Цель: Обобщить знания во взаимосвязях компонентов природы в степях, лесостепях и лесах.
Что должен знать: понятие “Природный комплекс”, понятие “ компоненты природы”
Что должен уметь: Определять взаимосвязи компонентов природы.
Оборудование: ТСО, карта природных зон края, ландшафтная карта Лабинского района
метод ведения урока: урок – путешествие.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Изучение ПК Лабинского района.
Учитель: Ребята мы разделяемся на две группы. Каждая из групп займётся исследованием определённых природных комплексов. Мы мысленно совершим путешествие по степи предгорной и горной зоны.
Но прежде давайте вспомним, какой смысл мы вкладываем в понятие “природный комплекс”.
Ответ: природный комплекс- это небольшая территория с характерными только для неё взаимосвязями компонентов природы.
Учитель: Какие компоненты вы знаете?
Ответ: мы знаем шесть компонентов природы, которые взаимодействуют и взаимозависят:
- горные породы, слагающие комплекс;
- воздушные массы, формирующиеся над комплексом;
- внутренние воды;
- почвы;
- растительность природного комплекса;
- животный мир.
В природных комплексах живёт человек, в результате хозяйственной деятельности он может влиять на компоненты природы и это влияние не всегда положительное.
Учитель: Теперь совершим воображаемое путешествие по степи.
1.Группа учащихся представляет степь.
1-й ученик: Рассказ сопровождается показом ландшафтного профиля Лабинского района, гербарных образцов, фотографиями ландшафтов.
Растительность района распределяется по зонам. Здесь ярко выражена широтная и вертикальная зональность. Это видно из составленного нами профиля Лабинск-Отважная-Горное. При движении с севера на юг сменяются и природные комплексы, от степных на севере до лесостепных и лесных на юге района.
Мы конкретно остановимся на ландшафтах степной зоны. Здесь выделяются два вида ландшафтов: ПТК степи и пойменный ландшафт.
Территория ПК степи не одинакова и на ней можно, выделить более мелкие единицы ландшафта- урочища и фации. Это происходит потому, что изменяются природные компоненты на территории одного ландшафта.
Для ПК степи характерна пологоволнистая поверхность, расчленённая долиной реки Лабы и её притоками. Развиты палеогеновые, неогеновые и четвертичные отложения, которые сложены аллювиальными отложениями с лёссовидными суглинками, глинами и супесью. Почвы чернозёмные разной выщелоченности. В недалёком прошлом это была разнотравная степь. Сейчас почти вся она распахана и превращена в поля, где возделывают пшеницу. кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник и др.
Вдоль берегов рек, дорог, по склонам балок и на вершинах курганов можно встретить дикорастущие травянистые растения ковыль, типчак, лютик дикий, донник жёлтый, полынь горькую, подорожник, мать - и–мачеху, зверобой, бессмертник, а также кустарники тёрна и шиповника. В фитоценозах преобладают ксерофиты-растения сухих мест обитания. Основу сообществ составляют дерновинные злаки: типчак, ковыль, тонконог.
У многих степняков имеются луковицы (лук, птицемлечник, тюльпан). Их жизненный цикл протекает быстро, уже к началу лета растения успевают зацвести, образовывать плоды и накопить питательные вещества.
От весеннего пробуждения до осенних холодов степь несколько раз меняет свой облик. Весенние цветы сменяют летние, летние - осенние. Но нужно отметить, что настоящих степей в районе почти не сохранилось.
2-й ученик: рассказывает о животном мире, сопровождая свой рассказ, показом животных используя интерактивную доску.
В северной части района распространены степные животные. Здесь встречаются зайцы, лисицы, перепела, серые куропатки и др.
3-й ученик: представляет пойменный ландшафт.
Пойменный ландшафт располагается в долине р. Лабы и имеет вытянутую форму с севера на юг. Сложен ландшафт пойменными отложениями, представленными галькой и валунами изверженных метаморфических и осадочных пород палеогена, неогена и мела. Почвы аллювиально-луговые. На них располагается в равнинной части луговая и болото-луговая растительность с пойменными лесами. Луговая растительность представлена осоко-злаковыми лугами. Болотные луга характеризуются сочетанием травянистых луговых и болотных растений: вейник, мятлик болотный, лютик, подорожник и др. Пойменные леса представлены дубовыми лесами, ольхой, тополем, ивой, на более высоких местах растительность представлена дубово-грабовыми лесами.
2-я группа.
1-й ученик. Наша группа хочет рассказать всем о предгорной и горной частях района, где сформировались ландшафты нижнегорные карстовые и среднегорные карстовые. Мы покажем слайды, фотографии.
В зависимости от высоты над уровнем моря и связанных с этим изменением климатических, почвенных и других условий резко меняется не только общий характер растительности, но и внешний вид растений. По мере повышения рельефа степь переходит в лесостепь, а лесостепь в лесную зону.
Лесостепь занимает неширокую полосу и охватывает низкую (в основном до 600м) часть предгорий. Выше в горной части располагаются леса.
Изучение природных комплексов в данной местности мы поводили с помощью ландшафтного профилирования.
Нижнегорный карстовый ландшафт сложен в основном меловыми отложениями. В рельефе он представлен двумя хребтами Пастбищным и Лесистым. На территории ПТК распространены широколиственные дубовые и грабово-дубовые леса.
Среднегорный карстовый ландшафт располагается на самом юге района. Здесь выходят на дневную поверхность верхнеюрские и нижнемеловые отложения. Преобладающими почвами являются темно-серые лесные почвы. Растительность представлена буковыми, буково-грабовыми лесами и грабово-дубовыми (из дуба скального) лесами.
2 ученик. Среди сказочного леса живут и необычные представители животного мира.
Просмотр слайда.
В горах и предгорьях обитают - дикие кабаны, бурые медведи, косули, а также барсук, лисица, лесной кот, на берегах рек норка. Из хищников – шакалы, волк, рысь, которые на свою жертву нападают из засады, чаще прыгая с дерева, из мелких хищников обитает ласка. Из пресмыкающихся имеются – черепахи, ужи обыкновенные и водяные, гадюки, безногая ящерица, веретеница и желтопузик.
Днём лес и долины наполняются пением и щебетанием различных птиц: стрекочут сороки, свистят иволги, дрозды, стучат дятлы, кукуют кукушки, перекликаются сойки, здесь обитают совы, скворцы, щеглы. По обрывистым берегам рек селятся золотистые щурки, голубые сизоворонки, полевые воробьи, береговые ласточки. В садах и парках можно увидеть синиц, овсянок, скворцов и ласточек.
3 ученик. Особого внимания заслуживает охрана природы. Деятельность человека направленная на сохранение, восстановление и увеличение природных богатств получило название охраны природы. С этой целью в 1924 году был создан Кавказский биосферный заповедник, который расположен в юго-западном направлении от нашего района. Кроме того, в крае имеется ряд заказников. Среди них Лабинский заказник общества охотников и рыболовов. Охраняется заяц русак, перепел, куропатка.
Огромные духовные ресурсы природы – красота и величие ландшафта, пение птиц, журчание ручьёв, луга и леса. Они благоприятно влияют на нервную систему, вселяют в нас жизнерадостность. Поэтому умные люди не только охраняют, но и стремятся улучшить и украсить природу.
4 ученик. Делая выводы из всего сказанного сегодня, подводя итоги, характеризуя ландшафт района, мы можем сказать, что флора района чрезвычайно разнообразна. Разновозрастность, сложность по составу и специфичность мира растений обусловлены пестротой физико-географических условий местности. Сейчас в районе организован комитет по охране природы с широкими полномочиями вплоть до остановки предприятия, наносящего ущерб природе. Только решительные меры могут сохранить природу.
Учитель подводит итог.
Наше путешествие доставило нам большое удовольствие, расширило познания о растительном и животном мире района, показала их взаимосвязь.
Объявляются оценки.