Программные задачи:
- Учить слышать изобразительный характер музыки, различать оттенки настроения, учить образному восприятию музыки.
- Совершенствовать певческие навыки детей, учить передавать в пении характер песни, петь выразительно, легким звуком, интонировать мелодию, слаженно петь в ансамбле.
- Учить ориентироваться в пространстве, самостоятельно строиться в пары, становиться в круг. Самостоятельно менять движения в соответствии характера музыки.
- Осваивать методы игры на музыкальных инструментах (колокольчики, металлофон).
Материал: осенние листочки, музыкальные инструменты - колокольчики, металлофон, треугольник, аудиозапись.
Ход занятия
Звучит музыка, дети входят в зал, останавливаются, поворачиваются лицом вкруг.
Музыкальное приветствие “Здравствуйте, ребята!” (мелодия произвольная, на усмотрение педагога)
Музыкальный руководитель: Доброе утро! Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. И сегодня я предлагаю нам всем отправиться в сказочное путешествие. Но сначала отгадайте мою загадку:
“Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это всё когда бывает?” (Осенью)
А вы хотите отправиться в гости к волшебнице Осени? Ну что ж, тогда в путь!
Звучит голос: “Внимание! Внимание! Скорый поезд отправляется в путь! Граждане пассажиры, просьба занять свои места в вагонах” (сигнал треугольника)
Песня “ Поезд” муз. Н.Метлова, сл. И. Плакиды в исполнении взрослого, дети двигаются “топотушками”, изображая движение поезда.
Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы с вами и в лесу. Посмотрите как здесь красиво! Давайте погуляем по сказочному лесу.
Музыкально-ритмический этюд “Прогулка в лесу” (муз.Н.Сушева “Спокойная ходьба”)
(Дети садятся на стульчики-пеньки)
Музыкальный руководитель: Ребята, в нашем лесу что-то происходит, послушайте!
Звучит пьеса Л.Дакен “Кукушка” (повторное слушание)
Ребята, как вы думаете, о ком рассказала нам музыка? (кукушке) Почему вы так думаете? Какая музыка по характеру? (светлая, прозрачная)
Под эту музыку можно представить себе картину осеннего леса, наполненного прозрачным голосом и голосами птиц. Послушайте эту замечательную музыку ещё раз.
Дети слушают фрагмент из музыкального произведения.
Л.Дакен “Кукушка”
Музыкальный руководитель: Ребята, а мы с вами знаем и песню, которая тоже называется “ Кукушка”. Давайте вспомним её. Будем петь легко, звонко, не торопясь.
А Настя исполнит роль кукушки на металлофоне.
Песня “Кукушка” русская народная песня в обработке И.Арсеева.
Музыкальный руководитель:
Небо часто хмуриться,
Дождь идёт на улице.
Колокольчики возьмём,
И про дождик мы споём.
Возьмите музыкальные колокольчики и давайте все вместе изобразим дождик.
Песня “Дождик” В.Герчик (на музыкальный проигрыш дети играют на колокольчиках)
Музыкальный руководитель: А сейчас, я вам загадаю музыкальную загадку. Я сыграю мелодию знакомой песни, а вы отгадаете её.
Звучит мелодия песни “Осень в гости к нам идёт” О.Гомоновой.
Песня с солистами “Осень в гости к нам идёт” О.Гомоновой.
Звенит колокольчик, воспитатель подходит к двери, за которой спрятана корзина с осенними листочками.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, это осень услышала нас и послала свой последний прощальный привет.
(Дети поднимают листочки)
“Танец с листочками” муз. А. Филиппенко (пение в исполнении взрослого)
Музыкальный руководитель: Ну что ж, ребята, вот и пришла пора прощаться с волшебным осенним лесом (подносит к уху осенний листочек). Ой, он мне что-то шепчет, давайте послушаем. Листочек на прощание попросил меня подарить вам песенку.
(Дети складывают ладошки вместе, взрослый проходит мимо детей и “дарит” им песенку.)
Подставляйте ладони,
Я насыплю вам солнца,
Подарю тёплый ветер,
И рассвет голубой.
А в придачу отдам я вам песню,
Вы возьмите её с собой.
Музыкальный руководитель: Ребята, крепко держите в ладошках песенку, несите её в группу и там выпустите в окошко. А когда вы пойдёте гулять на прогулку, пусть она вам встретится в шелесте осенних листьев, в дуновении ветра, в “песне” дождя. Обязательно послушайте её и расскажете мне о ней на следующем нашем занятии. Всего вам доброго! До свидания!
Уход детей в группу.