Цели урока:
- совершенствование навыка выразительного чтения;
- расширение словарного запаса детей;
- развитие речи;
- эффективное использование межпредметных связей для достижения глубины знаний;
- расширение кругозора;
- воспитание любви к животным и бережного отношения к животным;
- развитие творческих способностей.
Оборудование:
- выставка книг с авторскими и народными сказками о зайцах, набор пословиц о дружбе, выполненный на печатной основе;
- иллюстрации с изображением зайцев, аудиозапись песни “Если с другом вышел в путь”, видеофрагмент о зайце из фильма “Разнообразие животного мира”, конструктор LEGO, фигурки животных, собранных из конструктора LEGO, для инсценирования фрагмента сказки.
ХОД УРОКА
Начало
- Сейчас вы закроете глаза и представите себе как вы будете работать на уроке.
Всё, сумели мы собраться,
За работу будем браться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Работа над выразительностью
- Т.к. мы работаем над сказками, нам необходимо. выразительное чтение. Поэтому, начнём с разминки.
У вас на партах лежат листочки со стихотворением “На охоте”. Вам необходимо не только подготовиться к выразительному чтению, но и догадаться, какие слова пропущены.
На охоте.
Шёл охотник на охоту,
Увидал в кустах кого-то.
Он затвором щёлк, да…, (щёлк)
И на снимке вышел…. (волк)
- А у нас тоже есть свой волк, сделанный вашими руками из конструктора ЛЕГО. А так же ещё какие-то звери.
- Представьте, пожалуйста, их нашим гостям.
На парте перед доской выставлены фигурки лисы, медведя, волка, кролика, сделанные из ЛЕГО.
Проверка домашнего задания
- Найдите фрагмент в сказке, к которому могла бы относится эта сценка? (1 абзац)
(Учитель достаёт черепаху.)
- Вспомните и расскажите кратко, о чем договаривались братец Кролик со своим приятелем Черепахой?
(Идет инсценирование фрагмента с помощью фигурок из ЛЕГО.)
- А что можно сказать про оставшихся героев? Почему Братец
Кролик сумел их провести?
На доске написаны пословицы:
Всю хитрость не изучишь, а себя – измучишь.
- Выберите ту пословицу, которая наиболее подходит к нашей сказке, отражает её смысл. Почему ты так думаешь?
Сравнение бр. Кролика и зайца
- Как вы думаете, похож ли Кролик на своего собрата из русских народных сказок?
- Назовите сказки, где одним из героев является заяц.
- Вот вы сейчас и займетесь сравнением бр. Кролика и зайчика.
Откройте тетрадки на с.42 и 1 в. даёт характеристику бр. Кролику в № 2, а 2 в. - зайчику .
Проверяем.
- А в какой из прочитанных вами сказок заяц робкий, трусливый?
- А в какой – умный, находчивый и храбрый?
Обращаю внимание детей, что заяц герой не только русских народных сказок, но и авторских. А так же на выставку книг.
Постановка цели урока
- Но оказывается, заяц - герой не только русских народных сказок и сказок русских писателей, но и сказок других народов. Например, эстонского.
- Обратимся к нашему волшебному глобусу и отметим на нем теперь и Эстонию. Это маленькая страна находится на берегу Балтийского моря.
- Ребята, а кто из вас видел живого зайца? А где?
- Ещё раз посмотрите на него внимательно, может быть заметите что-нибудь необычное.
Просмотр видеофрагмента из документального фильма о зайце.
(Дети говорят, что у зайца губа рассечена.)
- А как вы думаете, почему?
- Ответить мы сможем, прочитав эстонскую сказку с таким же названием. А помогать мне будут ребята, которых я попроси ла дома подготовиться.
Работа с текстом
(Читает учитель с заранее подготовленными детьми.)
1.
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
- Получили ли мы ответ на наш вопрос?
Физминутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в сторону, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх.
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Сказка ждёт давно уж нас.
2.
- Все ли слова вам были понятны?
- Прочитайте про себя и подчеркните все непонятные вам слова.
- Какая это сказка: грустная или смешная?
- Значит с каким настроением ее надо читать?
3. Чтение вслух.
– Найдите и подчеркните слова в речи старшего зайца, которые говорят о трусости его собратьев.
- Сколько разных слов об одном и том же! Поэтому становится по-настоящему жалко зайцев.
- Что предложил этот заяц?
- Почему овцы побежали неизвестно куда?
- Найдите и прочитайте как описывается овечий испуг?
- Почему было много шума и крика вокруг?
- Над чем смеялись зайцы? Что они подумали?
- Почему они передумали топиться?
- Какими мы традиционно привыкли представлять себе зайцев?
- А какими они представлены в эстонской сказке?
- А почему они стали смелыми и сильными?
- Обратимся к нашим пословицам и выберите из оставшихся пословиц ту, которая выражает главную мысль сказки.
Домашнее задание
- Ответить на вопрос: чему учит сказка?
Итог урока
Сбор по рядам моделей зайца из ЛЕГО, составление рассказа о своём герое.