1. Выступление психолога
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребенком способов самозащиты и создание условий для успешного развития и саморазвития школьника.
Методы педагогической защиты
Методы педагогической защиты классный руководитель использует в своей работе, когда ребенок не осознает, что его жизни и здоровью угрожает опасность, или он не знает, как с ней справиться,
Методы защиты от окружающей среды, включающие методы физиолого-педагогической защиты от природных явлений и материальных объектов общества.
- Обучающие методы: метод лекции, семинара; метод тренинга; метод практического занятия.
- Метод прямой защиты от опасности - природных явлений и материально-технических объектов (например, остановить от использования неисправными электроприборами; уберечь во время грозы, землетрясения, во время пожара и т.д.).
Методы педагогической защиты от людей - методы социально-педагогической защиты (взрослых, родителей, учителей, учащихся, сверстников):
- метод открытого вмешательства в конфликт (например, остановить драку);
- метод беседы (совместный поиск причин возникшего конфликта, поиск путей выхода из него);
- метод “параллельного действия” (например, использование актива школьников в разрешении конфликта);
- метод “правила и закона” (актуализация позиции школьников к проблеме жизнедеятельности в классном коллективе в соответствии с законами как средствами защиты их прав, достоинства; совместная выработка этих законов и следование им);
- метод “торможения” (не запрещение, а приостановка или сокращение отрицательных переживаний, поступков);
- метод “мажора” (метод развития радостной перспективы в преодолении имеющихся опасностей, исходящих от людей) и др.
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:
- метод “угашения переживаний” (успокоение путем беседы-рационализации - превращения обидной ситуации в другую, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальными средствами: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки );
- метод “прямого действия” (остановка ребенка от совершения поступка, направленного против себя);
- метод рефлексивного анализа (осмысление с ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья);
- метод “переключения” - включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, “гру- шу” в спортзале и т.д.), сублимации (творческое действие - нарисуй что-нибудь, вылепи), катарсиса (потеря значимости собственных страданий по сравнению глобальными общечеловеческими - прочти книгу, посмотри фильм, сходи в театр);
- метод “возбуждения оптимизма” (раскрытие перспектив выхода из трудной ситуации и дальнейших путей развития личности) и др.
Методы педагогической поддержки
Методы педагогической поддержки используются классным руководителем, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
Методы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
- Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств. Они направлены на обновление и духовное обогащение личности, ответственность за судьбу Родины. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать важность процесса самостроительства, увлечь его процессом самосовершенствования.
- Методы педагогической поддержки развития способностей, с помощью которых создаются условия для развития всеобщих и специальных способностей личности, ее деятельностная сторона.
- Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности.
Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
- метод радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
- метод “увлечения весельем” - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
- метод поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
- метод самонаблюдения за своими эмоциями - метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
Методы поддержки физического здоровья ребенка:
- метод “оптимального режима жизни”;
- метод “постепенности” - приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
- метод физических упражнений и занятия спортом;
- метод рекреации - обеспечение спокойного отдыха организма;
- метод массажа и самомассажа - физического оздоровления путем растирания участков тела.
Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
- метод “угашения отрицательных переживаний” - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;
- метод “устранения плохих привычек”;
- метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;
- метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
1. Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
- метод “увлечения добрым делом”;
- метод “увлечения героическим” - увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
- метод традиции - творческое использование положительного опыта;
- метод “увлечения красивым” - возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь ее;
- метод “увлечения загадочным” - возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
- метод личного примера - способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
2. Методы укрепления чувства ответственности:
- метод доверия - развивается вера в свои силы;
- метод просьбы - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
- метод беседы-размышления - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
- метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
- метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
3. Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
- метод напоминания;
- метод “сомнения” - этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
- метод “достижения согласия с самим собой” - метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
- метод “достижения гармонии с окружающим” - метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas - здоровье) мышления.
Методы педагогической поддержки развития способностей.
1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
- метод наблюдения;
- метод коллективного анализа деятельности, размышления;
- метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
- метод тестирования и анкетирования.
2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
- метод “мозгового штурма” - при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
- метод “сократовской беседы” - развитие диалогического мышления, творческих способностей;
- метод синектики - смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
- метод “задачной формы организации учебно-воспитательного процесса” — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение задачи путем использования новых способов ее решения;
- метод “деловой игры” - при снижении психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
- метод развития интуиции (игры “Почувствуй состояние другого”, “Кто стоит за дверью”, “Холодно-горячо”, “В какой руке?” и т.д.);
- метод психотренинга - направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.
3. Методы поддержки развития организаторских способностей:
- метод “творческого выполнения задач”;
- метод игры - творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
- метод поручения - регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
- метод упражнения - повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.
4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
- метод “создания воспитывающих ситуаций” - ситуаций свободного выбора поведения;
- метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам - “активное слушание”, “прием на работу”, тренинг по этикету, “Кораблекрушение”, “Необитаемый остров” и т.д.);
- метод творческого поиска.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:
- метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и т.д.);
- метод наказания (взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечанием, обсуждением проступка в коллективе, выговором);
- метод “предоставления дополнительных полномочий”;
- метод критики;
- метод “ролевой игры” (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
- метод самодиагностики - обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
- метод самооценки - обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, использованных средств;
- метод самоорганизации - обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
- метод самореабилитации - самостоятельный способ восстановления физических и психических сил (расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение гармонии путем включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс);
- метод самоопределения - создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
- метод самореализации - создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
- метод самоконтроля;
- метод самопрогнозирования - построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспектив своей деятельности.
2. Практикум.
Задание для работы в группах
1 группа. В описанной жизненной ситуации, предложите возможные методы педагогической защиты, поддержки. (заполните 3 столбец таблицы)
2 группа. В описанной жизненной ситуации, предложите возможные прямые способы решения проблемы, выхода из трудной для ребенка жизненной ситуации. (заполните 4 столбец таблицы).
3 группа. В описанной жизненной ситуации, предложите возможные превентивные способы решения проблемы, выхода из трудной для ребенка жизненной ситуации. (заполните 4 столбец таблицы).
(Возможный вариант заполненной таблицы в приложении1)
Трудные для ребенка ситуации |
Проблемы |
Методы педагогической защиты, поддержки | Способы решения проблемы, выхода из трудной ситуации |
|
Прямые |
Превентивные |
|||
Не успевает по предмету: негативное отношение учителя, учеников. | Часто болеет: хронические заболевания, ослабленное здоровье. | |||
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка. | Дефекты внешности. | |||
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка. | Замедленное физическое развитие. | |||
Ученика избивают, частые драки. | Возможный травматизм как физический, так и психический. | |||
Насмешки ребят. | Замедленное психическое развитие. | |||
Стрессогенное и фрустрированное состояние, неадекватное поведение, издевательства ребят. Разрыв отношений с другом. | Перегрузки по предмету. | |||
Неадекватное поведение (истерика, буйство, обморок). | Пограничное психическое состояние. | |||
Ребенок замкнут, неопрятен, ни с кем не дружит (одиночество). | Неадекватная самооценка. | |||
Бойкот, издевательства. | Отверженный в классе, “новичок”. | |||
Нарушение прав ребенка со стороны педагога. | Правовая незащищенность. | |||
Хулиганское поведение (ворует, дерется, сквернословит и т.д.). | Пьющая семья, частые драки и оскорбления в семье, недоедание. | |||
Не ориентируется в ситуациях, нарушает правила для учащихся в школе. | Социальная дезадаптивность.
|
|||
Прогуливает уроки, сбегает с уроков. | Отсутствие интереса к учению в следствие возникновения проблем в обучении еще в начальной школе. |
Мозговой штурм “Взаимопомощь, взаимозависимость”
(Работа продолжается в группах.)
Цель: научиться видеть взаимозависимость между группами людей.
Материалы: два комплекта карточек, маркеры, большой лист ватмана.
Задание для членов группы №1.
- Участникам предлагается записать на карточках группы людей, работающих в школе, по роду их деятельности: директор, завучи, учителя, техперсонал, работники столовой, медсестра, библиотекарь, сторож, ученики.
- Работая в группе, необходимо назвать все возможные пути, которыми тот или иной работник школы помогает всему коллективу. Отчет о работе оформить на листе ватмана.
Например, медсестра:
- детям - помогает в случаях недомогания;
- учителям - помогает вызвать родителей заболевших детей.
- родителям – сообщает диагноз, дает советы по лечению.
Задание для членов группы №2 и №3.
Члены групп, разбившись на пары, представляют ролевую игру (возможно пантомиму) на основе своей карточки: помощник и тот, кому оказываю помощь. Остальные участники угадывают, кто является помощником.
Рефлексия: Участники групп обсуждает вопросы:
- Что вы узнали о взаимоотношениях разных групп людей в школе?
- Есть ли группы людей, которые чаще сами оказывают помощь, нежели получают ее?
- Какова роль учащихся в жизни школы?
- Что бы вы хотели изменить в нынешнем укладе жизни школы?
Литература
Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры.-М.:-ЦГЛ.-2005