Программа “Гармония”.
Тема: Буквы Щ, щ.
Цели и задачи урока.
Обучающая:
- обучать письму строчной и заглавной буквы Щ, слогов и слов с этой буквой;
- учить писать слоги, слова и предложения с изученными буквами, с сочетаниями ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ;
- учить языковому анализу: определять “опасные” для письма места в словах.
Развивающая:
- развивать орфографическую зоркость;
- расширять словарный запас.
Воспитывающая:
- воспитывать культуру общения;
- формировать самооценку учащихся, самостоятельность.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Оборудование: прописи, карточка буквы Щ, звуковые карточки, таблица: жи – ши, ча – ща, чу – щу; таблица: ЧК, ЧК, НЧ, НЩ.
Структура урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. 1 мин
2. Проверка знаний учащихся при подготовке к новой теме.
Сообщение темы урока, постановка учебной задачи. 2 мин
3. Этап усвоения новых знаний. 13 мин
4. Первичное закрепление материала. 5 мин
5. Обобщение и систематизация знаний. 15 мин
6. Контроль над результатом деятельности, самоконтроль. 8 мин
7. Подведение итога урока. 1 мин
Ход урока.
1.Организация начала урока. Эмоциональный настрой.
Мы начинаем урок письма. Давайте начнем урок с улыбки и хорошего настроения. Подарите свои улыбки мне и своим друзьям.
2. Проверка знаний учащихся при подготовке к новой теме.
Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
На доске – тема: карточка с буквой Щ.
Сегодня на уроке чтения мы познакомились с новым звуком и буквой.
Дайте характеристику этого звука и буквы.
Характеристика звука [щ’]: глухой, мягкий, у него нет твердой звонкой пары; шипящий. Покажите карточку, которая обозначает этот звук.
Найти место в алфавите буквы “ща”.
Дети проговаривают алфавит, выделяя голосом новый звук.
На уроке письма мы научимся писать эту букву, слоги и слова с ней.
Сейчас мы будем работать в прописях на странице 22.
3. Этап усвоения новых знаний.
Показ печатного и письменного образца заглавной и строчной букв Щ, их сравнение.
Сравните письменную и печатную букву. Чем похожи и чем отличаются буквы?
Какие элементы буквы вам знакомы. У каких букв они встречались?
Запишите буквы на последней строке, кроме новой буквы.
Обучение письму строчной и заглавной букв Щ.
Обратите внимание на параллельность наклонных линий, правильное написание малой опущенной петли. Запись буквы в воздухе.
Обведите букву по образцу в тетради: начинаем с точки и ведем по стрелочке.
Обведите буквы по бледному шрифту и самостоятельно напишите ниже под образцом. Сначала запишите только строчные буквы.
Обведите образец заглавной буквы, начиная от точки, дальше - по стрелочке.
Обведите на строке заглавные буквы.
Обведите на последней строке новую букву.
Проверьте, как научились писать букву Щ.
Напишите заглавную и строчную букву Щ.
У доски самостоятельно работают 3 ученика.
Обучение соединению букв.
На доске записаны слова: ро - ща ще - гол щу - ка кле - щи щё - тка.
Прочитайте слова, написанные на доске. А теперь с помощью таблицы назовите изученные правила.
Таблица: ЧУ – ЩУ, ЧА – ЩА, ЖИ - ШИ.
Назовите слова, в которых встречаются изученные орфограммы? (Роща, щука)
Игра “Назовите одним словом”.
Певчая птичка - щегол. Назовите первый слог. Обведите в тетради.
Небольшой лес - роща. Назовите второй слог. Обведите в тетради.
Хищная рыба - щука. Назовите первый слог. Обведите в тетради.
Металлические щипцы – клещи. Назовите второй слог. Напишите в тетради рядом.
Вещь, с помощью которой чистят, моют – щётка. Назовите первый слог. Напишите в тетради рядом.
Что общего в этих слогах? Какие гласные не встретились?
Учитель показывает карточки букв Я, Ю, Ы.
Буква Щ очень упрямая. Когда-то она поссорилась с гласными Я, Ю, Ы и теперь не разрешает им стоять после себя. Поэтому иногда получается так, что слышим одно, а пишем другое. Теперь буква Щ и буквы Я, Ю, Ы не дружат. А буква О стоит после Щ очень редко, например, в слове трещотка.
Физкультминутка.
4.Первичное закрепление материала.
Списывание слов ЩЕНОК, ЩЕКА с печатного образца с предварительным анализом и обозначением “опасных” мест.
- Отгадайте загадку.
У меня пропал носок,
Утащил его … (щенок).
Составьте схему слова щенок на карточках.
Найдите “опасные” для написания места. (е, к).
Посмотрите, как пишется слово. Прочитайте медленно, плавно. Запишите под словом. Проверьте.
- Два щенка, щека к щеке.
Спят тихонько в уголке.
Назовите слова, в которых встретился звук [щ’]?
Составьте схему слова щека. Найдите “опасные” для написания места (е).
Посмотрите, как пишется слово. Прочитайте медленно, плавно. Запишите под словом. Проверьте.
5.Обобщение и систематизация знаний.
Отгадайте загадку.
В реке живет,
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением щуки.
Что вы знаете о щуке? (Хищная пресноводная рыба с плоской вытянутой головой и удлиненным телом.)
Составьте на карточках схему слова щука. Найдите “опасные” для написания места. (у) Запишите слово с новой строки.
Игра “Назовите одним словом”.
Маленькая щука - щучка. Составьте схему слова.
Найдите “опасные” для написания места (у). Давайте попробуем записать слово.
Знакомство с новой орфограммой.
В слове есть еще одна особенность (орфограмма). Сочетание ЧК прочитали мягко, а мягкость не обозначена. Нет ни Ь, ни гласных Я, Ю, И, Е, Ё. Почему?
Буквы Ч, Щ обозначают мягкие согласные, обозначать их мягкость не надо.
Подчеркните ЧК.
Обратите внимание на таблицу. В этих сочетаниях Ь не пишется.
Таблица: ЧК ЧН НЧ НЩ.
Прочитайте стихотворение.
В речке плещутся щурята –
Это щучкины ребята.
Ярче, чище серебра
Блещет щучек чешуя.
Как называют детенышей щуки?
Щуренок, щурок – маленькая щука.
Щука, щучка, щуренок, щурок – что общего в этих словах?
Как называется русская народная сказка, в которой говорится о щуке?
(По щучьему велению.)
В сказке встречаются слова “по щучьему велению, по моему хотению”.
Как вы понимаете значение выражения?
По щучьему велению, по моему хотению, т.е. само собой, как бы по волшебству.
Щука не только сказочный герой, упоминается она и в скороговорках.
Списывание предложения с печатного образца с предварительным анализом и обозначением “опасных” мест.
Прочитайте чистоговорку.
Наварила щука щей,
Угощала двух лещей.
Какие правила надо вспомнить, чтобы правильно написать предложение?
Какие знаки препинания встретились? Почему стоит запятая?
Обведение первой строчки по бледному шрифту с обозначением всех “опасных” мест. Списывание с печатного текста второй строчки с подчеркиванием и обозначением известных правил письма. Проверка.
Физкультминутка.
6.Контроль над результатом деятельности, самоконтроль.
Прочитайте слова, записанные на доске:
чищу, ищу, пищу, ищи, пищи,
чаща, роща, пища, часы, росы,
чудо, чулок, щука.
Девочки записывают все слова, в которых встречается слог ща, мальчики – щу.
Ща – чаща, роща, пища.
Щу – чищу, ищу, пищу, щука.
Проверка. Подчеркнуть орфограммы.
7.Итог урока.
Над чем работали на уроке? (Учились писать буквы Щ, слоги, слова и предложения с ней.)
Что нового узнали? (Стихи, считалки.)
Молодцы, ребята. Вы прекрасно работали на уроке. Завтра на уроке мы сможем написать предложения с новой буквой.