Предшкольная подготовка детей в условиях группы кратковременного пребывания в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Детский сад “Сказка” в городе Рубцовске Алтайского края знают многие. Он заслуженно пользуется популярностью у родителей среди дошкольных образовательных учреждений.

Руководит “Сказкой” с самого ее открытия Любовь Илларионовна Косымова – отличник народного просвещения, мастер своего дела, опытный педагог и наставник.

С целью установления преемственности технологий развивающего обучения между детским садом и школой внедрены и реализуются программы Л.А.Венгера “Развитие” и “Я, ты, мы” О.М.Князевой, Р.Б.Стеркиной по социально-эмоциональному развитию.

С 2006 года детский сад является участником краевой экспериментальной площадки по теме: “Организационно-методические и психолого-педагогические условия предшкольной подготовки детей, не посещающих ДОУ”, созданной на базе кафедры психологии и педагогики начального образования Барнаульского государственного педагогического университета при поддержке Российского государственного научного фонда.

Цель эксперимента: апробация программы “Мой мир”, разработанной коллективом педагогов и психологов университета.

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Колмогорова Людмила Степановна.

Экспериментальную работу осуществляют педагоги детского сада:

воспитатель, педагог-психолог, руководитель изодеятельности, руководитель физвоспитания, музыкальный руководитель под руководством заведующей и заместителя заведующей по воспитательно-образовательной работе.

Цель программы “Мой мир” – обеспечить преемственность становления базиса личностной культуры ребенка и актуализировать возможности детей, необходимые для их успешного вхождения в новое образовательное пространство.

Для осуществления экспериментальной работы в детском саду имеются документы:

  • Лицензия на реализацию программ дошкольного образования;
  • Устав ДОУ;
  • Договор с ГОУ ВПО “Барнаульский государственный педагогический университет”;
  • Приказы МУ “Управление образования” г.Рубцовска, МДОУ "Детский сад № 6 "Сказка" “Детский сад № 6 “Сказка” о создании группы кратковременного пребывания.
  • Положение о группе кратковременного пребывания;
  • Договоры с родителями;
  • Учебный план, расписание занятий, режим работы группы.

Программа “Мой мир” включает в себя разделы “Я в мире людей”, “Я в мире прекрасного”, “Я в мире природы”, “Я в мире знаний”. В процессе их изучения дети усваивают правила общения, учатся видеть прекрасное вокруг себя, познают закономерности явлений природы, примеряют к себе роль будущего ученика. На каждого ребенка имеются по четыре тетради для совместной и индивидуальной работы. Во всех разделах присутствуют задания на развитие познавательных процессов детей и осуществляется подготовка руки к письму.

Для детей кратковременной группы в детском саду созданы благоприятные условия для полноценного физического, познавательного, эмоционального и художественно-эстетического развития в соответствии с возрастом.

Основные занятия проходят в изостудии, также используются помещения музыкального и спортивного залов, кабинет психолога. Созданы игровая и учебная зоны. Приобретены дидактические игры, игрушки, раздаточный материал.

Сформирована группа из 15 детей 5-6 лет, которые не посещали ранее детский сад.

Дети приходят четыре раза в неделю с 12-30 до 15-00 часов. В день проводится три занятия с 10 минутными перерывами. Минуты отдыха заполняются подвижными играми, соревнованиями, музыкальными паузами.

В предшколе преобладают занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (развитие познавательных и творческих способностей, систематизация знаний, получение новых и т.д.). Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, исследуют окружающую среду, играют, рисуют, выполняют различные задания. Педагоги создают игровые проблемные ситуации, где дети учатся делиться своими впечатлениями, переживаниями, принимать решения, находить оптимальный выход. <Приложение 1>

В работе с детьми используются различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, творческие, строительные, пальчиковые и другие, воздействующие на психическую сферу, стимулирующие поисково-экспериментальное поведение.

Занятия дополняются экскурсиями в городскую картинную галерею имени В.Тихонова, Детскую художественную школу, городской краеведческий музей, содержание которых определяется программой “Мой мир”.

Для детей организуются праздники и вечера-развлечения совместно с родителями: “День знаний”, “Осенины”, “Приключения у новогодней елки”, “Защитники Отечества”, “Мамин день”, “Счастливый случай”, “Азбука доброты”, “До свиданья, детский сад”.

С родителями воспитанников проводятся семинары-практикумы на темы: “Формирование интереса к школе у будущих первоклассников”, “Как развивать речь ребенка?”, родительское собрание совместно с учителем начальных классов и психологом “Что такое готовность к школе?”, круглый стол “Воспитание культурного поведения”, консультации “Как узнать, готов ли ребенок к школе?”, “Что должен знать и уметь первоклассник?”, оформлен родительский уголок. <Приложение 2>, <Приложение 3>.

Педагоги, работающие в группе кратковременного пребывания, прошли обучение на курсах повышения квалификации на базе ФПК и ППРО БГПУ по теме “Организация предшкольной подготовки в группах кратковременного пребывания”, а в октябре 2007 года приняли участие в работе Всероссийской научно-практической конференции “Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения”.

В результате грамотного и ответственного отношения педагогов к работе достигнуты положительные результаты. В конце учебного года дети стали самостоятельными и организованными, научились планировать свою деятельность, соблюдать общепринятые нормы и правила. Они преодолевают трудности, встречающиеся на пути, добиваются поставленной цели, гордятся своими достижениями. У детей сформировались товарищеские отношения к сверстникам, интерес и потребность к совместным занятиям и играм, умение уважать мнение других людей, уверенность в своих силах.

С самого начала занятий у детей было желание получать новые знания. У них проявились способности к разным видам деятельности – рисованию, танцам, пению, конструированию.

И самое главное – появилось желание пойти в школу!