Цель урока: Направить рассуждения детей на обсуждение того, что
мир Природы загадочен, что в нем внимательному глазу
открываются настоящие чудеса (на материале хокку Исса,
живописи Ван – Гога и повести Даррела).
Продолжить работу с жанром повести, развивать умение
ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и переска-
зывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о
чертах характера главного героя и подтверждать свои выво-
ды цитатами из текста.
Развивать связную речь, мышление, наблюдательность.Учить
передавать свои мысли в слове. Учить сочуствию к Природе.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к окружа-
ющему миру.
Оборудование: учебник литературного чтения 3 класс, видеозапись,
выставка книг Джеральда Даррелла, материал для работы
по группам, картинки, карта, толковый словарь, приложение.
Ход урока
I.Организационный момент
-Добрый день уважаемые гости, дорогие ребята!
Снова пришел долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир Природы.
II.Сообщение темы и цели урока.
- Откройте учебники с.111
Хочу поздравить вас, друзья
Пред нами – новая глава!
Мир просит нас, вернее тебя лишь одного
- Давайте прочитаем хором: Открой меня заново!
-Как думаете, чем будем заниматься на уроке? (ответы ребят)
-Правильно думаете. У нас с вами новая глава и новая тема, которая позволит взглянуть на прекрасный мир Природы глазами поэта, художника и писателя.
III.Актуализация знаний.
-Посмотрите внимательно на картинку. Узнали кого-нибудь из персонажей?
-Карик и Валя, Шалтай- Болтай,
Алиса.
-Какой- то мальчик с лупой
(главное место на картинке).
-Это – главный герой этой главы, с которым нам еще предстоит познакомиться.
-А как так могло получиться, что про Карика и Валю мы читали в
предыдущей главе, а они на картинке, посвященной следующей главе?
-Может будет продолжение”Необык-
новенных приключений Карика и
Вали”?
-Пролистайте внимательно главу и выясните так ли это.
-Нет никакого продолжения.
-Почему же Карик и Валя здесь изображены?
-Глава, как и предыдущая, посвящена
чудесам Природы, поэтому приключе-
ния Карика и Вали могли быть помеще-
ны в этой главе.
IV.Работа по теме урока
1.Эпиграф с.112
Муравьиная тропа,
Ты откуда к нам идешь?
Из-за облачной гряды?
Исса
- Что означает вопрос, который задает поэт? (ответы ребят)
-Что хочет сказать поэт этим преувеличением?
(картинка с изображением муравья) - Маленькое насекомое,
всегда трудится.
-А, может быть, это не столько преувеличение, сколько восхищение
необыкновенными возможностями Природы?
-Ведь крошечный муравей, который находится все время в движении, действительно проходит огромные расстояния и непостижимым для человека образом находит свой муравейник.
2.Работа со словарем- гряда
3.Работа с картиной.
–Ребята, вы любите праздники? -Да!
- Давайте сразу начнем с праздника. Возьмем и сбежим с урока
в “Картинную галерею”!
-Кстати, а вы любите туда ходить? Это очень легко проверить.
-Какие картины (а может быть рисунки или изображения на папирусе, или страницы рукописной книги) вам понравились и запомнились?
-Нет-нет! Стойте за дверью музея и рассказывайте по памяти!
(ответы ребят)
- Теперь можем войти. Пройдем сразу в тот зал, где находится
картина Винсента Ван - Гога “Дорога с кипарисами и звездой”.
(На доске)
Винсент Ван – Гог (1853 – 1890)
Голландский художник – автор пейзажей, портретов, многочисленных рисунков, гравюр.
Родился 30 марта 1853 года. Родители были так рады сыну, что нарекли его Винсентом –что означает Победитель. Отец и мать хотели, чтобы их сын шел по жизни радостно, свободно, не встречая серьезных преград. Но жизнь Ван – Гога была лишена простого человеческого счастья, и получал художник одни лишь удары, постоянно с кем-то боролся, прежде всего-с самим собой.
Российский художник Игорь Грабарь писал о нем:
“Только одному Ван Гогу природа ответила взаимностью”.
-Давайте убедимся в этом. Рассмотрите картину.
-Правда необыкновенная?
-Вам встречалась когда-нибудь такая манера письма?
-Как вы назовете такой мазок, такое движение кисти?
-А почему художник так пишет?
-Художник пишет “такими
черточками”.
-Рассмотрите небо. Небо – синее?
Немножко синее, немножко не
синее.
-Так эти черточки, которыми художник пишет небо, одного цвета или разноцветные?
- Разноцветные.
-Почему же они разноцветные? Разве ночное небо разноцветное?
-Сияние, мерцание звезды и
луны делает небо сложным по
цвету и загадочным.
-Так почему же художник пишет небо не гладко, а прерывисты-
ми разноцветными черточками?
-Передает пульсирующее мер-
цание звезд.
-Рассмотрите дерево (кипарис)
-В каком климате растут кипарисы?
-Кипарисы растут на юге.
-В данном случае это юг Франции.
-На что похож этот кипарис?
-На костер, другие деревья, за
домиком – на языки пламени.
-Почему художник так изображает деревья?
-Они словно живые, рвущиеся к
небу.
-А такая манера письма, такой мазок - помогает создать такое впечатление энергии, жизненных сил деревьев?
-Да.
-Что это за “золото” вдоль дороги?
-Это поле пшеницы.
-А что напоминает вам сама дорога?
-Реку, воду.
-А чем напоминает?
-Рябь на реке, как будто вода
движется.
-Так какое же впечатление в целом оставляют небо, кипарисы,
дорога, звезды – на картине Ван-Гога?
-Все движется.
Вывод: С помощью такого необычного прерывистого мазка-
разноцветными черточками – художник говорит нам о том, что Природа живая, что она дышит, пульсирует, движется.
-Ребята, а вам нравится музыка?
-Винсент Ван -Гог сказал “Если бы я осмелился дать себе волю…начал бы цветом создавать подобие музыки”.
-Получился бы у художника его замысел?
-Да.
- Я предлагаю вам взглянуть на репродукции других картин художника и убедиться в правильности вашего ответа.
-Ван- Гог так напряженно всматривался в окружающий мир, словно шагнул из мрака на свет. Его полотна буквально пылают от кричащего цвета.
4.Физминутка
5.Работа с отрывком из повести Джеральда Даррелла
“Моя семья и другие звери”.
“Землянично – розовый дом”
-Сегодня вас ждет встреча с известным английским писателем-зоологом, посвятившим свою жизнь охране редких видов животных, удивительным человеком, обладающим тонким юмором, любящим природу – Джеральдом Дарреллом.-Джеральд и Ли Дарреллы побывали и в нашей стране. Пробыли здесь довольно долгое время, побывали в таких уголках заповедной природы, куда мы с вами можем попасть только благодаря передачам “Клуб путешественников” или “В мире животных”.
Впрочем, Дарреллам не разрешили снимать на Дальнем Востоке и…в Москве, на Птичьем рынке. Показываю книгу.
Птичий рынок привел Дарреллов в неописуемый восторг- Ли порывалась скупить всех котят, даже самых тощих , а Джерри уделил много внимания общению с нутриями.
Выставка книг.
-Все книги Даррелла пользуются большой популярностью. Но,
пожалуй, ни в одной из них не проявился так ярко писательский талант автора, как в автобиографической трилогии о детских годах, проведенных им с семьей на маленьком греческом острове Корфу. Именно здесь в мальчике проявилось подлинное призвание натуралиста, здесь выросло и укрепилось его заветное желание посвятить себя изучению и защите животных.
-В то время, когда они жили на острове, все еще были молоды: Ларри, самому старшему, исполнилось 23 года, Лесли-19, Марго-18, а Джерри было всего 10 лет.
-А сейчас я предлагаю вам отгадать, кто будет героем следующего произведения.
6.Работа по группам.
I группа- текст;
II группа – мозаика;
III – группа – кроссворд.
Ответ ребят – ч е р е п а х а
-Давайте убедимся Видео.
-Вашему вниманию предлагается отрывок из повести “Моя семья и другие звери” на 115 странице.
-(на доске Ахилесс-сын Пелея и Фетиды, прекраснейший из героев Эллады)
7.Чтение детьми (с.115-118)-6 чел.
8.Проверка восприятия.
Обсуждение по вопросам с. 118
- Подходит ли черепашке имя Ахиллес?
-Вспомните, кто такой Ахиллес и подумайте, есть ли в этой черепашке что-то героическое?
(ответы детей- доказывают, зачитывают)
-Может быть, это упорство, с которым Ахиллес штурмовал животы загорающих в саду членов семьи? Или то, как он, обороняясь, хватал Роджера за нос?
- Можешь подтвердить, что Ахиллес, несмотря на неприятности, которые он доставлял, был всеобщим любимцем?
(ответы детей, обосновать, обращаясь к тексту)
Н:”мы по очереди протягивали ему листья салата, одуванчика или кисточку винограда”.
Но главное – это поведение всех членов семьи Джерри (его мамы,
его старшего брата Лесли, его сестренки Марго), когда Ахиллес
потерялся “все рыскали по оливковым рощам и кричали:” Ахиллес…земляника, Ахиллес…Ахиллес…земляника…”. Пусть от-
метят (как именно каждый член семьи проявлял любовь к чере-
пашке).
- Какие эпизоды этой главы кажутся тебе наиболее смешными?
Подумай, какие именно слова и выражения создают комический
эффект?
(как Ахиллес ест виноград, заливаясь соком, а Роджер рядом исходит слюной; как Ахиллес ест землянику, как он изводит членов семьи, пробуя залезть каждому из них на живот).
- Можно ли назвать Джерри тонким наблюдателем животного мира? Если “да”, -подтвердите примерами из текста.
-Тонкого наблюдателя обычно отличает то, что он подмечает все
подробности поведения живого существа, за которым он наблю-
дает, а также может рассказать об этом так, чтобы люди это смогли представить. Именно таков автобиографический герой этой повести, отрывок из которой есть в учебнике.
Н: разнообразное поведение черепашки в нескольких случаях, например при виде земляники(и как он двигается, и как смотрит, и как держит голову, как зажимает ягоду во рту и т.д.) во время поедания винограда; в поисках загорающих членов семьи в саду.
- Какие особенности семьи Джерри Даррелла стали явными в связи со смертью черепашки?
-Стало понятно, что все родственники Джерри очень любят животных, стало ясно, что это очень дружная семья.
Вывод: Непременным качеством исследователя является любовь
к природе и чувство восторга перед ней, осторожность в
обращении, стремление защитить этот мир.
Художественный язык повести:
Автор обладает уникальным сочетанием наблюдательности ученого и наблюдательности художника(или писателя)
Талантливость перевода.
8. Итог
-Я знаю, что вы активные читатели и думаю, вас заинтересовала
повесть Даррелла “Моя семья и другие звери”.
-В мире много превосходных натуралистов, встречаются среди
них и хорошие писатели, но пока очень мало людей со столь обостренным чувством личной ответственности за судьбы животного мира нашей планеты, как Даррелл. В 1958 году на острове Джерси, что в проливе Ла- Манш, он создал небольшой зоопарк, поставив перед собой единственную цель: спасти от полного уничтожения редкие и редчайшие виды животных. Ныне Джерсийский зоопарк известен всему миру.