Конспект урока обучения грамоте в 1-м классе по теме "Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д, д. Закрепление. Город мастеров"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Закреплять у детей умение читать букву “дэ” в слогах, словах и текстах, развивать умение осуществлять звукобуквенные сопоставления (явления замены [д-д'] в конце парным звуком [т-т'], продолжить работу со слого-звуковыми схемами);
  2. Расширить кругозор ребят о профессиях людей, воспитывать добросовестное отношение к труду и учебе – как виду деятельности детей;
  3. Развивать мышление и речь детей.

Оборудование:

Разрезная касса букв и слогов, слого-звуковые схемы, картинки с изображением мальчиков (звонкий – глухой согласный); тексты для хорошо читающих детей; иллюстрации с изображением людей различных профессий; ряд гласных для чтения слогов; названия “Город Мастеров”, “Викторина” - вывески на доску;

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, задач урока

-Сегодня на уроке мы побываем в городе Мастеров, узнаем много интересного, а также покажем, как мы научились читать.

II. Фонетическая зарядка

- А начнем мы наш урок с фонетической зарядки. Итак, приготовились!

III. Повторение пройденного

- С какими звуками работали на последних уроках? [д], [д']. Расскажите о них.

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

- Куда мы поселим букву Д? (размещение в кассе букв и слогов).

Задание на группировку букв.

у б И в Д т П а

- Мы изучили много букв. А вот кто-то все буквы рассыпал. Посмотрите внимательно, на какие группы можно разделить все эти буквы? (Гласные и согласные). Докажите.

- Куда же попала наша буква Д? В какую группу?

- Как по-другому можно разделить эти буквы на группы? (большие и маленькие).

IV. Чтение слогов

- В нашем городе Мастеров – красивая клумба. Кто посадил клумбу? Как называется профессия человека? (На доске - цветочки с изображением согласных букв, к ним учитель подносит карточки с согласными Д, Т из разрезной кассы букв и слогов).

- Распеваемся. Читаем слияния:

Ба бо бу бы бе би бя

- Согласный звук звонкий или глухой? (Звонкий).

- А теперь будем петь с буквой Т.

Та то ту ты те ти тя

- Какой слышиет звук? (Глухой).

- Придумайте имя мальчику (Рисунки с изображением двух мальчиков - на доске). С какой буквы?

Т - Тихон

Д - Дима

V. Игра “Узнайте звук”

- Если вы слышите звук Димин - [д-д'], то хлопаете в ладоши. Готовы?

дом тарелка Дима
Том дятел туман
дядя дрова
тетя Тима

VI. Физминутка

“Ветер дует”

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

- Какие встретились слова со звуками [д-д']? (Дует, деревцо).

VII. Чтение слов. Работа с “Азбукой” (с. 113).

- В каком слове только один слог? Докажите. (Один гласный звук).

Составьте схему к данному слову (индивидуальное задание).

- Какое слово подходит к схеме? (Учитель демонстрирует схему слова – дети подбирают подходящее слово из предложенных на доске). Дима.

- А можно ли еще к данной схеме подобрать слово? Тима.

- Какая разница в словах? (т-д).

VIII. Подготовка к чтению текста

- Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображен? (Люди разных профессий). А что такое профессия?

IX. Работа с текстом “Азбуки” (с.113)

Чтение текста “Кто кем работает”.

- Почему так говорят: “Труд кормит и одевает”, “Какие труды, такие и плоды”?

Упражнения в чтении.

Чтение хором (“Тихо-громко”, игра “Пропуск”, “Птичий базар”).

В городе Мастеров нужны люди разных профессий. Сейчас ребята нам прочитают стихи о некоторых профессиях.

X. Индивидуальная работа

Задания хорошо читающим: подготовиться к чтению стихотворений.

1 ученик:

Доктор.

Доктора не бойтесь, дети!
Он добрее всех на свете.
С ним давно знакома я:
Это мамочка моя!

(Г. Виеру)

2 ученик:

Дрессировщики.

Дрессировщики зверей!
Дайте сахару скорей!
Долго звери вас учили,
Чтоб награды им вручили.

(В. Берестов)

3 ученик:

Летчик водит самолеты –
Это очень хорошо.
Повар делает компоты –
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори.
Есть учительница в школе.

XI. Итог урока

- С какими профессиями познакомились на уроке? Дома узнайте, расспросите родителей об их работе и расскажите на следующем уроке ребятам.

XII. Физминутка “Внимание”.

Проводится короткая игра на внимание.

XIII. Викторина о профессиях (сопровождается иллюстрациями)

Как называют человека, который готовит животных цирка к выступлению на арене? (Дрессировщик).

Кто поддерживает чистоту и порядок во дворе и на улице около дома? (Дворник).

Кто лечит нас от болезней? (Доктор).

Как называют человека, который ухаживает за садовыми растениями? (Садовник).

Какую птицу называют “лесным доктором”? (Дятел). Почему?

Как называют музыканта, управляющего оркестром с помощью специальной палочки? (Дирижер).

Кто спас Красную Шапочку? (Дровосеки).

Кем работал человек по фамилии Печкин? (Почтальон).

Люди какой профессии опускаются на морское дно или на дно реки? (Водолазы). Почему их так назвали?

Кто учит ребят в школе? (Учитель).

А в детском саду кто помогает детям стать умными, развитыми, здоровыми? (… Много профессий).

Учитель: Все профессии важны! Город Мастеров будет расцветать и жить, если люди будут трудиться. Ведь не зря народ сказал: “Без труда нет добра”.

Слава летчикам в полете, -
Тем, кто в небе на работе!
Слава тем, кто у печей, -
Нет работы горячей!
Трактористу – слава в поле,
А твоя работа в школе.
Труд твой тоже на виду.
Слава честному труду!

- Ребята, вы – ученики, учеба – это ваш труд. Поэтому в школе вы должны хорошо трудиться, значит, хорошо учиться!

- Спасибо вам за урок!