Цель урока: учащиеся должны
- знать/понимать смысл понятия «электрический заряд»;
- уметь описывать взаимодействие электрических зарядов.
Ход урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Вы уже многое знаете и умеете, но сегодня предстоит совершить ещё одно открытие. Для этого выберите себе экспериментаторов, которые будут делать опыты, художников, которые смогут эти опыты или их результаты изобразить, теоретиков, которые будут формулировать выводы, и, я думаю, многие из вас театралы и смогут артистично показать наше открытие.
(Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека и распределяют обязанности)
Сегодня на уроке у меня есть помощник. Это палочка. На вид вроде обыкновенная, из эбонита. Я попытаюсь при помощи неё совершить чудо. Попробую что-нибудь достать из этой красивой коробочки. (Опускает палочку в коробочку и показывает ученикам)
Не получается. Что же делать?
Ученики. Сказать заклинание.
Учитель. Попробую. Абра-кодабра, бум. Опять не получается… А вспомните, что делал Алладин, когда доставал из лампы джина?
Ученики. Натирал лампу.
Учитель. Попробую и я натереть свою палочку (Натирает палочку о мех и опускает в коробочку. Показывает учащимся, что к палочке «прилипли» лёгкие пушинки и кусочки бумаги.) Получилось. А палочка – то, оказывается, волшебная.
У вас на столах, ребята, есть палочки… Проверьте, они тоже волшебные.
Ученики. (Натирают палочки). Да, к палочкам прилипают лёгкие предметы после их натирания.
Учитель. А лоскутки ткани, меха, шерсти, о которые вы натирали палочки, обладают таким свойством?
Ученики. Да, к ним тоже прилипают такие предметы.
Учитель. Какой вывод можно сделать из этих опытов?
Ученики. После натирания оба тела приобрели способность притягивать к себе лёгкиепредметы.
Учитель. В VI веке до н. э. греческий философ Фалес Милетский обнаружил, что янтарь, потёртый о мех, приобретает свойство притягивать пушинки, соломинки.
Легенда гласит, что дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Уронив его однажды в воду, стала обтирать его шерстяным хитоном и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок. Девушка рассказала об этом явлении отцу, тот не замедлил провести эксперимент с различными изделиями из янтаря и обнаружил, что все они после натирания вели себя одинаково.
«Янтарь» по-гречески «электрон». А это «чудо», которое мы с вами наблюдали, тоже имеет название – «электризация». Или по- другому можно сказать, что телу сообщён «электрический заряд».
А теперь кто догадается, какая тема нашего урока?
Ученики. «Электризация.»
Учитель. Правильно «Электризация тел». (Записывает тему на доске.) И чтобы познать её, мы должны понять следующие слова (вывешивает таблички) «электрический заряд» и «взаимодействие зарядов».
В своих опытах вы увидели, что при трении электризуются оба тела. Как вы думаете, одинаковыми ли свойствами обладают наэлектризованные тела? Ваши гипотезы.
Ученики. Наверное, одинаковыми. Они же все одинаково притягивали лёгкие пушинки.
Учитель. А как гипотезу проверить?
Ученики. Надо провести опыты. А какие?
Учитель. Проверьте, как взаимодействуют после электризации тела из одного вещества и из разных веществ.
Положите на полоску из бумаги полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? А теперь то же сделайте с двумя полиэтиленовыми полосками.
Ученики. Результаты опытов различные. В первом случае наблюдается притяжение полосок, а во втором отталкивание. Можно предположить, что на телах из одного вещества образуются заряды одного вида, а на телах из разных веществ – разного.
Учитель. Проверьте это, электризуя палочки. При этом эбонитовые палочки натирайте мехом, а стеклянные – шёлком или бумагой.
Ученики. (Делают опыты, потом выводы). У эбонитовой палочки заряд, появившийся при электризации, иного рода, чем у стеклянной, потёртой о шёлк.
Учитель. Вы правы. В природе существует два рода зарядов. Вы сейчас повторили опыты, которые в 1730 г делал французский физик Шарль Дюфе. Он впервые заметил, что натёртые шёлком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, а к эбонитовой палочке притягиваются.
А американский физик Бенжамин Франклин в 1778 г. изменил понятие «стеклянное» электричество на положительное, а «смоляное» (эбонитовое) назвал отрицательным электричеством.
Одни тела электризуются, так же как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая, палочка - отрицательно. Итак, в природе существуют положительные заряды (вывешивает на доску табличку «положительные заряды») и обозначаются они знаком (рядом с табличкой вывешивает большой знак «+») плюс и отрицательные заряды (прикрепляет новую табличку) и обозначаются они знаком (вывешивает знак «-») минус.
Если к наэлектризованной эбонитовой палочке будем подносить наэлектризованные тела из различных веществ, то мы увидим, что одни из них будут притягиваться к палочке, а другие отталкиваться. Тела, которые отталкиваются, будут иметь заряд такого же рода, что и на палочке, т. е. отрицательный, а которые притягиваются – заряд другого рода, т. е. положительный.
Сегодня мы с вами установили, что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака (их ещё называют одноимённые), взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака (их называют разноимённые), взаимно притягиваются.
Как вы думаете, можно наэлектризовать тела без трения друг о друга?
Ученики. (Высказывают свои предположения).
Учитель. А как вы можете проверить, тела наэлектризованы или нет?
Ученики. Если тела наэлектризованы, то они будут взаимодействовать, т. е. либо притягиваться, либо отталкиваться друг от друга.
Учитель. Задание первой группе. К двум висящим на шёлковых нитях алюминиевым гильзам прикоснитесь наэлектризованной палочкой из эбонита и пронаблюдайте результат. Задание второй группе. К одной гильзе прикоснитесь наэлектризованной стеклянной палочкой, а к другой – наэлектризованной эбонитовой палочкой.
Ученики. (Делают опыты, затем выводы). Телу можно передать заряд, т. е.наэлектризовать его, прикоснувшись уже наэлектризованным телом.
Учитель. А теперь давайте посмотрим, что приготовили наши художники.
Ученики. (Вывешивают на доске картинки, склеенные из заготовок цветной бумаги. На картинках весёлые человечки со знаками «+» и «-».) Здесь «плюс» держит за руку «минус», потому что одноимённые заряды притягиваются, а на этих картинках «плюс» не взял за руку «плюс», а «минус» не взял за руку «минус», потому что разноимённые заряды отталкиваются.
Учитель. Молодцы художники. Интересные получились картинки. Вы, наверное, ребята, устали и хотите немножко «размяться». Я думаю, что все вы в душе театралы, каждый хотя бы раз в жизни что-то или кого-то изображал. Пусть наши девочки сыграют роль положительных зарядов, а мальчики – роль отрицательных зарядов. Приглашаю всех потанцевать. (Звучит музыка. Ученики встают и танцуют 30 секунд.)
Что вы хотели показать в своём танце? Почему Лена и Саша танцевали, взявшись за руки? А почему вы, Катя и Света, не взялись за руки?
Ученики. Потому, что одноимённые заряды отталкиваются, а разноимённые притягиваются.
Учитель. А теперь давайте подумаем, где явление электризации мы встречаем в жизни?
Ученики. (Приводят примеры). У меня юбка «прилипает» к колготкам. Волосы поднимаются при расчёсывании пластмассовой расчёской. Свитер «трещит», когда его снимаешь. А мой папа перевозит в автоцистерне горючие жидкости. Он мне объяснял, что цепь к корпусу автомашины прикрепляют, чтобы избежать возникновения искр и пожара от электризации.
Учитель. А теперь давайте поиграем. Я задам вопросы, а вы молча будете отвечать поднятием рук. Напоминаю, девочки играют роль положительных, а мальчики – отрицательных зарядов. Внимание. Вопрос. Как заряжена палочка? (Показывает стеклянную палочку). А почему девочки не поднимают руки?
Ученики. Палочка не наэлектризована, значит, на ней нет зарядов.
Учитель. (Шёлком проводит по палочке). А сейчас?
Ученики. (Девочки подняли руки).
Учитель. А как заряжена эта палочка (показывает эбонитовую палочку.) Почему никто не поднимает руки (трёт палочку мехом). А сейчас? (Мальчики поднимают руки).
Теперь все поднимите руки вверх, если вы хотите сказать, что заряженные тела отталкиваются, и разведите в стороны, прикоснувшись ладонями к ладоням соседа, если хотите сказать, что заряженные тела притягиваются.
Ответьте, что будет, если один из электрических султанов (показывает на приборы, стоящие на демонстрационном столе) зарядить положительным зарядом, а второй – отрицательным. (Ученики поднимают руки).
Опустите руки. Хотите увидеть правильный ответ? (Заряжает султаны от электрофорной машины).
Да, вы ответили правильно. Султаны притягиваются, т. к. заряды на них разноимённые.
Итак, мы снова уходим с урока, совершив ещё одно открытие, прибавив ещё немножко к нашему знанию. Но чтобы всё знание осталось с вами, необходимо поработать и дома.
Давайте запишем домашнее задание: параграфы 25 и26.
Спасибо за урок! До свидания.