Внеклассное мероприятие по физике для старшеклассников "Физика и тайны красоты"

Разделы: Физика


Цель мероприятия:

  • развитие интереса к предмету физики, популяризация предмета физики,

  • активизация деятельности научного воображения и исследовательской деятельности учащихся,

  • стремление приучить учеников мыслить в духе физической науки.

Оформление:

  • два стола для экспертов лабораторий,

  • таблички с названиями лабораторий,

  • на доске - название мероприятия “Физика и тайны красоты”.

Оборудование:

  • опытные демонстрационные установки по дисперсии света,
  • стеклянные призмы(17 штук),
  • пустая пластиковая банка,
  • имитирующая флакончик с лаком для ногтей в увеличенном виде,
  • окрашенная жидкость,
  • зола или уголь,
  • пластиковый круглый сосуд небольшой высоты,
  • имитирующий коробочку пудры, мелко истолченный мел бежевого цвета,
  • шарики из подшипников,
  • диск с фонограммой песни А.Буйнова “Петро”,
  • диск с рекламами косметической продукции,
  • музыкальный центр,
  • видеопроектор.

Мероприятие сопровождается презентацией (см. Приложение)

Ведущий. Добрый день, друзья! Все мы знаем о засилье рекламы в средствах массовой информации. Только и слышно: “Ведь вы этого достойны!”, “Только у нас!”, “Советуют профессионалы”, “Рекомендовано дерматологами”. Насколько правдива реклама? Все ли действительно так, как обещает реклама? Сегодня мы в гостях у экспертов лаборатории новейших технологий, они будут решать труднейшие задачи, требующие знаний физики. Какие? Это мы сейчас узнаем от наших посетителей. Но для начала познакомимся с нашими экспертами. Сегодня свои знания покажут эксперты двух лабораторий: лаборатории “Физикон” и лаборатории с романтическим названием “Ультрафиолет”.

Играет музыка, входят эксперты.

Представление экспертов: название, эмблема, старшие научные сотрудники, младшие научные сотрудники.

Входят посетители.

Посетители (модные девушки). Помогите! Нам, красивым девушкам, так тяжело стало жить в последнее время: столько рекламы, не знаешь, что и выбрать. А рекламы такие непонятные, ну будто учебник физики читаешь: какие-то светопоглощающие технологии, телескопический эффект, призматические отражающие частицы. Ну с физикой у нас не очень хорошо в школе было. Вот мы и пришли к вам, чтобы вы объяснили насчет всех этих революций в мире лаков для ногтей, ресниц, касающихся звезд, как обещают производители. И рекламные проспекты прихватили.

Показывает рекламные проспекты, на экране - заставки рекламной продукции, голос за кадром озвучивает:

 Ведущий. Думаю, обязательно помогут. Мне и самой интересно. Исследовать лак для ногтей и тушь для ресниц “Черный уголь” будут эксперты лаборатории “Физикон”, а пудру для лица - эксперты лаборатории “Ультрафиолет”.

А пока наши эксперты заняты, проведем конкурс болельщиков.

“Конкурс болельщиков”.

1.Музыкальный спринт.

Звучит песня А.Буйнова “Петро”.

На дельтаплане в космос не полетишь,
На самокате не подняться в горы,
Но этим девушку ты не удивишь –
Все только разговоры.

Ведущий. Почему на дельтаплане не летают в космос, а на самокате нельзя забраться в горы?

Выслушиваются варианты ответов.

2.Интеллектуальный спринт.

Каждая команда болельщиков может набрать еще большее количество баллов, ответив на вопросы интеллектуального конкурса.

  1. Почему лед медленнее тает, если его завернуть в мокрую газету? (Мокрая газета мешает теплу пройти извне).
  2. Почему палец примерзает к холодному металлу? (Из-за большой теплопроводности металла при соприкосновении имеющаяся на коже влага замерзает).
  3. Каким газом наполняли первые дирижабли? (Водородом).
  4. Греет ли вуаль женской шляпки? (Нет, сохраняет тепло).
  5. Какого цвета водяной пар? (Бесцветный).
  6. Что видно, если ничего не видно? (Туман)
  7. Кипит ли вода внутри трубочек макарон? (Нет)
  8. Почему в сауне человек может выдержать температуру до 130° С, а в русской бане вдвое меньше? (В сауне сухой воздух, и испарение влаги охлаждает кожу.)

3. “Парфюмерно-косметический” спринт.

Ведущий. Вдохновить могут не только картины природы и любовь, но и физические понятия и явления. Именно понятия и явления физики вдохновили некоторых парфюмеров на создание духов с “физическими” названиями. Поскольку тема нашего мероприятия - “Физика и тайны красоты”, следующее задание болельщикам будет таким: перечислить духи или косметическую продукцию с “физическими” названиями и объяснить, что эти названия означают. Я думаю, что девочки-болельщицы будут более активными в подборе названий, чем мальчики, а мальчики помогут объяснить названия продукции.

Духи “Турбуленс”. Турбулентность - нерегулярные течения жидкой или газообразной среды с сильным перемешиванием и хаотическим изменением параметров. Главнейший враг любого летчика – турбулентные потоки воздуха.

Духи “Ультрафиолет”. Ультрафиолетовые лучи представляют собой электромагнитные волны, длина которых меньше, чем у лучей видимого света. Существует три типа ультрафиолетового света: ультрафиолет А (UVA), ультрафиолет B (UVB) и ультрафиолет C (UVC). Из этих трех типов только UVA– и UVB-лучи проходят через атмосферный фильтр. Кожа загорает на воздухе благодаря световым волнам диапазона UVA и UVB. Источники ультрафиолетового излучения - высокотемпературная плазма, ускоренные электроны, некоторые лазеры, Солнце, звезды и др. Малые дозы ультрафиолетового излучения оказывают благотворное действие на человека и животных.

Туалетная вода “Кристалл”. Кристаллы - это твёрдые тела, атомы или молекулы которых занимают определённые, упорядоченные положения в пространстве. Кристаллы одного и того же вещества имеют разнообразную форму. Углы между отдельными гранями кристаллов одинаковы. Некоторые формы кристаллов симметричны. Цвет кристаллов различен, — очевидно, это зависит от примесей.

Идеальная форма кристалла имеет вид многогранника. Такой кристалл ограничен плоскими гранями, прямыми ребрами и обладает симметрией. В кристаллах можно найти различные элементы симметрии. Кристаллические тела делятся на монокристаллы и поликристаллы. Частицы в кристалле располагаются так, что они образуют определенную правильную форму, решетку.

Тушь “Телескопик”. Основное назначение телескопа – собрать в глазу наблюдателя как можно больше света и при необходимости увеличить угловые размеры наблюдаемого объекта. При наблюдении в телескоп небесных тел их угловые размеры увеличиваются, создается иллюзия того, что объект стал ближе, и ты можешь коснуться его рукой. Создателям туши для ресниц “Телескопик” хорошо знаком такой эффект, поэтому они и использовали рекламный слоган: “Ваши ресницы касаются звезд!”.

Ведущий: я думаю, наши эксперты уже готовы дать исчерпывающие ответы на вопросы наших милых девушек.

Отвечают эксперты лаборатории “Физикон”. На экране еще раз демонстрируется рекламный проспект лака для ногтей.

Старший научный сотрудник лаборатории “Физикон”: в данном лаке для ногтей содержатся микрокристаллические призматические отражающие частицы, как и говорится в рекламе. Сейчас мы продемонстрируем, что происходит при прохождении света через одну такую призматическую частицу. (На экране демонстрируется разложение естественного света в спектр при прохождении его через призму с помощью набора для демонстрационных экспериментов “Волновая оптика”). Во флакончике лака для ногтей таких призматических частиц – огромное количество, и каждая разлагает свет в спектр, поэтому и создаются “волны живого цвета при каждом движении рук”. А для наглядности мы подготовим и подарим девушкам эксклюзивный флакончик лака для ногтей! (Эксперты берут прозрачную емкость, складывают туда 15-17 лабораторных стеклянных призм, заливают водой, подкрашенной марганцовкой, и торжественно вручают девушкам. Можно подсветить этот сосуд с призмами.)

А теперь о туши для ресниц “Черный уголь” (на экране демонстрируется рекламный проспект туши для ресниц “Черный уголь”). В данной туши содержатся пигменты чистого угля. Глубокий черный цвет древесного угля, бархата объясняется тем, что между частичками угля или ворсинками бархата есть небольшие промежутки, и свет, попадая между этими промежутками, испытывает многократные отражения и сильно поглощается. (Демонстрируют прозрачный сосуд с мелко истолченным углем).

Ведущий. Благодарим экспертов лаборатории “Физикон” за кропотливую работу. Слово предоставляется экспертам лаборатории “Ультрафиолет”.

Отвечают эксперты лаборатории “Ультрафиолет”. На экране демонстрируется рекламный проспект пудры для лица.

Старший научный сотрудник лаборатории “Ультрафиолет”: как уверяют производители, секрет формулы данной пудры - частицы титана, которые в 1000 раз мельче частиц, содержащихся в обычной пудре. Мы провели исследования и обнаружили некоторые свойства титана: на его поверхности образуется тончайший слой оксида, который значительно тоньше оксида других металлов. Сквозь этот тончайший слой оксида титана виден сам металл. Таким образом, микроскопические шарики титана позволяют рассеивать свет до бесконечности, создавая ощущение “сияющего” лица. Мы также подготовили девушкам эксклюзивную коробочку пудры (в прозрачную круглую емкость небольшой высоты высыпается мелко истолченный мел с маленькими металлическими шариками из подшипников, коробочка вручается девушкам-посетительницам).

Посетители (модные девушки): спасибо, вы нам помогли, теперь мы понимаем, что физика служит не только технике, но и красоте, и при выборе косметической продукции мы будем вооружены знаниями физики.

Ведущий. Благодарим экспертов лаборатории “Ультрафиолет” за работу. Я думаю, многие секреты физики все же были благополучно раскрыты нашими экспертами. Лаборатории сегодня заканчивают свою работу, но мы не прощаемся. До новых встреч!

Жюри подводит итоги.

Играет музыка.