншлот.
В сентябре 1703 года в звании капитана Пётр I привёл в Санкт-Петербург корабль “Штандарт”. В октябре шведские суда ушли из Невского устья. | 16 слайд. (Фрегат Штандарт) |
Весной 1704 года примерно в версте от южного берега Финского залива на острове Котлин выросло первое русское фортификационное сооружение, т.е. укрепление – форт Кроншлот, положивший начало будущей морской крепости Кронштадт. | 17 слайд. (Кроншлот) |
9. 1720 год. Составление Морского устава.
В 1718 году вице-адмирал Пётр I командовал авангардом флота в плавании по Финскому заливу, а в 1719 году – и всем Балтийским флотом. | 18 слайд. (Флот Петра) |
Всё это время Пётр усердно трудился над составлением морского устава, просиживая за работой по 14 часов в сутки. | 19 слайд. (Морской устав) |
В 1723 году, с флагом на корабле “ Святая Екатерина”, он командовал авангардом Балтийского флота. | 20 слайд. (Святая Екатерина) |
10. Смерть императора.
В ноябре 1724 года, спасая близ Лахты людей с попавшего на мель бота, император сильно простудился. Болезнь оказалась смертельной. | 21 слайд. (Картина) |
Скончался первый российский император и один из первых адмиралов 28 января 1725 года в Санкт-Петербурге. Похоронен он в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. | 22 слайд. (Портрет Петра) |
IV. Работа в группах с использованием конструктора ЛЕГО. Завершение изготовления моделей кораблей.
А теперь, друзья, воздадим должное памяти Петра I и в его честь достроим наш флот. | 23 слайд. (Плакат) |
Работа детей с конструктором ЛЕГО.
Теперь представьте, что все ваши корабли мы запустим в воды Невы. | 24 слайд. (Бухта Петропавловской крепости) |
После завершения работы дети ставят модели кораблей перед экраном, на котором представлена иллюстрация “Вид на Петропавловскую крепость”.
V. Итог урока.
Итак, какой же вывод о деятельности Петра I по созданию российского флота можно сделать?
Понятно, что без труда многих и многих специалистов создать флот, способный побеждать исконных мореходов-шведов, было бы невозможно. Но столь же очевидно, что без энтузиазма молодого Петра Великого, полюбившего морское дело, а затем понявшего его важность для государства и заставившего приближённых также стать энтузиастами, свершить это великое дело в столь краткие для истории сроки не удалось бы.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?
- Как оцениваете свое участие в уроке?
- А есть ли среди вас те, кто не в полной мере удовлетворен своей работой? Почему?
Не отчаивайтесь, у вас будет возможность проявить себя на следующем уроке.
Спасибо за сотрудничество! Вы хорошо потрудились. И всегда помните, чтобы быть настоящим патриотом своей страны, надо каждому хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее. | 25 слайд. |