Обобщающий урок по теме "География населения мира", 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний

Цели и задачи урока:

1. Обучающие

  • закрепить и обобщить теоретические знания по разделу “Население мира”, пользуясь интерактивными средствами обучения, схемами, таблицами, картами, дополнительной литературой.

2. Технические

  • отработать навыки обучающихся работать с различными географическими картами, в том числе сопоставляя их, и с другими источниками географической информации

3. Развивающие

  • развивать память, умение систематизировать изученный материал;
  • сформировать практические умения, работая с картой для получения необходимой географической информации;
  • учиться делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • развивать чувство ответственности.
  • умение систематизировать изученный материал;

4. Воспитательные

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • оценивать уровень своих знаний;
  • развивать интерес к изучаемому предмету;
  • быть неравнодушными к проблемам Родного края.

Место урока в теме: Обобщающий урок

Методы и формы, применяемые на уроке

Метод опроса:

  • Индивидуальный
  • Фронтальный (с подробным изложение материала)
  • Словесный (беседа)
  • Словарный
  • Нетрадиционный (информация и дополнительный материал)
  • Самостоятельная работа

Методы наглядности:

1. Наглядные методы

    • учебник
    • схемы
    • таблицы
    • наглядные пособия
    • слайды

2. Практические методы:

    • работа с карточками-заданиями
    • тестовые задания
    • работа с картой

3. Проблемно-поисковый

    • самостоятельная работа учащихся
    • познавательный

4. Метод поощрения

    • оценки учащимся

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, доска, схемы, карты, карточки-задания, таблицы, плакаты, демонстрационный материал, подготовленный в форме презентации (Приложение2)

Литература:

  1. В.П. Максаковский “Экономическая и социальная география мира” Учебник для 10 класса общеобразовательных школ М. “Просвещение” 2001 год
  2. Экономическая и социальная география мира. 10 класс Ч.1 Общая характеристика мира; Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского / Авт.-сост. О.И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель 2003.
  3. В.И. Сиротин, И.В. Сиротин “Школьная география в вопросах и ответах. 6–10 классы”: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ. 2000.
  4. География 6-10 класс Библиотека электронных наглядных пособий М.: 2003.
  5. Экономическая и социальная география мира. 10 класс Мультимедиа-курс на основе учебника В.П. Максаковского. Образовательная коллекция “1 С” 2005.
  6. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия М.2003 www. KM. ru
  7. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы “География” М. Дрофа 2004

Структура урока:

Этапы Ход урока Виды деятельности
I Организационный Беседа учителя
II Постановка темы и цели урока Беседа учителя
III Обобщение и закрепление пройденного материала Работа учащихся и учителя
IV Заключение Беседа учителя
V. Подведение итогов, выставление оценок в дневник Учитель

Домашнее задание: повторить раздел “Население мира” устно. Задание 12, 14 п.1 письменно стр.78.

Ход урока

Сегодня у нас урок повторения и обобщения знаний по теме “География населения мира”.

Цель нашего урока:

  • закрепить основные теоретические знания,
  • проверить уровень знаний основных терминов, понятий и определений по теме,
  • показать практические знания по карте,
  • проанализировать таблицы, схемы, графики.

I. Работа с карточками-заданиями (3 ученика). Приложение1

II. Географическая разминка (индивидуальная работа)

  1. Депопуляция
  2. Младенческая смертность
  3. Демографический переход
  4. Урбанизация
  5. Трудовые ресурсы
  6. Мегалополис
  7. Демографическая политика
  8. Демографическая ситуация
  9. Экономически активное население
  10. Субурбанизация
  11. Демография

III. География населения стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, поэтому ее изучению уделяется повышенное внимание. (Слайд 2)

Знаете ли Вы? (Учитель)

Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек.

Соответственно каждую секунду появляются 3 человека

Каждую минуту примерно 175 человек

Каждые сутки 250 тысяч человек

Каждый месяц население такой страны как Австралия или Тунис

По подсчетам статистов демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд. человек. (Слайд 3, 4, 5)

IV. Необходимо найти на карте и сопоставить с табличками численность населения той или иной страны. (Работают 2 ученика) (Слайд 7)

V. Учитель задает вопрос классу. Каков количественный состав населения в мире и как он изменялся.

Ответ: на протяжении всей истории человечества, рост численности населения был невелик, но в последние два столетия прирост населения резко увеличился, наибольшие темпы роста населения пришлись на 60–80 года 20 века, когда число жителей планеты выросло более чем в полтора раза. Такой резкий скачек численности населении получил название “демографический взрыв” В настоящее время численности населения мира составляет более 6 млрд. человек. Ежегодно численность населения мира увеличивается на 90 млн. человек, причем 90% приходится на развивающиеся страны Африки Азии и Латинской Америки

VI. Дома Вы должны были подготовить информацию о прогнозе численности населения мира на будущее.

Ответ: По прогнозам ООН численность населения Земли возрастет в 2 раза и достигнет более 10 млрд. человек. Население Индии превзойдет численность населения Китая, т.к. прирост населения в Индии составляет на 1 тысячу жителей 32 человека, а в Китае на 1 тысячу жителей 20 человек. К 2050 году население Индии возрастет и составит 1 млрд. 591 млн. человек. Население Китая до 1 млрд. 554 млн. человек на 3 место переместится Нигерия, на 4 место Пакистан, на 5 месте могут остаться США.

VII. Что мы понимает под воспроизводством? (Слайд 8)

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

VIII. Из курса географии Вы знаете 4 процесса естественного движения, показатели воспроизводства, Вам необходимо написать на доске эти показатели и вывести формулу естественного прироста и естественной убыли населения.

IX. Какие вы знаете типы воспроизводства? (Слайды 9-12)

Ответ:

1. Архетип – на первом этапе развития человечества. Экономическая база – присваивающее хозяйство (собирательство, охота, рыболовство). Какие показатели воспроизводства характерны для этого типа? – Число родившихся приблизительно равно числу умерших. От чего зависит увеличение рождаемости? – От освоения территории.

2. Традиционный тип. Экономическая база производящее хозяйство, развитие сельского хозяйства. Какие показатели характерны для этого типа? – Высокая рождаемость и высокая смертность. Продолжительность жизни 25 – 35 лет. Люди жили по традиции.

3. Современный тип – регулирование числа детей в каждой семье

X. Знаете ли Вы? (учитель)

Традиции многодетности существовали в России до начала 20 века.

Знаменитый врач А.И. Пирогов был 13 ребенком в семье

Великий химик Д.И. Менделеев был 17 ребенком

У Льва Толстого было 13 детей

Самой многодетной матерью была жена Федора Васильева крестьянина из Шуйского уезда и эта героическая женщина произвела на свет 69 детей – 16 пар близнецов, 7 троен, и 4 раза по 4 близнеца в младенчестве умерло всего 2 ребенка

XI. Чтобы наглядно понять показатели воспроизводства населения рассмотрим их на примере своего района. Рассмотрим показатели воспроизводства, которые приведены на доске и приведем пример по Талдомскому району. (Слайд 13)

Назовите год самой низкой рождаемости (1999 год 315 человек).

Какие факторы повлияли на низкую рождаемость?

  • Экономические факторы (дефолт (англ. default), невыполнение каких-либо требований, установленных законом)
  • Невыплата з/платы
  • Упал социально-экономический уровень в каждой семье

Смертность составляла 988 человек. Вычислите во сколько раз смертность превышала рождаемость (988 : 315 = 3,14 раз) естественная убыль населения района

2004 год смертность 1041 человек, рождаемость 447 человек естественная убыль 2,3 раза.

Вывод: С улучшением жизненного уровня населения уменьшается его естественная убыль.

XII. Рассмотрим современный тип воспроизводства, как он подразделяется и какие социально-экономические факторы соответствуют этому типу воспроизводства.

XIII. Поговорим о качестве жизни, что на это влияет. (Слайд 14-15)

Ответ: на качество жизни населения оказывает влияние средняя продолжительность жизни, зависящая от следующих факторов:

  • экономических
  • социальных (уровень здравоохранения, безопасность граждан)
  • культурных (уровень грамотности, обеспечение культурными учреждениями)
  • экологических (состояние окружающей среды)

средняя продолжительность жизни в мире составляет 66 лет (63 – мужчины, 68 лет женщины). Максимальная средняя продолжительность жизни в Японии – 80 лет, Швеции 79 лет,

Минимальная – в Гвинее-Биссау 38 лет в Руанде 39 лет

В России 69 лет

В наши дни большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику. Приведите пример, как она проводится в разных странах. (Слайд 16)

XIV. Далее рассмотрим половой (с классом) и возрастной состав населения мира (у доски).

Каковы особенности полового и возрастного состава населения мира

1. Особенности полового состава населения мира, в котором преобладают мужчины.

Необходимо перечислить причины преобладания мужчин в Азии. На каждые 100 девочек в мире рождается 104 – 107 мальчиков.

Формирование полового состава населения в различных странах неодинаково.

1) В странах СНГ, в Европе, Северной Америке – преобладает женское население. Причины: а) средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин; б) потери мужского населения в войнах.

2) В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании – численность мужчин и женщин одинакова.

3) В Азии мужчин больше: в Китае и Индонезии в 1997 году – соответственно на 38 млн. и 32 млн. человек. Преобладание мужского населения характерно для некоторых стран Юго-Западной Азии (Кувейта, ОАЭ и др. стран).

Причины: а) приниженное положение женщин (ранние браки, раннее деторождение); б) приток в нефтедобывающие страны Персидского залива мужской рабочей силы, что составляет 55 – 65%, такого превышения больше нигде в мире нет.

На доске написать схему возрастного состава населения

  • Дети 0 – 14 лет 34%
  • Взрослые 15 – 64 года 58%
  • Пожилые с 65 – 8%

2. Возрастной состав: влияние на трудовые ресурсы.

Три типа возрастной структуры населения:

  • Прогрессивная – с большой долей детей.
  • Стационарная – равновесная по возрастам.
  • Регрессивная: малая доля детей и большая – людей старших возрастов.

Основные типы возрастного состава населения, в общем, соответствуют типам его воспроизводства

Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения – трудовых ресурсов. О степени их вовлечения в производство свидетельствует показатель экономически активного населения (ЭАН). ЭАН это часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. В мире ЭАН – 45% всего населения (2,7 млрд. чел.).

В Северной Америке показатель ЭАН – 50 – 60%.

В Азии, Африке и Латинской Америке ЭАН – 40 – 45%.

XV. Следующие вопросы, которые мы должны повторить на нашем уроке это Мировые религии. (Слайд 17-18)

Религия – это одна из форм культуры основанная на поклонении высшим силам. Все религии делятся на мировые и национальные. К мировым относятся:

  • Христианство
  • Ислам
  • Буддизм

К национальным относятся

  • Синтоизм
  • Иудаизм
  • Конфуцианство
  • И другие

Домашнее задание подготовить информацию о религиях.

XVI. Существуют ли какие либо закономерности в размещении населения по территории земного шара. (Слайд 19)

Плотность населения.

Население размещается крайне неравномерно:

  1. около 70% всех людей проживают на 7% суши; средняя плотность населения – 5 чел. на 1 км2;
  2. неосвоенные земли занимают 15% территории суши
  3. люди заселяют территории с наиболее благоприятными условиями:
    • из 100 жителей земли 80 живут на низменностях, на высоте 500 м над уровнем моря;
    • горные области, на высоте 1000 м над уровнем моря, занимают страны, Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан; на высоте 500 м над уровнем моря — Перу, Китай (Тибет);
  1. на расселение людей оказывает влияние занятость:
    1. в сельхозработах: трудоемкое рисосеяние в Восточной и Южной Азии. Средняя плотность – 200 чел. на 1 км2, в отдельных районах плотность равна 1500 – 2000 человек на 1км2;
    2. в промышленных районах: в Европе и США – средняя плотность 1000 – 1500 чел. на 1 км2;
  1. тяготение населения к транспортным и торговым путям в 200-километровой полосе вдоль побережий морей и океанов – более половина человечества.

Средняя плотность населения Земли – 45 человек на 1 км2 . В Индии средняя плотность равна 326 чел. на 1 км2; Китае – 131, Индонезии – 116, США – 30, Бразилии – 20.

Большое воздействие на численность, состав и размещение населения в отдельных странах и во всем мире оказывают его перемещения, называемые миграциями населения.

Вывод: на размещение влияют природные факторы и уровень социально-экономического развития на территории

Демографическая ситуация это соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности. Что вы можете сказать о миграциях.

XVII. Какие Вы знаете виды и причины миграции? Показать на карте миграционную подвижность. (Слайд 20)

Причины миграции:

экономические, политические, национальные, религиозные, экологические и др.

Чем можно объяснить вспышку миграции в 19 – 20 веках? (колониализация, развитие промышленности, освоение новых территорий, Мировые войны, национальные конфликты)

Международные (внешние) миграции населения:

В глубокой древности, в средние века – связаны с великими географическими открытиями.

  1. Самый большой “миграционный взрыв” начался в XIX веке, тогда главным очагом эмиграции стала Европа (первый очаг эмиграции).
  2. Второй очаг эмиграции в Азии – эмигранты китайские и индийские рабочие (кули), для работы на плантациях. Главные очаги иммиграции (въезд) – США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия и др.
  3. К концу ХХ века новый “миграционный взрыв” – причина экономическая (в поисках лучшей жизни), такие миграции получили название трудовых миграций.

Основной поток этих эмигрантов направлялся из развивающихся в экономически развитые страны.

Главная причина – большой разрыв в условиях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами.

В мире существует три главных центра притяжения трудовых ресурсов:

  • Первый – Западная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария) — рабочие эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы.
  • Второй – США, где легальная иммиграция достигла 1 млн. человек (из стран Латинской Америки, Азии и Европы), нелегальная эмиграция гораздо масштабнее.
  • Третий – это нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).

Во второй половине ХХ века появилась новая форма внешних миграций – “утечка умов” (или “перекачка мозгов”) из развивающихся стран (крайне отрицательно сказывается на экономике этих стран).

Внутренние (внутригосударственные) миграции населения (виды):

  • из села в город;
  • между большими и малыми городами;
  • освоение новых земель;
  • отток людей из разного рода “горячих точек” и т. д.

Знаете ли вы? Приложение 3

Размещение населения определяется географией городов. Единого для всех стран мира понятия город не существует. В разных странах существуют разные критерии по которым то или иное поселение называется городом например:

В Дании, Швеции, Финляндии к городам относятся поселения с численностью более 200 человек

В Канаде, Австралии свыше 1000 человек

Во Франции и на Кубе свыше 2000 человек

В Нигерии свыше 20000 человек

В Японии свыше 30000 человек

В России более 12000 человек (из них свыше 70% должны быть заняты в промышленности)

Решение тестов для закрепления темы. Приложение4, Приложение5

Для решения тестов используем карты ученика и учителя Приложение6, Приложение7

Обсудив и обобщив все основные моменты географии населения можно сделать вывод: современные процессы роста, состав и размещение населения вызывают много сложных проблем, некоторые из них носят всемирный характер, некоторые специфичны для стран различных типов. Наиболее важные проблемы это продолжающийся рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация.

Наш урок подошел к концу, цели нашего урока достигнуты, задачи выполнены. Вы хорошо поработали, показали свои знания и умения. Я надеюсь, что география является для вас самым любимым предметом.