Цели урока:
1. Образовательная: повторить
процессы -, - распада, -излучения.
Изучить методы регистрации частиц, путем
обсуждения материала, найденного учащимися
самостоятельно. Заполнить таблицу по сообщениям
учащихся.
2. Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, умение работать с литературой, таблицей. Способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать факты.
3. Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок-семинар
Оборудование: Счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, видеопроектор, презентация, таблица “Методы регистрации частиц”.
Эпиграф: “ ….. воспитание творческих способностей в человеке основывается на развитии самостоятельного мышления” П.П. Капица
Структура урока:
- Организационный момент.
- Цели и задачи урока.
- Актуализация знаний.
- Вступление в беседу.
- Доклады учащихся.
- Заполнение таблицы.
- Подведение итогов урока.
- Работа с учебником.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на уроке физики.
2. Подведение к теме, задачи урока.
Узбекская пословица гласит: “ Что в юности узнал на камне выбито, что в старости узнал – по льду написано.
На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое радиоактивность и что представляет из себя -, - распад, - излучение.
Сегодня мы продолжим “выбивать на камне” ваши знания, а именно, обсудим тот материал, который вам удалось найти в литературе. Прослушаем ваши сообщения по теме “Экспериментальные методы исследования частиц” и заполним таблицу.
Итак, запишите тему урока в тетрадь.
3.Актуализация знаний:
Перед тем, как приступить к семинарскому занятию, проведем небольшую самостоятельную работу по вариантам. Листочки у вас на столах, подпишите фамилию и группу. См/раб состоит из двух заданий.
Вариант 1.
- Напишите реакции и распадов кюрия .
- Элемент испытал два распада и один распад. Какой новый элемент получился? Напишите уравнения реакций.
Вариант 2.
- Запишите реакцию распада ядра радия .
- Элемент испытал два распада. Какой новый элемент образовался? Напишите уравнения реакций.
Вариант 3.
- Запишите реакцию распада ядра марганца .
- Ядро испускает две частицы и одну частицу. Какой элемент при этом образуется? Напишите уравнения реакций.
Вариант 4.
- В какой изотоп превращается изотоп тория после трёх последовательных распадов. Напишите уравнения реакций.
- В какой элемент превращается после двух - распадов и одного - распада?
4. Вступление в беседу.
Элементарные частицы (например, электроны и ионы), а также атомные ядра невозможно увидеть ни в один микроскоп, даже электронный.
Для дальнейшего развития ядерной физики (в частности, для исследования строения атомных ядер) необходимы были специальные устройства, с помощью которых можно было бы регистрировать различные частицы, а также изучать их взаимодействия.
Были созданы специальные методы и приборы, позволяющие определить характеристики частиц: массу, скорость, энергию, знак и величину, и другие характеристики.
Действия большинства приборов основаны на том, что быстрая заряженная частица, пролетая через газ или жидкость ионизирует их атомы и молекулы. А вот эту ионизацию можно обнаружить уже с помощью различных приборов.
Я предлагаю вам начертить таблицу в тетрадь, и будем ее заполнять, после прослушивания ваших докладов.
Вывожу таблицу на белый экран с помощью мультимедийного видеопроектора.
Название устройства |
Схематическое изображение |
Физические принципы действия |
Результат |
Счетчик Гейгера |
|||
Камера Вильсона |
|||
Пузырьковая камера |
|||
Метод толстослойных фотоэмульсий |
|||
Сцинтилляционный метод |
Учащиеся выступают со своими докладами, после чего мы обобщаем информацию с помощью слайдов презентации и заполняем данную таблицу. (Приложение 1,2)
5. Примерные доклады учащихся:
Газоразрядный счетчик Гейгера.
Счетчик Гейгера — один из важнейших приборов для автоматического счета частиц, изобретенный в 1908г.
Счетчик Гейгера состоит из металлического цилиндра, являющегося катодом (т. е. отрицательно заряженным электродом) и натянутой вдоль его оси тонкой проволочки — анода (т. е. положительного электрода). Катод и анод через сопротивление R присоединены к источнику высокого напряжения (порядка 200—1000В), благодаря чему в пространстве между электродами возникает сильное электрическое поле.
Оба электрода помещают в герметичную стеклянную трубку, заполненную разреженным газом (обычно аргоном).
Действие счетчика основано на ударной ионизации.
Пока газ не ионизирован, ток в электрической цепи источника напряжения отсутствует. Если же в трубку сквозь ее стенки влетает какая-нибудь частица, способная ионизировать атомы газа, то в трубке образуется некоторое количество электрон-ионных пар. Электроны и ионы начинают двигаться к соответствующим электродам.
Если напряженность электрического поля достаточно велика, то электроны на длине свободного пробега (т. е. между соударениями с молекулами газа) приобретают достаточно большую энергию и тоже ионизируют атомы газа, образуя новое поколение ионов и электронов, которые тоже могут принять участие в ионизации, и т. д. В трубке образуется так называемая электронно-ионная лавина, в результате чего происходит кратковременное и резкое возрастание силы тока в цепи и напряжения на сопротивлении R. Этот импульс напряжения, свидетельствующий о попадании в счетчик частицы, регистрируется специальным устройством.
Поскольку сопротивление R очень велико (порядка 10?Ом), то в момент протекания тока основная доля напряжения источника падает именно на нем, в результате чего напряжение между катодом и анодом резко уменьшается и разряд автоматически прекращается (так как это напряжение становится недостаточным для образования новых поколений электрон-ионных пар). Счетчик готов к регистрации следующей частицы.
Счетчик Гейгера применяется в основном для регистрации электронов, но существуют модели, пригодные и для регистрации ?-квантов.
Счетчик Гейгера позволяет только регистрировать тот факт, что через него пролетает частица.
После выступления проводится демонстрация работы счетчика Гейгера.
Камера Вильсона.
Гораздо большие возможности для изучения микромира дает прибор, изобретенный в 1912г. и называемый камерой Вильсона.
Камера Вильсона состоит из невысокого стеклянного цилиндра со стеклянной крышкой. Внутри цилиндра может двигаться поршень. На дне камеры находится черная ткань. Благодаря тому, что ткань увлажнена смесью воды со спиртом, воздух в камере насыщен парами этих жидкостей.
Действие камеры Вильсона основано на конденсации перенасыщенного пара на ионах с образованием капелек воды.
При быстром движении поршня вниз находящиеся в камере воздух и пары расширяются, их внутренняя энергия уменьшается, температура понижается.
В обычных условиях это вызвало бы конденсацию паров (появление тумана). Однако в камере Вильсона этого не происходит, так как из нее предварительно удаляются так называемые ядра конденсации (пылинки, ионы и пр.). Поэтому в данном случае при понижении температуры в камере пары становятся пересыщенными, т. е. переходят в крайне неустойчивое состояние, при котором они будут легко конденсироваться на любых образующихся в камере ядрах конденсации, например на ионах.
Изучаемые частицы впускаются в камеру через тонкое окошко (иногда источник частиц помещают внутри камеры). Пролетая с большой скоростью через газ, частицы создают на своем пути ионы. Эти ионы и становятся ядрами конденсации, на которых пары конденсируются в виде маленьких капелек (водяной пар конденсируется преимущественно на отрицательных ионах, пары этилового спирта — на положительных). Вдоль всего пути частицы возникает тонкий след из капелек (трек), благодаря чему траектория движения становится видимой.
Если поместить камеру Вильсона в магнитное поле, то траектории заряженных частиц искривляются. По направлению изгиба следа можно судить о знаке заряда частицы, а по радиусу кривизны определять ее массу, энергию, заряд.
Треки существуют в камере недолго, так как воздух нагревается, получая тепло от стенок камеры, и капельки испаряются. Чтобы получить новые следы, необходимо удалить имеющиеся ионы с помощью электрического поля, сжать воздух поршнем, выждать, пока воздух в камере, нагревшийся при сжатии, охладится, и произвести новое расширение.
Обычно треки частиц в камере Вильсона не только наблюдают, но и фотографируют. При этом камеру освещают сбоку мощным пучком световых лучей.
С помощью камеры Вильсона был сделан ряд важнейших открытий в области ядерной физики и физики элементарных частиц.
После выступления проводится демонстрация камеры Вильсона.
Пузырьковая камера.
В 1952г. американским ученым Д. Глейзером было предложено использовать для обнаружения треков частиц перегретую жидкость. В такой жидкости на ионах, образующихся при движении быстрой заряженной частицы, возникают пузырьки пара, дающие видимый трек. Камеры такого типа были названы пузырьковыми. Они состоят из стеклянного цилиндра, заполненного жидкостью и немного напоминают камеру Вильсона.
Принцип действия ее основан на том, что в перегретом состоянии чистая жидкость, находясь под высоким давлением, не закипает при температуре выше точки кипения. При резком понижении давления жидкость оказывается перегретой и в течение небольшого времени она будет находиться в неустойчивом состоянии. Заряженные частицы, пролетающие именно в это время, вызывают появление треков, состоящих из пузырьков пара. В качестве жидкостей используются главным образом жидкий водород и пропан. Длительность рабочего цикла пузырьковой камеры невелика — около 0,1с.
Треки в камере Вильсона и пузырьковой камере — один из главных источников информации о поведении и свойствах частиц.
Наблюдение следов элементарных частиц производит сильное впечатление, создает ощущение непосредственного соприкосновения с микромиром.
Метод толстослойных фотоэмульсий.
Для регистрации частиц наряду с камерами Вильсона и пузырьковыми камерами применяются толстослойные фотоэмульсии. Ионизирующее действие быстрых заряженных частиц на эмульсию фотопластинки позволило французскому физику А. Беккерелю открыть в 1896г. радиоактивность. Метод фотоэмульсии был разработан в 1928г. советскими физиками Л. В. Мысовским, А. П. Ждановым.
Этот метод проделывают при помощи фотопластины покрытой фотоэмульсией.
Его сущность заключается в использовании специальных фотоэмульсий для регистрации заряженных частиц.
Фотоэмульсия содержит большое количество микроскопических кристалликов бромида серебра. Быстрая заряженная частица, пронизывая кристаллик, отрывает электроны от отдельных атомов брома. Цепочка таких кристалликов образует скрытое изображение. При проявлении в этих кристалликах восстанавливается металлическое серебро и цепочка зерен серебра образует трек частицы. По длине и толщине трека можно оценить энергию и массу частицы.
Из-за большой плотности фотоэмульсии треки получаются очень короткими (порядка 10??см для ?-частиц, испускаемых радиоактивными элементами), но при фотографировании их можно увеличить.
Метод сцинтилляций.
Этот метод был использован Резерфордом в 1911г, а предложил его У. Крупе в 1903г. Простейшим средством регистрации излучений был экран, покрытый люминесцирующим веществом (от лат. lumen – свет). Это вещество светится при ударе о него заряженной частицы, если энергии этой частицы достаточно для возбуждения атомов вещества. В том месте, куда частица попадает, возникает вспышка – сцинтилляция (от лат. scintillatio – сверкание, искрение). Вспышки на экране наблюдаются с помощью микроскопа. Такие счётчики и получили название сцинтилляционные.
Вся эта установка помещается в сосуд, из которого откачен воздух (чтобы устранить рассеяние частиц за счет их столкновений с молекулами воздуха). Если на пути частиц нет никаких препятствии, то они попадают на экран узким, слегка расширяющимся пучком. При этом все возникающие на экране вспышки сливаются в одно небольшое светлое пятно.
Но этот метод не дают точности, так как результат подсчета вспышек на экране в большей степени зависит от остроты зрения наблюдателя. Кроме того, длительное наблюдение оказывается невозможным, так как глаз быстро устает.
6.
Подведение итогов урока.Итак, сегодня мы с вами познакомились с методами регистрации частиц, какие это методы? Перечислите их?
Мы рассказали далеко не о всех приборах, регистрирующих элементарные частицы. Современные приборы для обнаружения редко встречающихся и очень мало живущих частиц очень сложны. В их сооружении принимают участие сотни людей.
7. Дополнительные вопросы: (работа с учебником).
1. Какие преимущества имеет пузырьковая камера по сравнению с камерой Вильсона? (§76, стр.188).
2. Какие преимущества имеет метод фотоэмульсий? (§76, стр.188).
А сегодня мы заканчиваем наш урок.
Оценки за работу на уроке:
8. Домашнее задание
.§76 (ответить на вопросы в конце параграфа).
+ практическая задача:
По трубопроводу течет бензин, а вслед за ним – нефть. Как определить момент, когда через данное сечение трубопровода проходит граница раздела бензина и нефти? (пробу брать нельзя, но у вас есть счетчик Гейгера и радиоактивный препарат)