Программное содержание: Научить детей правилам безопасности на улице, если “чужой” пришел в дом, рассмотреть ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека и научить детей как действовать в таких ситуациях.
Материал: Иллюстрации по данной теме и из рассматриваемых сказок.
Методика: Занятия проходит в форме беседы-диалога с элементами обсуждения.
Ход занятия
I. В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Таких людей называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка или даже убить человека.
А преступник – гадости,
Чтоб ребенка усыпить,
Фанту даст ему попить,
В очень вкусные конфетки
Суннит сонные таблетки.
Принесет наклеек пачку
И отравленную жвачку.
Надо помнить: такая еда
Принесет вам немало вреда!
Сейчас мы рассмотрим опасности, которые могут подстерегать нас возле дома и на улице.
Итак, первая ситуация:
1. Если ты потерял родителей в незнакомом месте (рынок, новый город, магазин), твои действия? (Выслушиваются мнения детей).
Из всего вами сказанного выводим правила: стой там, где потерялся, если родителей долго нет, обратись за помощью к милиционеру, продавцу, к дежурному.
2. Ты гуляешь на улице, к тебе подходит добрый и ласковый мужчина, предлагает сладости и зовет покататься на автомобиле. Твои действия? (Мнения детей).
Выводим правила:
- идя на улицу ставь родителей в известность, где будешь играть;
- ели уже стемнело, лучше вернуться домой;
- не принимай от незнакомых взрослых угощенья;
- никогда не разговаривай на улице с пьяными и незнакомыми людьми;
- не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, пустырь или другие безлюдные места.
3. Ситуация: ты возвращаешься домой по темному переулку или лесу и почувствовал, что кто-то бежит за тобой. Что предпримем? (Мнения детей).
А теперь подытожим:
- не оглядываясь, беги в людное место: к магазину, к автобусной остановке, к родителям;
- если он применяет силу – сопротивляйся, кричи, зови на помощь: “Помогите, меня уводит незнакомый человек!”
- на вопросы и просьбы незнакомого, отвечай “Нет!”.
4. Cитуация: если ребята постарше тебя, подростки, зовут и уговаривают пойти с ними поиграть в подвале, чужом подъезде или просят деньги. Твои действия? (Мнения детей).
Выводим правила:
- со старшими ребятами лучше не общаться, для игр есть сверстники;
- если будут упорно звать, не обращая внимания на твои отказы, сошлись на головную боль или на то, что проголодался и бегом домой;
- если просят деньги и при этом угрожают, отдай, но, придя домой, обязательно расскажи родителям.
- умейте сказать “Нет!” приятелю, который пытается вовлечь вас в опасную ситуацию – залезть на крышу, пойти одним в лес.
II. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Сказочные герои”. Правило игры: педагог показывает иллюстрации с изображением героев сказок: “Буратино”, “Кот, петух и лиса”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Сказка о спящей царевне”, “Волк и семеро козлят”, “Дудочка и кувшинчик”, “Колобок”; а дети должны сказать, какое из правил нарушили герои, и как нужно было им поступить, чтобы не попасть в сложные ситуации.
III. Подвести итог занятия:
Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет.
Отвечайте твердо: “Нет!”
Вам предложат обезьянку
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет
Отвечайте твердо: “Нет!”
Затем предлагается провести тренинг.
Тренинг
В нем отрабатывается защитное поведение ребенка в случае насильственных действий. Чрезвычайно важно научить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих,
Вначале педагог просит позвать на помощь, как это делал петушок в сказке:
Несет меня лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы…
Кот и дрозд спасите меня!
Разыгрывается сценка, где один из детей изображает лису, а другой – петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывает на помощь.
В следующем сюжете тренинга предлагается вообразить ситуацию: незнакомый, чужой человек на улице хватает ребенка за руку и тащит куда-то. Пусть дети попарно изображают “чужого человека” и “ребенка”, которого похищают и насильно желают посадить в машину. Важно чтобы в роли “похищенного” побывал каждый ребенок. Закончите ситуацию счастливым концом, когда ребенок вырывается и убегает или ему приходят на помощь другие дети в роли взрослых.
Предложите детям подумать о других способах защиты: укусить за руку, ударить по ноге ботинком, кинуть песком в лицо обидчику и т. д.
Интеллектуальная телевикторина “Турнир эрудитов”
Программное содержание: Закрепить понятие ОБЖ; сформировать умение действовать правильно в экстремальных ситуациях. Обобщить знания о правилах техники безопасности в быту на улице. Развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями. Воспитывать уверенность в своих силах.
Материал: Телевизор с магнитофоном, аудиокассета с музыкой, кассета на которой записаны вопросы сказочных животных. Волшебный ящик, в котором лежит 3 мешочка с изображением: утюг, фен, игрушечная газовая плита, спички, нож и ножницы. Мнемотаблицы и дорожные знаки; карточки с номерами телефонов службы спасения в 2-х экземплярах; карточки с изображением органов человека: легкие, сердце, глаз, ухо, мозг, пищевод, ноги, руки и т.д. План-схема здания детского сада в 3-х экземплярах. Цветы на всех гостей, пришедших на занятие. Эмблемы 3-х команд. Вопросы для зрителей. Цветные ценники для отметки балла.
Вопросы для блиц опроса
- Можно ли вы ходить из автобуса, если двери закрываются?
- Мальчик с любопытством рассматривает улицу, выглядывает в открытое окно автобуса и машет рукой проезжающему мимо транспорту. Правильно ли он поступает?
- Можно ли играть на проезжей части улицы?
- Почему человек заболевает?
- Как отличить больного человека от здорового?
- Какие существуют правила обращения с лекарствами?
- Подъехала красивая машина. Незнакомец предлагает вам сесть в нее и показать дорогу к магазину. Что вы сделаете?
- Какие правила необходимо соблюдать, выходя на улицу?
- Что делать, если ты потерялся?
- Назовите причины возникновения пожаров и методы их избежания?
- Каковы правила поведения при пожаре?
- Если в квартире возник пожар, к какой службе спасения ты обратишься, выйдя из дома?
- Почему важно беречь и охранять природу?
- Какие правила поведения в лесу, на реке вы знаете?